«В сельских магазинах успешно продается и квашеная капуста, и соленые огурцы»

ПРЯМЫЕ закупки и поставка на торговый прилавок продукции собственного производства позволяют снизить себестоимость и успешно конкурировать на рынке. Это хорошо знают в Белкоопсоюзе, который, выполняя свою социальную функцию, старается обеспечить сельчан всем необходимым по приемлемым ценам, а также закупить излишки продукции. О том, благодаря чему самые дешевые огурцы предлагают в магазинах потребкооперации, почему сельчане не квасят капусту и в чем особенность лунинецкой клубники, рассказал в интервью «БН» заместитель председателя правления Белкоопсоюза Николай ЧЕРНУШЕВИЧ.

Заместитель председателя правления Белкоопсоюза Николай Чернушевич – о заготовительной и перерабатывающей концепции отрасли

ПРЯМЫЕ закупки и поставка на торговый прилавок продукции собственного производства позволяют снизить себестоимость и успешно конкурировать на рынке. Это хорошо знают в Белкоопсоюзе, который, выполняя свою социальную функцию, старается обеспечить сельчан всем необходимым по приемлемым ценам, а также закупить излишки продукции. О том, благодаря чему самые дешевые огурцы предлагают в магазинах потребкооперации, почему сельчане не квасят капусту и в чем особенность лунинецкой клубники, рассказал в интервью «БН» заместитель председателя правления Белкоопсоюза Николай ЧЕРНУШЕВИЧ.

— Николай Андреевич, в каком объеме и по какой цене ранние овощи и зелень сегодня присутствуют в сети магазинов Белкоопсоюза?

— Свежие овощи и зелень белорусского производства продаются в магазинах потребительской кооперации круглый год. У нас есть договоры с тепличными комбинатами, которые круглогодично выращивают эту продукцию. В мае, когда спрос на нее традиционно возрос, мы увеличили объем закупки. Кроме того, вы знаете, что мы выполняем и социальную функцию. В данном случае она заключается в том, что мы покупаем излишки сельхозпродукции у населения. В этом году мы уже заготовили более четырехсот тонн столинских огурцов. Стоит задача обеспечить каждый наш магазин белорусскими короткоплодными огурцами. И цены на них более привлекательные по сравнению с другими торговыми объектами. Сегодня вы можете купить огурцы по 15 тысяч рублей за килограмм, а тепличные еще дешевле, в то время как в других сетевых магазинах они в полтора-два раза дороже. Вот вам наглядный пример: когда есть прямая закупка и поставка в магазин, отпускная цена получается ниже. Мы не зарабатываем большие прибыли, мы работаем в поле, где цена устанавливается законодательно. Например, облисполком принял решение: только 20 процентов наценки — и мы в том регионе выше поднять цену не можем.

Вообще, нынче планируем закупить у населения 5,9 тысячи тонн огурцов, и стараемся выдерживать утвержденный график. Впрочем, огурцов уже закупили в два раза больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Такая же картина и по томатам.

— Каковы теперь закупочные цены на эту продукцию? Увеличились ли они по сравнению с прошлым годом?

— Сейчас столинские огурцы закупаем закупаем по 8,5 – 9 тысяч рублей за килограмм, хотя две-три недели назад платили по 24 тысячи. Традиционно, когда идет массовый сбор огурцов, цена на них падает. Мы тоже будем ждать момента, чтобы закупить этот овощ для промышленной переработки в наших квасильно-засолочных цехах и позже поставить в торговую сеть конкурентоспособную по цене продукцию. Для этих целей планируем заготовить около двух тысяч тонн огурцов — для собственных нужд и для предприятий Белгоспищепрома. Закупочные цены держатся примерно на уровне прошлого года. На огурец они формируются на рынке, поэтому сейчас трудно прогнозировать ситуацию в сезон урожая.

— Вот-вот начнется сезон клубники. Станет ли ее в этом году больше в ваших магазинах?

— У нас задание — закупить 2,7 тысячи тонн клубники. В прошлом году мы закупили 1,8 тысячи тонн этой ягоды. Все будет зависеть от урожая. При этом хочу сказать, что в Лунинецком районе, основном месте производства этой культуры в стране, выращивают клубнику не самых лучших сортов, хотя климатические условия там подходят и для возделывания качественной, высокоурожайной сортовой. Однако население, у которого мы и закупаем ее, делает то, что ему выгодно и удобно, — люди не хотят менять посадочный материал. К тому же сегодня и эта не самая лучшая для переработки продукция покупается. Ее приобретают как частники, так и промышленные предприятия, хотя она практически непригодна для заморозки и переработки.

Словом, надо работать с населением, объясняя им необходимость замены посадочного материала. Мы делаем это. Лунинецкий райисполком и местное райпо ориентировали людей, командировали специалистов, которые занимаются выращиванием сортовой клубники. Но их призывы пока, к сожалению, поддержки у местного населения не находят.

К слову, в Гродно есть фермеры, которые уже выращивают сортовую клубнику. Срок ее плодоношения заметно удлиняется: если в Лунинце урожай собирают примерно три недели, то сортовая ягода может плодоносить практически все лето. Беда в том, что это незначительные объемы. Речь идет только о десятках тонн, а не о тысячах, на которые мы ориентируемся.

— Об урожае дикорастущих пока говорить рано. Тем не менее вы наверняка уже строите какие-то планы и в этом направлении?

— Задумки солидные. Но все зависит опять-таки от урожая. Мы ставим перед собой задачу купить практически все, что заготовит население. В прошлом году, например, удалось заготовить 5,4 тысячи тонн черники. Это рекордный объем, мы к нему шли в течение пяти последних лет. Но это полдела, притом оно не самое сложное. Сложнее ягоду заморозить и сохранить. Поэтому за последние годы мы создали условия для ее хранения и заморозки. И теперь смело можем закупать столь значительные объемы черники.

— Прошлый год показал, что цена на внешнем рынке на ягодное «черное золото» может быть не столь высока, как хотелось бы. Не экспортировать же себе в убыток и не складировать товар?

— В прошлом году мы продали всю чернику с прибылью. Конечно, тех цен на ягоду, которые были в 2011-м — тогда цена на чернику доходила до четырех евро за килограмм, — уже не было. Но и два с половиной евро — тоже неплохо. Что будет в этом году, пока не известно. Разумеется, мы проводим предварительный анализ рынка. Остается только ждать урожая.

— Что делает потребкооперация для более качественного сохранения продукции в межсезонный период?

— Для сохранности овоща должен быть создан особый микроклимат с определенными температурой и влажностью. Для этого устанавливается специальное оборудование, обеспечивающее режимное хранение плодоовощной продукции. Перед нами стоит задача вывести на режимное хранение 90 процентов наших холодильных камер. Сегодня мы имеем 46 процентов. У нас всего 393 камеры, из которых с режимным хранением 180 установок. При этом 128 камер с режимными условиями хранения мы установили за два последних года. На этот год запланирована реконструкция 55 камер. Что это даст? В первую очередь, повышение качества продукции. Мы добились того, что у нас в магазинах в мае есть хорошая прошлогодняя капуста по приемлемой цене. То же самое со свеклой, морковью, луком и другими овощами.

— На что сегодня делает упор Белкоопсоюз в сфере переработки?

— Мы усердно занялись квашением и солением по домашним рецептурам. В прошлом году произвели две тысячи тонн такой продукции — это капуста, огурцы, томаты. Аналогично собираемся работать и в этом году — планируем произвести уже 3 тысячи тонн квашений и солений, для чего планируем модернизировать 12 квасильно-засолочных пунктов. Эта продукция востребована на внутреннем рынке, а часть даже идет на экспорт, в частности — из Поставского и Столинского райпо. В сельских магазинах успешно продаются и квашеная капуста, и соленые огурцы. Видимо, в деревне уже не все хотят заниматься консервацией, да и условия для хранения есть далеко не у всех. Словом, эта продукция сегодня востребована. И тот объем, который мы производим, реализуется без проблем. Причем не только в сети наших магазинов. У нас есть договоры и с крупными коммерческими торговыми сетями.

Ассортимент продукции довольно широк. Одной квашеной капусты 12 рецептур: резаная, рубленая, с различными наполнителями в виде пряных трав, овощей или ягод.

— Недавно вступило в силу постановление Минсельхозпрода, которым утверждены Новые ветеринарно-санитарные правила содержания продуктивных животных в личных подсобных хозяйствах. Знаю, что у потребкооперации более 80 цехов убоя скота. Николай Андреевич, увеличилось ли за этот месяц количество обратившихся за услугами в эти предприятия?

— Да, был всплеск спроса на эту услугу. Возможно, он сезонный — люди готовились к Пасхе, поэтому и отправляли животных на скотобойню. Но в целом ситуация была прогнозируемой. В два раза увеличилось и обращение индивидуальных предпринимателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все наши скотобойные пункты были готовы к этому. Многие заключили долгосрочные договоры с предпринимателями. Средняя цена на услугу — 2,5—3 тысячи рублей за килограмм убойного веса, и это не сказалось на ценах на рынке. Мы проанализировали ситуацию на рынке в мае — мясо нигде не подорожало.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter