Вечная ценность заповедей Яссауи

Коренные жители самого южного города Казахстана говорят так: «Жизнь дается один раз, и прожить ее надо в Шымкенте». Сумасшедшую жару — а летом плюс 40 в тени еще не предел! — они компенсируют быстрой ездой и веселыми шутками. Шымкент — это сумасшедший ритм, удивительное сочетание бурно растущих микрорайонов и одноэтажных кварталов, дорогих бутиков и фантастически дешевых рынков. Жизнь в городе не затихает даже ночью. И ближе к сумеркам стар и мал стремятся к зелени и воде — в дендропарк либо к фонтанам.

Корреспондент «Белорусской нивы» побывала на дне рождения Астаны, южной границе Таможенного союза и в главном мавзолее всех мусульман.

Коренные жители самого южного города Казахстана говорят так: «Жизнь дается один раз, и прожить ее надо в Шымкенте». Сумасшедшую жару — а летом плюс 40 в тени еще не предел! — они компенсируют быстрой ездой и веселыми шутками. Шымкент — это сумасшедший ритм, удивительное сочетание бурно растущих микрорайонов и одноэтажных кварталов, дорогих бутиков и фантастически дешевых рынков. Жизнь в городе не затихает даже ночью. И ближе к сумеркам стар и мал стремятся к зелени и воде — в дендропарк либо к фонтанам.

(Окончание. Начало в номерах за 30 июля и 4 августа.)

Белорусские автобусы — лучше

Неповторимый южный колорит Шымкента в семидесятые годы прошлого века впечатлил Владимира Высоцкого, и после первого концерта он приехал сюда еще раз. Старожилы вспоминают: чтобы заинтересовать любимого артиста, в местной филармонии решили… принять его на работу. Директор филармонии поплатилась за свою смелость должностью. Но эти события оставили свой след в сердцах местных жителей: клуб поклонников Высоцкого в Шымкенте сегодня — один из самых многочисленных.

Вообще, здесь ценят людей творческих и предприимчивых, не боятся реализовывать самые смелые задумки. Сейчас Шымкент и вся Южно-Казахстанская область стали заметной точкой роста экономики страны. И одна из главных примет стремительного развития региона — строительство новых жилых комплексов, в которых есть место и для соотечественников, когда-то покинувших родину в поисках лучшей жизни, но все же решивших вернуться назад. Власти такому повороту событий только рады.

— Хоть сейчас мы готовы принять 22 тысячи человек, — говорит глава городского акимата Арман Жетписбаев. — Каждая такая семья может на льготных условиях получить дом с участком, где уже есть теплица, которая даст средства к существованию. На юге ведь все хотят быть поближе к земле!

Сегодня в Шымкенте проживают около 800 тысяч человек. По прогнозам, к 2015 году население увеличится до миллиона. Чтобы все могли иметь комфортное жилье, в городе реализуется ряд программ по строительству и капремонту домов. Большие планы и по обновлению общественного транспорта.

— Большинство из курсирующих по улицам областного центра 1800 автобусов требуют замены. Мы рассматривали разные варианты поставки техники, но в итоге решили остановиться на белорусских МАЗах. Учитывая, что теперь Казахстан и Беларусь в едином таможенном пространстве, нам выгодно приобрести автобусы минского производства. Планируем ежегодно обновлять 200—300 единиц машин, — поделился Арман Жетписбаев.

Ослик в хозяйстве незаменим!

По ископаемым Южно-Казахстанской области, как, впрочем, и всей республики, можно изучать таблицу Менделеева. Здесь добывают полиметаллические и железные руды. Местные земли богаты фосфором, известняком, гипсом, строительными песком и глиной. Традиционно здесь развито сельское хозяйство, причем земледелие — поливное. Кроме обычных и для наших широт растений, в Южном Казахстане выращивают хлопок и масляничную культуру сафлор, а в список скотоводства входят даже верблюды. Корма — верблюжьей колючки — для них в регионе хватает. Удивительно, но ее, оказывается, можно заготавливать на зиму. Климат на юге резко континентальный, в декабре—феврале морозы стоят нешуточные, так что витаминный силос, пусть себе и с иголками, придется как нельзя кстати!

Верблюжье молоко, жирность которого доходит до 40 процентов, присутствует на столах местных жителей. Хотя лидерство, конечно же, остается за кумысом, который подают к обеду и в праздники, и в будни. Вообще, лошади в Казахстане — в особой цене, они есть почти на каждом частном подворье. Впрочем, место в сарае находится и для осликов. С их помощью можно перевезти нехитрый груз — на маленькой тележке или просто в мешках. Сельская ребятня не прочь прокатиться на ослике верхом. А взрослое население, вопреки расхожему мнению, считает этих животных умными, терпеливыми и просто незаменимыми в хозяйстве.

Проекты из будущего

Заместитель акима области Сакен Каныбеков рассказал, что благодаря государственной поддержке и инвестиционной политике в регионе реализуются масштабные производственные проекты в разных сферах хозяйствования. Одним из них можно назвать создание текстильного кластера, «прописавшегося» недалеко от областного центра. То есть свободной экономической зоны «Онтутсик». На площадке в 200 гектаров здесь строится ряд предприятий легкой промышленности. Первое из них — фабрика по производству пряжи — было запущено в прошлом году.

— Мы планируем создать полный цикл производства — от выпуска хлопчатобумажных нитей до пошива готовой одежды, белья, трикотажа. В перспективе возможно производство кожаных изделий, высококачественной бумаги, даже целлюлозы, — поделился директор СЭЗ Бахыт Мауленов.

Работу здесь уже нашли около трехсот местных жителей. Когда все предприятия СЭЗ заработают в полную силу, счет тружеников «Онтутсика» пойдет на тысячи.

Еще один грандиозный проект — открытие в Южно-Казахстанской области птицефабрики по производству мяса индейки ТОО «Ордабасы Кус». Мощность нового комплекса на первом этапе позволяет выпускать около пяти тысяч тонн диетического продукта. В конечном итоге предприятие, работающее по израильской технологии, удвоит объемы производства. Работает оно по замкнутому циклу: здесь выращивают птицу, разделывают ее на мясо, делают колбасы, сосиски и так далее. Первую продукцию уже успели оценить не только жители Шымкента, но и Астаны. В перспективе планируется поставлять эти продукты на экспорт.

Загадки великого Отрара

Немалые средства вкладывает государство и в сохранение исторических памятников региона. Директор Отрарского государственного археологического музея-заповедника Пердехан Жапаркулов уверен: потраченные средства окупятся сторицей. Ведь туристы в буквальном смысле слова смогут здесь прикоснуться к истории!

…Затерявшийся в песках древний город Отрар вряд ли оставит кого-то равнодушным. Под слоями выжженной земли и пыли археологи открыли средневековое поселение, считающееся колыбелью казахской цивилизации. Четкая планировка узких улиц, каменные мостовые площадей — попасть сюда можно было только через трое крепостных ворот. Когда ступаешь по тротуару XV века, кажется, что каждый шаг приближает тебя в то неспокойное, такое загадочное время. Когда-то в Отраре чеканили монеты, шили одежду, делали керамическую посуду. Местные жители не понаслышке знали, что такое водопровод и канализация. Теперь по старинным кварталам гуляет ветер, поднимая в воздух раскаленный песок.

Но благодарные потомки день за днем восстанавливают улочки ремесленников, реставрируют дворец султана и пытаются найти ответы на волнующие веками вопросы. Например: где искать следы исчезнувшей и, по свидетельству исследователей древности, очень богатой библиотеки Отрара, насчитывающей не менее полумиллиона томов? По этому поводу существует множество самых невероятных версий, но подтвердить или опровергнуть их сегодня невозможно.

Отрар, который ведет свой отсчет с VIII века, пережил немало ярких и печальных событий, был не раз разрушен и заново возрожден. Во время нашествия Чингиcхана горожане шесть месяцев держали оборону, но в результате предательства крепость была захвачена и сожжена врагом. Древний город попадал во власть кочевых узбеков, правителей Золотой Орды, подчинялся Тимуру.

Кстати, этот полководец и завоеватель основал здесь мавзолей в честь проповедника ислама и религиозного мистика XII века Арыстана-бабы. Здание XV века, увы, не сохранилось. После многочисленных перестроек до нас дошла лишь версия начала XX столетия.

О силе веры, традициях казахского народа свидетельствует мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи в Туркестане. Это место называют второй Меккой, и каждый верующий считает своим долгом хоть раз поклониться великому идеологу мусульманства, жившему в XII веке. Монументальное здание, также перестроенное Тимуром и сохранившееся практически в первозданном виде, служило не только усыпальницей именитых людей Казахского ханства, но и политической ставкой.

В центре мавзолея стоит огромная чаша. Давным-давно этот казан наполнялся водой с сухофруктами, и каждый паломник с дороги мог утолить жажду перед обязательной молитвой. А еще — повторить заповеди Яссауи. Проповедник говорил людям: будьте добрыми, не завидуйте, не жадничайте. В вековой тиши мавзолея, нарушаемой разве что птицами, свившими гнезда под древними сводами, эти простые наставления звучат как откровение.

Светлана МАРКОВА, «БН»

НА СНИМКАХ: Святыня всех мусульман — мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи; Продукция «Ордабасы Кус» востребована в разных регионах страны; Верблюды  здесь не редкость; Стены древнего Отрара.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter