Василий Гапеев: «Мы не должны упустить восточные рынки»

Взаимный товарооборот Беларуси и Казахстана по итогам 2007 года может достичь полумиллиарда долларов – таков главный итог целенаправленной работы по расширению торгово-экономических связей

Взаимный товарооборот Беларуси и Казахстана по итогам 2007 года может достичь полумиллиарда долларов – таков главный итог целенаправленной работы белорусского правительства по расширению торгово-экономических связей с одной из наиболее динамично развивающихся стран бывшего СССР. Об основных тенденциях во взаимоотношениях двух стран рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Казахстане Василий Гапеев. 

— Рост товарооборота между Республикой Беларусь и Казахстаном в текущем году превысил 170 процентов. Причем поток товаров увеличивается как с нашей, так и казахстанской стороны, — рассказывает белорусский посол. Экспорт из Казахстана традиционный – пшеница, черная и цветная металлургия, аккумуляторы, хлопок, козья шерсть и ряд других необходимых белорусской экономике товаров. Казахстанские предприниматели непосредственно обращаются в посольство с просьбой о содействии в сотрудничестве с белорусскими коллегами. Чтобы активизировать данные процессы, мы в этом году создали Интернет-сайт белорусской диаспоры в Казахстане, которая здесь не такая уж и маленькая – около 100 тысяч человек. Сосредоточена она в основном в северных областях страны – это потомки тех, кто приехал сюда еще в период столыпинской реформы, а также бывших первопроходцев-целинников. Они неравнодушны к своей этнической родине, в частности, ряд казахстанских предпринимателей-белорусов стали дилерами по поставкам в этот регион продукции ведущих белорусских предприятий. Так, на казахстанском рынке благодаря этим людям появилось много продукции концерна «Белбиофарм». Теперь Совет Министров Республики Беларусь принял постановление, реализация которого позволяет значительно расширить международное торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами. Благодаря чему не только открыто сборочное производство тракторов «Беларус» в Павлодаре, но и торговое представительство ПО «Белшина» в Усть-Каменогорске. Если оценивать эффективность развития торгово-экономических отношений, то надо признать, что инфраструктура наших товаропроводящих сетей в Казахстане явно недостаточная. Продавать сложную сельскохозяйственную и другую технику посредством телефонных переговоров – это уже вчерашний день. 

— Василий Иванович, ощутима ли конкуренция на рынках восточных стран? 

— Я бы сказал, что нам надо торопиться, так как в данном регионе нам наступают на пятки такие мощные конкуренты, как Российская Федерация и Китай. Не удивляйтесь, но на выставке сельхозмашиностроения, которая прошла в Астане нынешним летом, Китай уже представил колесные тракторы собственного производства. Понятно, что соседи не преминут занять на казахстанском рынке доминирующие позиции. Нельзя не отметить еще один факт. Астана – город, в котором практически круглый год проходят различные международные встречи, саммиты и выставки. Столица Казахстана развивается просто невиданными темпами, нам ни в коем случае нельзя упускать рынки, отставать от развития ведущих экономик постсоветского пространства. Пример? Соседний Кыргызстан уже закупил большую партию китайских тракторов, хотя наш отечественный тракторный бренд «Беларус» имеет мировую славу и признание. 

— Какие двусторонние экономические проекты могут стать решающим фактором в борьбе за перспективные рынки Востока? 

— Новое сборочное производство наших тракторов в Павлодаре – подтверждение решимости белорусского правительства активно завоевывать собственную нишу не только в Казахстане, но и во всем регионе. С января 2008 года в цехах Павлодарского тракторного  завода будет собираться тысяча и более лицензионных тракторов марки «Беларус». Следующий шаг – создание в Казахстане «Агромашхолдинга» по сборке комбайнов. В Астане, где активно ведется жилищное и другое строительство, мы намерены открыть сборку белорусских лифтов. Предприятие «Могилевлифтмаш» уже реализует контракт, несколько групп наших монтажников устанавливают в Астане лифты и запускают их в работу. Чтобы повысить рентабельность сборки, часть металлоемких комплектующих будет изготавливаться непосредственно в Казахстане. Это позволит почти в 10 раз увеличить загрузку в железнодорожные вагоны лифтовых кабин, электроники, редукторов. Кстати, в Астане и других крупных городах Казахстана немало жилых домов, построенных еще в советские времена. Лифтовое оборудование в них изношено почти до предела, зачастую его работу останавливают из-за аварийного состояния. Социально-экономическая политика государства направлена на их скорейшую замену. Поэтому нам необходимо удержать в своих руках очевидно выгодный сегмент казахстанского рынка. И еще одно важное направление – развитие сотрудничества между железнодорожными ведомствами. Так, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заложил первый камень в строительство локомотивосборочного завода, который будет адаптирован под осевые нагрузки железнодорожных магистралей бывшего СССР. Нам бы стоило также войти в долю при создании этого завода, чтобы не становиться в очередь за локомотивами. Продукция будущего предприятия реально будет претендовать на многие европейские рынки. 

Минск – Астана – Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter