История одной фотографии художника Александра Кищенко

Великий трудяга

Александр Кищенко был очень похож на великого мексиканского монументалиста Диего Риверу. Невысокий, плотный, круглолицый, черноволосый. Но сходство этих мастеров не только внешнее. Они братья по крови, по духу и неуемной жажде жизни.


Кищенко родился на хуторе Белый Колодезь в России, учился во Львове. По приглашению Гавриила Ващенко приехал в начале 60–х в Минск, где и прожил до конца жизни. Семь лет преподавал на кафедре монументально–декоративного искусства. Получилось, что все свои самые лучшие и знаковые работы сделал в Минске.

Количество мозаик, портретов, тематических картин, натюрмортов и пейзажей, гобеленов и рисунков — феноменальное. Всего творческого наследия Александра Кищенко с лихвой хватило бы на десяток художников меньшего масштаба. Когда и как он все это успел сотворить — непонятно.

Он очень любил жизнь, во всех ее проявлениях. Мог работать сутками напролет, выдумывая свои невероятные проекты, поражающие и удивляющие. Казалось, что он стремится охватить все виды и жанры изобразительного искусства, чтобы в каждом создать что–то неповторимое.

Уже прошло почти двадцать лет, как его не стало, но и сегодня часто рассказывают о его розыгрышах и шутках, вспоминают и смеются. Причем так, словно слышат его глуховатый голос со своеобразным украинским акцентом, словно видят его глаза, полные смеха или ужаса, когда история касалась чего–то страшного.

Он был очень талантлив и жил на всю катушку. Казалось, что не существовало задачи, которую не решит Кищенко. Это он создал и организовал сложнейшее производство гобеленов в Борисове. Это по его эскизу выполнен самый большой гобелен в мире (кстати, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса). По его эскизам и картонам выполнены мозаики на въезде в Минск, на гостинице «Турист», на Юбилейной площади... Витражи, росписи, энкаустика — он освоил все.

Его влияние на белорусское изобразительное искусство ощущается и сегодня. Уверен, что это с его появлением в Минске живопись местных художников изменилась. Она стала ярче, энергичнее, живее.

Главное — Кищенко никогда не мелочился и не останавливался. Работал так, словно за ним гонятся. Уже будучи тяжело больным, он не выпускал из рук кисть и карандаш. Спешил, словно хотел сказать еще и еще.

Фотохудожник Евгений Коктыш запечатлел народного художника Беларуси Александра Кищенко в мастерской. Этот снимок напечатан во многих альбомах, посвященных творчеству мастера. Да, он такой и был. Невысокий, сильный, насмешливый и невероятно талантливый.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 136 (25018). Суббота, 16 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter