В Вороцевичи, к Наполеону...

Деревня ожила, возродив память о знаменитом земляке
Деревня ожила, возродив память о знаменитом земляке

Если судьба забросит вас в Иваново, найдите время побывать в Вороцевичах. Это рядом с райцентром и доехать туда просто. Почему? Вороцевичи — родина Наполеона Орды. Еще перед Великой Отечественной деревня считалась большой: почти две тысячи жителей, сейчас — полтысячи. Но в Снитовском сельсовете уверены, что Вороцевичи расцветут. Уже в прошлом году здесь малышей родилось больше, чем в центральной усадьбе хозяйства. Как грибы в Вороцевичах вырастают новые дома, построенные по президентской программе возрождения села. А с появлением здесь центра культуры имени Наполеона Орды деревня, как надеются местные жители, станет местом паломничества туристов.

— Мы, белорусы, а тем более полешуки, легко «вписываемся» в панские конюшни и поля, но как только кто–то из наших соотечественников поднимается до уровня гениального поэта, художника, музыканта, отлучаем его и легко приписываем другому народу. Чего греха таить, имя Орды было забыто. Только в 70–х ивановская районка открыла землякам имя Наполеона Орды, а когда в середине 90–х годов в деревне Огово нашли надмогильную плиту художнику, все и закрутилось», — рассказывает мне председатель фонда Наполеона Орды Виталий Климчук. А в Ивановском райисполкоме мне сообщили, что Орду пожелали «забрать» крымские татары: «Но уже не отдадим — наш он, хоть и ведет свое начало его род от татар из Золотой Орды. А вот поляки помогают нам деньгами — один из польских спонсоров, бывший наш соотечественник, уже выделил на музей в Вороцевичах 12 тысяч долларов».

Усадьба Костюшко в Меречевщине, дворец Скирмунтов в Молодово, картузианский монастырь в Березе, панорамы Пинска, Ружан, Гродно — Орда оставил более тысячи акварелей и графических работ, на которых изображены усадьбы не только знакомых нам белорусских мест, но и архитектурных жемчужин других стран: дворцы и замки Украины, Литвы, Польши, Алжира, Германии, Голландии, Франции, Испании, Португалии...

— Отец назвал его в честь Наполеона, но Орда прославился отнюдь не военными подвигами. Правда, в Париже жил. Сбежал туда после восстания 1830 — 1831 годов, потому что власти причислили его к «мятежникам второго разряда», постановили родовое имение в Вороцевичах конфисковать после смерти его матери Юзефины Бутримович, а самого Орду отправить в Сибирь. Потому он и ушел в Париж. Не уехал, а именно ушел. Друг Шопена и Мицкевича, художник, публицист, композитор — все Орда. Он был первым директором Итальянской оперы в Париже, — о своем земляке Виталий Климчук готов говорить часами. А начальник отдела культуры Ивановского райисполкома Владимир Шелягович ему вторить: «24 года Орда прожил в Париже, но памятник ему есть только в Иваново и музея нигде больше нет. Только у нас...»

Музей, кстати, открыл свои двери совсем недавно. Событие приурочили к юбилейному, сороковому, заседанию координационного совета по охране историко–культурного наследия при Брестском облисполкоме. Официально и торжественно музей откроется в феврале будущего года, когда здесь пройдут торжества по случаю 200–летия со дня рождения Наполеона Орды. Среди экспонатов не только те, которые связаны с именем самого мастера архитектурного пейзажа (в том числе и предметы, найденные при раскопках усадьбы семьи Орды в урочище Красный Двор, — раскопки проходили нынешним летом). Целый зал — в картинах уроженца Ивановщины художника Алексея Кузьмича, еще один — работы художников, участников пяти проведенных за последние годы под Вороцевичами пленэров. И музей — не все, чем будут удивлять возрождающиеся Вороцевичи. К 2010 году здесь построят целый туристический комплекс: гостиницу на 40 мест, ресторан, котельную с баней европейского уровня, мастерские по обработке древесины, восстановят усадьбу Орды... Дорогое удовольствие. Только на «первую очередь» — музей — более 4 миллиардов рублей потрачено. И еще понадобится раза в два–три больше. Областному, районному бюджету и очень довольному такому преображению местному хозяйству помогают спонсоры.

— Сервис обещаем высокий. И все окупится, — уверен Владимир Шелягович. — Пленэр во Франции обходится иностранному художнику в 1,5 тысячи долларов, мы подсчитали и поняли, что можем получать хорошие прибыли, предлагая цены пониже и красоты получше. За четыре года компенсируем затраты, в течение пяти лет выходим на рентабельность 25 — 30 процентов и можем перейти на полный хозрасчет...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter