Валентина Малявина

Актеры советского кино
В субботу на канале СТВ в 9.10 смотрите музыкальную сказку «Король–олень»

Обывательский интерес всегда тяготел к криминальным темам и историям о трагических судьбах знаменитостей. Жизнь актрисы Валентины Малявиной как будто специально придумана для подтверждения этой тезы. Однако все по порядку.

Нравоучительная пьеса «Король–олень» с элементами комедии дель арте была «переписана по памяти», как указано в титрах, сценаристом Вадимом Коростылевым. Эта картина получилась в общем–то с очень закрученным хитроумным сюжетом. Эксклюзивная сказка для взрослых, которую создал режиссер Павел Арсенов. Почему для взрослых? Намеков много. Во всяком случае, ее смотрят взрослые люди с неподдельным интересом, примеряют, так сказать, вымысел к действительности.

Почему эксклюзивная? Ну где вы еще видели столько поющих звезд в кадре? Все песенные партии на музыку талантливого Таривердиева исполнялись драматическими актерами: Табаков, Юрский, Ефремов, Яковлев. А вокальную партию героини Анджелы, помните, почти романс: «Уехал славный рыцарь мой» — исполняет никому не известная тогда, в 1969 году, Алла Пугачева. А чего стоит нарочитая театрализованность постановки фильма? Например, в сцене охоты «жертвой» выступают картины с нарисованным оленем, а лошади — каркасы, надевающиеся на актеров...

Родилась Валентина Малявина в семье военнослужащего 18 июня 1941 года. После демобилизации отца Валя стала учиться в одной из московских школ. В то же время в соседнюю за хулиганство перевели красавчика и балагура с Арбата Сашу Збруева. Но по «судьбе, а не по злобе», хоть школы находились в разных районах, Валя и Александр встретились!

«Мы начали встречаться, а после окончания школы решили расписаться. Родителям сказали, что идем в театр, а сами отправились в ЗАГС. Дома нас встретили мама и бабушка. Бабушка вдруг стала внимательно присматриваться к Саше. «Смотри–ка! — воскликнула она. — Они за спиной какую–то бумагу с гербом прячут». Пришлось признаться», — вспоминала актриса.

Поженились симпатичные молодые люди, когда Валентине не исполнилось еще и восемнадцати лет. Брак Малявиной и Збруева длился недолго. После того как они потеряли первого ребенка, будущие известные актеры расстались.

На первый взгляд в профессии Малявиной везло больше, чем в личной жизни. На первом курсе театрального училища ее пригласили сниматься в картине «Иваново детство». Сняться у «странного студента Тарковского» — успех и дань таланту актрисы. Это был первый фильм Андрея Тарковского. Удачная картина, которая вместе с призом Венецианского фестиваля принесла режиссеру мировое признание.

У Малявиной и Тарковского начался роман. Позже, когда режиссера уже не будет в живых, Валентина Малявина скажет: «Я любила гения, а не мужчину». Впрочем, роль медсестры Маши из фильма Андрея Арсеньевича так и осталась визитной карточкой актрисы Малявиной в большом серьезном кино.

Слава, тем паче ранняя, покруче испытания медными трубами, но актриса в ту пору справилась с соблазнами: она банально, как говорят в таких случаях, окунулась с головой в работу. Пишут, что именно Тарковский дал актрисе точный посыл. И еще — жажду работы. «Судьба то сводила, то разводила нас. Будучи за границей, на премьере «Иванова детства», мы вышли на улицу и смотрели на звездное небо. Андрей сказал: «Загадай желание». Я загадала. Он внимательно посмотрел мне в глаза и произнес: «Не то желание загадала». Сейчас, спустя много лет, думаю: может, это действительно было не то желание. Оно не касалось Тарковского — я хотела писать книги и рисовать. Я начала рисовать и написала две книги. А вот с Тарковским мы расстались», — позже скажет Малявина.

Пройдет много лет, и сообщение о смерти известного режиссера она прочтет совершенно случайно в библиотечной газете. Отбывая срок за убийство, Валентина Малявина работала в библиотеке...

Сейчас понятно, что все — творческое и личное — сплелось в судьбе актрисы. В ее жизни были яркие личности, и если, как она говорит, любила «гениев», то это чувство, к чести последних, было взаимным. Со вторым мужем, Павлом Арсеновым (режиссер ленты «Король–олень»), Валентина познакомилась прямо на съемочной площадке. Из мемуаров актрисы: «Арсенов меня очень любил, я вновь забеременела. Когда это произошло, я почувствовала, что для меня мой будущий ребенок — самое главное в жизни. Профессия, любовь — все отошло на второй план. Родилась совершенно чудесная девочка с длиннющими ресницами, я назвала ее Машенькой. Мне тогда было очень плохо, я чуть не умерла при родах. И вот лежу я в палате и вижу: мимо идет врач с колясочкой, а в ней кулечек. Тогда я впервые узнала, что такое материнский инстинкт. Я побежала за этим врачом с криком: «Кого вы везете?» Он мне ответил: «Твою девочку... Заражение крови через прививку».

Тогда, 6 июня, по вине врачей погибли шесть детей. Вышла я из роддома уже без ребенка. Было столько счастья в жизни и вдруг такое горе. Я отказывалась от съемок, ролей. Никакого спасения не было! Тогда я и подружилась с коньяком. По полстакана в день выпивала стабильно. Павлик тоже много пил. Подруга моя, Инна Гулая (героиня фильма «Когда деревья были большими»), царство ей небесное, тоже много пила. Появилась пустота в душе...»

Позже — встреча с советским сталкером Александром Кайдановским, которого сотворил опять же Андрей Тарковский. «Вообще, за шесть лет отношений у нас с Кайдановским было много конфликтов. Как–то после очередной ссоры я даже вернулась к Павлику. Да и Кайдановский, не знаю, может быть, мне в отместку, женился. Но ни моя, ни его семейная жизнь не задалась», — вспоминала Малявина.

Не заладилась личная жизнь у актрисы и со следующим мужем. Пишут, что именно Кайдановский познакомил ее с молодым актером Театра имени Вахтангова Станиславом Жданько. Их отношения называли странными, сумасшедшими — «они могли драться, пить по несколько дней». Но при этом отмечают, что работать без алкоголя и жить друг без друга не могли.

Сегодня нет однозначного ответа, что произошло между Валентиной и Стасом Жданько. Но факт остается фактом: подающий надежды актер был зарезан в их квартире в одну из ночей. Экспертиза установила, что Стас сам (!) закололся кухонным ножом. Валентина в этот момент находилась в другой комнате. Тогда, в 1978 году, дело закрыли. Однако через пять лет снова состоялся суд, который постановил, что Малявина виновна в смерти любимого человека, и приговорил ее к девяти годам лишения свободы. Она же произошедшее в тот день объясняет так: «Мы сели обедать, я немного выпила. Он был против, потому что шел Великий пост. Но я не послушала. Вышла на кухню. Минут через пять захожу в комнату, а Стас прямо у меня на глазах падает с кресла. Я подумала, что он пьяный. Но потом увидела, что он воткнул в себя нож. Я уверена, что он просто хотел меня напугать, а не убить себя. Так и следователь сначала решил. Дело было закрыто. Но через пять лет Николай Попков, друг Стаса, убедил его родителей, что это именно я убила их сына. Они подали на меня иск в суд».

Историю любви и гибели молодого актера Стаса Жданько можно было бы изложить в романтическом духе. Если бы не кухонный нож тридцатисантиметровой длины и другие неудобные подробности. Как доказала вторичная экспертиза, самоубийца не смог бы вытащить нож в идеально противоположном направлении — у него бы элементарно не хватило сил самому извлечь такое орудие убийства.

Несколько лет тому назад Малявина написала книгу, в которой описала и трагичный эпизод, правда, к всеобщему удивлению, без веских оправдательных подробностей.

В настоящее время заслуженная артистка России Валентина Малявина живет в маленьком пансионате на окраине Москвы. Всегда носит черные очки. Она почти ослепла: несколько лет назад при невыясненных обстоятельствах то ли ее очень сильно ударили в лицо, то ли она сама ударилась при падении затылком. Но остается фактом: левый глаз она потеряла сразу, а правый, врачи говорят, еще можно спасти.

Кстати

Фильм «Король–олень» связан с рядом историй и легенд. Согласно одной из них Арсенов планировал иной финал. Однако именно в это время он поссорился со своей женой (Малявиной), которая от него ушла. Отношения между ними были так накалены, что финал снять не удалось. Поэтому конец следует считать не открытым, а просто оборванным.

Факт

«В Можайской колонии у меня был аллергический шок. Я умирала. Молодой врач, совсем мальчик, приехал в три часа ночи. Спас меня и не уходил, пока не уверился, что я выживу. Утром, когда я проснулась, увидела на своей тумбочке фрукты, сыр, колбасу, сгущенное молоко. Все, что я уже давно не видела и не ела. Это собрали для меня совершенно незнакомые люди, горожане. Они знали, что я осуждена по статье за убийство. Никогда, никто, ни разу не припомнил мне этого. Они жалели меня. Они помогали мне».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter