Александр Кищенко был очень похож на великого мексиканского монументалиста Диего Риверу. Невысокий, плотный, круглолицый, черноволосый. Но сходство этих мастеров не только внешнее. Они братья по крови, по духу и неуемной жажде жизни.
Кищенко родился на хуторе Белый Колодезь в России, учился во Львове. По приглашению Гавриила Ващенко приехал в начале 60–х в Минск, где и прожил до конца жизни. Семь лет преподавал на кафедре монументально–декоративного искусства. Получилось, что все свои самые лучшие и знаковые работы сделал в Минске.
Количество мозаик, портретов, тематических картин, натюрмортов и пейзажей, гобеленов и рисунков — феноменальное. Всего творческого наследия Александра Кищенко с лихвой хватило бы на десяток художников меньшего масштаба. Когда и как он все это успел сотворить — непонятно.
Он очень любил жизнь, во всех ее проявлениях. Мог работать сутками напролет, выдумывая свои невероятные проекты, поражающие и удивляющие. Казалось, что он стремится охватить все виды и жанры изобразительного искусства, чтобы в каждом создать что–то неповторимое.
Уже прошло почти двадцать лет, как его не стало, но и сегодня часто рассказывают о его розыгрышах и шутках, вспоминают и смеются. Причем так, словно слышат его глуховатый голос со своеобразным украинским акцентом, словно видят его глаза, полные смеха или ужаса, когда история касалась чего–то страшного.
Он был очень талантлив и жил на всю катушку. Казалось, что не существовало задачи, которую не решит Кищенко. Это он создал и организовал сложнейшее производство гобеленов в Борисове. Это по его эскизу выполнен самый большой гобелен в мире (кстати, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса). По его эскизам и картонам выполнены мозаики на въезде в Минск, на гостинице «Турист», на Юбилейной площади... Витражи, росписи, энкаустика — он освоил все.
Его влияние на белорусское изобразительное искусство ощущается и сегодня. Уверен, что это с его появлением в Минске живопись местных художников изменилась. Она стала ярче, энергичнее, живее.
Главное — Кищенко никогда не мелочился и не останавливался. Работал так, словно за ним гонятся. Уже будучи тяжело больным, он не выпускал из рук кисть и карандаш. Спешил, словно хотел сказать еще и еще.
Фотохудожник Евгений Коктыш запечатлел народного художника Беларуси Александра Кищенко в мастерской. Этот снимок напечатан во многих альбомах, посвященных творчеству мастера. Да, он такой и был. Невысокий, сильный, насмешливый и невероятно талантливый.
ladzimir@tut.by
Советская Белоруссия № 136 (25018). Суббота, 16 июля 2016