В спорах теряется истина

На Кормянском льнозаводе готовят первый пусковой комплекс

На Кормянском льнозаводе «дошлифовывают» первый пусковой комплекс, готовятся к запуску второй очереди и проектируют последующие. Поэтому, вопреки нелетним холодам, у всех причастных к модернизации сейчас пора жаркая. Время Х — начало июля, когда здесь планируется официально принять новый производственный корпус с необходимой заводской инфраструктурой и коммуникациями. Директор Кормянского УКСа Ольга Адамова заверяет: готовность к сдаче высокая. Действительно, за два месяца после предыдущего посещения предприятия здесь изменилось немало. Ограждена и ухожена территория сырьевого двора, отремонтировано несколько шох (навесов для льнотресты), демонтированы неиспользуемые линии пневмотранспорта, засыпан превратившийся в заброшенный отстойник бассейн, в свое время использовавшийся для мочки тресты. Здесь, по замыслу руководства завода, скоро появится благоустроенная зона отдыха…

Положительные сдвиги и на производстве. За пять прошедших месяцев произведено 694 тонны льноволокна на 4484 миллиона рублей. Оборудование нового цеха пока в режиме обкатки, но уже заметно прибавляет в объемах продукции, выработка линий длинного и короткого волокна в мае достигла 33 тонн в смену. До нового урожая необходимо переработать все, что скопилось в шохах, — около 3,3 тысячи тонн сырья, а это значительно превышает объемы переработки за весь минувший год. Поэтому сегодня завод работает в три смены, максимально загружено новое и старое производство, около 700 тонн тресты отправлено для переработки в речицкий филиал.

— Обучение персонала нового цеха ведем на марше, «не отходя от стенда» управления техпроцессом, — говорит директор льнозавода Сергей Алиев. — Понятно, что процесс этот не сиюминутный. Чтобы усвоить необходимые навыки, нужно около двух месяцев…

Без проблем, к сожалению, не обходится. Несколько дней из-за поломки цилиндра пресса «на склад» работала линия короткого волокна. В итоге в цехе скопились десятки тонн готовой продукции. А перед тем специалистам инжиниринговой компании — Калинковичского РМЗ — «по скорой помощи» приходилось выезжать в Корму устранять поломку оборудования по производству топливных брикетов.

К слову, на выпуск брикетов здесь возлагают немалые надежды. Оборудование способно выдавать до 400 килограммов в час востребованного вида топлива, отпускная цена которого на рынке колеблется в пределах 1—1,2 миллиона рублей за тонну. Но вот технологическая «доводка» пока идет непросто, и почти полгода костра просто складируется, а топливных брикетов произведено считаные тонны.

Кардинального решения требует вопрос сушки льнотресты. Осенью — зимой он встанет особенно остро. Из-за повышенной влажности сырья предприятие теряет в объемах и качестве льноволокна, в итоге — в доходах от его продажи. Но, увы: установленные новые бельгийские линии сушилок конструктивно не предусматривают. Как без них обходятся бельгийцы или активно использующие линии французы — тема отдельная. Подсушка же рулонов регистрами отопления в складе сырья, по мнению специалистов, проблему не решает. В принципе, место для установки сушильного оборудования в новом цехе предусмотрели. Только вот незадача: в республике оно не производится. А у выпускаемого в России пропускная способность втрое уступает производительности новой линии.

Но вряд ли можно вести речь о сушке тресты, отоплении и горячей воде без «печки, от которой пляшут». Прошлогоднее закрытие Проматомнадзором заводской котельной заставило «на марше» корректировать планы. Но, а это уже факт, именно новая котельная на поверку стала центром взаимных притязаний заказчиков и подрядчиков. ОАО «ГСКБ по комплексу оборудования для микроклимата» из Бреста победило в тендере на возведение этого объекта под ключ во второй очереди реконструкции. Договор с финансовыми обязательствами заказчика — управления капстроительства Кормянского райисполкома в сумме около 14,5 миллиарда рублей заключен в середине января минувшего года. А в марте УКС, мотивируя, что все проектные работы по реконструкции ведутся под эгидой генпроектировщика «Беллегпромпроект», исключило этот пункт из договора с ГСКБ, а позже изъяло из него пусконаладочные работы и режимные испытания оборудования.

— В соответствии с инструкцией эти мероприятия обязан финансировать балансодержатель завода — ОАО «Гомельлен», — аргументирует свои действия директор УКСа Ольга Адамова. — Кстати, у нас имеются финансовые претензии к брестскому ОАО из-за нарушения им нормативных сроков строительства объекта. На этом основании отказываемся от оплаты произведенных подрядчиками начислений стимулирующего характера…

У ГСКБ, понятно, на проблемы своя точка зрения. Стороны апеллируют друг к другу, приводят аргументы и контраргументы, но в итоге все же договариваются продлить срок проведения пусконаладки еще на два (?!) месяца. И как, скажите, быть в этом случае с обозначенным УКСом временем Х?

Понятно, что такая откровенная чехарда и обоюдная ультимативность пользы общему делу не приносят. Как бы то ни было, но на дворе конец июня. Со времени заключения договора с ГСКБ прошло полтора года. Но только несколько дней назад брестчане в режиме наладки запустили второй котел, пар пришлось стравливать через предохранительные клапаны в атмосферу. Днями будут проведены комплексные опробования котельного оборудования.

Тем временем Кормянский райисполком на своем заседании поспешил «назначить» виновным в ситуации директора завода Сергея Алиева, призвав руководство ОАО «Гомельлен» привлечь его к ответственности за несвоевременный ввод котельной. Подрядчики же, уповая на чинимые заказчиком проблемы с пусконаладкой и настойчиво раздвигая ее сроки, почему-то умалчивают о допущенных ими на объекте откровенных общестроительных ляпах. Лично видел замокающую под дождем в построенном специалистами ГСКБ складе костру — топливо для сжигания в котельной. К слову, полы на этом объекте повышенной опасности — в выбоинах и с торчащими штырями. А установленные в помещении новые, но уже зашпатлеванные, с примитивными запорами пластиковые двери и окна открываются с трудом и закрываются только с хорошим мужским пристуком…

Фото: Николай ЖДАНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter