Ремонт в Республиканской музыкальной гимназии-колледже при БГАМ тянется почти 10 лет

Вечный двигатель ремонта

Все мы знаем: ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. А как быть в ситуации, когда закончить не получается, а прекращать ни в коем случае нельзя? Республиканская гимназия–колледж при Белорусской государственной академии музыки в условиях ремонта существует уже не один год, воспитывая при этом талантливую молодежь.


Наверняка многие, фланируя от Немиги к проспекту Независимости, обращали внимание на запертые двери симпатичного здания рядом с кафедральным костелом. С парой мемориальных досок и табличкой, гласящей, что этот дом имеет историко–культурную ценность. Если обойти вокруг, можно сразу невооруженным глазом определить, какая часть здания на площади Свободы, 7 уже отремонтирована и обновлена: контраст между окрашенным утепленным фасадом 6–этажной пристройки конца 1960–х и пока что не обихоженной старой частью бывшего иезуитского коллегиума, что называется, налицо. Директор Республиканской гимназии–колледжа Семен Климанов не жалуется, характер не такой, но ситуацию с затянувшимся ремонтом обрисовывает четко:


— Проекты реконструкции относятся к 2006 году. Тогда же было установлено, что здание является памятником архитектуры — вернее, первые 2 этажа и подвалы. Следовательно, ему требуется не просто капитальный ремонт, а реставрационные работы. Исторической ценностью наделены и подвальные помещения, которые в советские времена были просто зашиты и не эксплуатировались. Ремонт разделили на несколько этапов, на первом приводили в порядок часть здания 1969 года постройки. Два года назад ее ввели в эксплуатацию, именно здесь мы сейчас и учимся.

В отремонтированных стенах тепло и уютно, в классах новая удобная мебель и, что составляет особую гордость учебного заведения, новые рояли. Тем ярче контраст, когда попадаешь в историческую часть здания, куда учащиеся не допускаются. Здесь по–прежнему располагаются кабинеты администрации учебного заведения, рассказывает директор:

— Фактически доступ сюда имеет только администрация, мы делаем все, чтобы здание не пришло в негодность. Здесь размещено и кое–какое оборудование, в частности, некоторые музыкальные инструменты: для их хранения создаем необходимые условия. К примеру, осуществляем текущий ремонт кровли, поскольку важно обеспечить для инструментов и тепловой, и воздушный режим.

Вслед за Семеном Михайловичем проходим по безлюдным аудиториям, коридорам, залам. Ужасных картин разрухи и обветшалости не видно, однако по сравнению с отремонтированной пристройкой тут гораздо холоднее, хотя радиаторы центрального отопления  теплые: сквозит из огромных окон со старыми деревянными рамами, истертый паркет нуждается в обновлении, кресла в большом зале нужно попросту менять. Бережно укрытые чехлами концертные рояли всеми силами защищают и от сквозняков, и от влаги, однако несколько оставшихся в закрытой зоне ценных инструментов сейчас не задействованы в учебном процессе, что огорчает администрацию и педагогов.

Техническое состояние здания создает еще одну проблему, и весьма серьезную. Речь — об отсутствии собственного концертного зала. И большой зал, бывший когда–то филиалом филармонии и одной из ярких культурных точек на карте Минска, и малый, где раньше проходили экзамены у юных исполнителей, увы, расположены именно в старой части, куда ремонтные бригады еще не успели добраться. Нельзя забывать, что гимназия–колледж — аналог Центральной музыкальной школы в Москве, то есть учебное заведение, собирающее так или иначе лучших из лучших. Для
Ученики в неотремонтированную часть здания не допускаются.


подготовки воспитанников к серьезным конкурсам концертный зал просто необходим, ведь третий, самый сложный тур конкурсной программы для солиста, как правило, предполагает выступление с оркестром. Чтобы не растеряться и показать класс, юному дарованию нужны не одна и не две репетиции. Кроме того, любое высококлассное музыкальное учебное заведение, как правило, ведет концертную деятельность, и гимназия–колледж не исключение — свыше 70 выступлений только за первое полугодие 2015/2016 учебного года.

— Как выходим из положения? — переспрашивает Семен Климанов: — Большой концертный зал нам было рекомендовано не эксплуатировать. На помощь приходят наши друзья: Белорусская государственная академия музыки, Белгосфилармония, Национальный художественный музей, концертный зал «Верхний город», залы музыкальной школы № 10 и клуба Дзержинского, словом, те площадки, где есть необходимые условия для выступлений учащихся. Однако проведение мероприятий, к примеру, в филармонии и «Верхнем городе» связаны с арендной платой, иными организационными сложностями. Поэтому, разумеется, гимназия–колледж крайне заинтересована в собственных концертных залах.

Многие годы учреждение лишено и своей спортивной площадки. Возвращенный в прошлом году решением городских властей после временного изъятия для строительных нужд земельный участок сегодня представляет собой пустое заснеженное пространство. Учебному заведению пришлось своими силами возвести ограждение, чтобы спастись от автомобилистов. Центр города, рядом рестораны и места отдыха — желающих поставить машину на любом свободном клочке земли хоть отбавляй! А детям между тем нужно заниматься физкультурой — для юных музыкантов, по многу часов в день сидящих и за партой, и за инструментами, вопрос физической активности стоит очень остро.


Самое грустное, что скоро Республиканская музыкальная гимназия–колледж выпустит поколение юных талантов, которые свою альма–матер и не видели в состоянии ином, чем активные или вялотекущие ремонтные работы. Хотя коллектив учебного заведения настроен бодро: мелкие проблемы вроде протекающей по весне кровли оперативно решаются собственными силами, дети учатся и растут, совершенствуя свое мастерство. И все тихо надеются, что очередные фазы ремонта не застопорятся на годы.




Справка «СБ»

Республиканская гимназия–колледж при Белорусской государственной академии музыки (Республиканский музыкальный колледж) основана в 1935 году. Среди выпускников учреждения — народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств, лауреаты Государственной премии: С.Кортес, И.Лученок, Д.Смольский, И.Оловников, В.Раинчик, Я.Поплавская, Ю.Гильдюк, В.Нехаенко, В.Перлин, Л.Шеломенцева, В.Дайнеко, В.Дорохин, А.Зубрич. Среди выпускников — около 1.400 лауреатов престижных республиканских и международных конкурсов. Свыше 400 из них получили поощрения специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, многие внесены в банки данных талантливой и одаренной молодежи. За 2015 год свыше 90 юных музыкантов приняли участие в республиканских и международных конкурсах, 31 учащийся был удостоен премий, стипендий и Гранд–премий специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.

Компетентно

Александр Яцко, заместитель министра культуры:

— Если говорить о продолжении строительства, то Указом Президента № 30 от 28.01.2016 г. принята Государственная инвестиционная программа, в которой, к сожалению, не предусмотрено продолжение финансирования работ по проектированию данного объекта в 2016 году. Однако есть поручение Совета Министров, согласно которому по итогам исполнения бюджета за I полугодие мы имеем возможность внести предложение о выделении дополнительного финансирования Республиканской музыкальной гимназии–колледжу.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 25 (24907). Среда, 10 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter