В ущерб и во вред

Страшно, когда бюрократические жернова прихватывают живого человека, ломают и калечат ему жизнь...

Командировка та, как сейчас помню, была летом восемьдесят пятого года. По окончании работы, а написать нужно было о косовице в каком-то колхозе,  председатель предложил «узяць па кроплi». Дело по тем временам (говорят, и сейчас тоже) вполне обычное, если бы не одно но. Только-только ведь был принят знаменитый горбачевский антиалкогольный указ, — как зерно в бункер, «сыпались» головы хозяйственников и руководителей разного ранга, имевших неосторожность ехать в подпитии в служебных машинах  или застигнутых бдительными милиционерами на таких вот пикничках. Говорю об этом председателю, а тот на голубом глазу заявляет мне, что их этот наводящий ужас документ… не касается. «Где вы, — говорит, — видели в  указе слово колхоз? Организации, предприятия, учреждения есть, а колхозов —  нету».

Случай анекдотичный, можно было бы его не вспоминать. Да уж больно хорошо, как мне кажется, в тему предстоящего разговора ложится. Пойдет же речь о бюрократизме. И бюрократах, которые весьма горазды использовать такого вот рода формальные зацепки, неувязочки  и нестыковочки в разного рода документах, добиваясь при этом именно того, что им нужно, – отсрочить, переложить на другие плечи ответственность за принятие конкретного решения.

В принципе, бюрократическая машина у нас в стране обесточена – только за последние годы на самом высоком уровне принят ряд решений по дебюрократизации государственного аппарата, повсеместно срабатывает принцип одного окна, упорядочены исполнение административных процедур, работа с обращениями и заявлениями граждан и так далее. Все это есть, но есть и инерция движения чудовищного, многие десятилетия безупречно отработанного механизма. Неприятно, когда из-за этого тормозится работа целых отраслей, как, например, строительной, которая спотыкается о бюрократические препоны при отводе земель, проектировании, возможности платить людям достойную зарплату. Грустно, когда от гонки с препятствиями по чиновничьим кабинетам отказываются и уходят восвояси потенциальные инвесторы.

Страшно, когда бюрократические жернова прихватывают живого человека, ломают и калечат ему жизнь. Как, например, двум жительницам, матери и ее дочери, деревни Ситница Лунинецкого района. Более десяти лет назад судом был признан тот факт, что во время войны их угнали в рабство, женщины получали компенсации, пользовались льготами. Потом решение отменили на том основании, что признать их узниками должен был не суд, а комиссия райисполкома. Приглашают их еще раз на эту самую комиссию, а идти-то не с чем – свидетели за эти годы умерли, в мир иной ушла и старшая из женщин.

Лишилась любимой работы и перспективы карьерного роста женщина-провизор из Витебска – с должности заведующей аптекой ушла в декрет по поводу рождения второго ребенка, а как раз в это время появилась ведомственная инструкция, гласящая, что все заведующие обязаны иметь квалификационную категорию. А чтобы ее получить, в числе прочих документов нужно представить отчет о профессиональной деятельности за три последних года. Как раз те, когда женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком. В итоге полтора года матери двоих детей и высококвалифицированному специалисту пришлось доказывать чиновникам, что Трудовой кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу, нежели ведомственные нормативные документы. К чести своей, доказала, но из профессии ушла – все, говорит, в душе выгорело.

Фамилии ни ищущих справедливости, ни тех, кто им в ней отказывает, я, как видите, не называю. По большому счету, ведь дело не в конкретных чиновниках. Их, как это ни удивительно, бюрократами в полном смысле этого слова назвать трудно. Как ни странно, они честно и скрупулезно выполняют то, что им предписано всякого рода инструкциями. А как иначе – попробуй любой из них поступить, скажем так, по-человечески, отойти от прописанных букв и параграфов, любой проверяющий порвет потом такого доброхота, как пес Тузик кроличью шапку.

Это я к тому, что бороться нужно, наверное, не с бюрократом, а с бюрократизмом. Который есть, цитирую С. Ожегова: «Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов, в  ущерб интересам  общества и во вред ему». А ломать систему, очистить сотни ведомств и учреждений от инструктивного, директивного и нормативного хлама, который накапливался чуть ли не веками и мешает обществу развиваться, весьма непросто. Нужно ведь не только время, но и люди, которые смогут взять на себя ответственность объявить какой-либо циркуляр, не соответствующим реалиям времени. А вдруг это, по иронии судьбы, будет как раз его автор и у него просто рука не поднимется выбросить свое творение на свалку истории…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter