Уборочная — глазами водителя МАЗа, перевозящего зерно нового урожая

В кузове — золотой запас страды

Уборочная страда вышла на финишную прямую. К примеру, на Брестчине по состоянию на вчерашний день было обмолочено почти 99 процентов площадей зерновых и зернобобовых культур. Уже завершилась жатва в Столинском, Березовском, Ивановском и Лунинецком районах. В целом, по информации облсельхозпрода, закончили жатву 149 сельхозорганизаций и крупных фермерских хозяйств региона из 201. Те, что еще продолжают обмолачивать поля, при условии хорошей погоды догонят лидеров буквально со дня на день. Корреспондент «Р» побывал в одном из сельхозпредприятий, заканчивающих жатву, и узнал, оправдались ли надежды аграриев на урожай 2021 года.

Как только бункер комбайна заполняется зерном, к нему сразу же под погрузку подъезжает задействованная на отвозе техника.

Трудности закаляют

Как правило, в центре внимания журналистов в ходе уборочной оказываются передовые сельхозпредприятия. И в этом есть свой резон: всегда приятно рассказывать об историях успеха, которые могут послужить хорошим примером для других. Однако есть районы, которые в силу географических, климатических или экономических особенностей имеют не самые высокие урожаи. Но работающие там люди не менее трудолюбивы и ответственны. На жатве они также прикладывают все силы на то, чтобы оперативно и без потерь собрать урожай. А если им кто-то подставит плечо и окажет хорошую поддержку, то работа начинает идти с удвоенной энергией, что сразу же положительно сказывается на результатах. Примером тому может служить бывшее ОАО «Березовец», а с прошлого года — сельскохозяйственный филиал «БН-АгроБрест» РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» Ганцевичского района. После проведенной реорганизации хозяйство устойчиво развивается, что подтверждает ход нынешней уборочной кампании и отзывы участвующих в ней специалистов, комбайнеров, водителей и рабочих зернотока.

Все под учетом и контролем 

С водителем новенького МАЗа Владимиром Лойко встречаемся возле центрального склада хозяйства. Едва успеваем познакомиться, как подходит его очередь на погрузку. Очищенное и доведенное до необходимых кондиций зерно в кузов и прицеп машины в течение пяти минут засыпается с помощью погрузчика, после чего Владимир разравнивает его и укрывает тентом. Затем он отъезжает на весовую, где проводится контрольное взвешивание.

— Общий вес 19 600, — сообщает водителю количество загруженных тонн зерна весовщик Ирина Дылевская. — Что-то, Володя, твой глазомер тебя немного подвел, и ты малость недотянул до своих обычных двадцати.

— В следующий рейс вдвойне наверстаю, чтобы не расстраивать, — отшучивается водитель и идет в соседний кабинет оформлять сопроводительные документы к заведующей центральным складом Янине Рылко. 

Чтобы загрузиться в рейс по максимуму, Владимир Лойко во время погрузки разравнивает зерно в кузове своего МАЗа.

По завершении всех формальностей мы выезжаем в рейс для перевозки зерна на другой склад хозяйства в деревне Мальковичи, откуда после разгрузки направимся в поле, где идет жатва, чтобы забрать зерно из-под комбайнов.

Эх, отвезу!

Пару лет назад к сельхозпредприятию, когда оно еще носило название «Березовец», было присоединено несколько хозяйств. Поэтому сейчас некоторые его угодья и производственные объекты находятся далеко от центральной усадьбы, расположенной в деревне Ганцевичи. До склада в Мальковичах нам предстоит ехать около 30 километров, и за это время Владимир Лойко успевает рассказать о своей работе и машине.

— Мой и еще один такой же МАЗ-6501-С9 с прицепом хозяйство приобрело в начале этого года, — объясняет Владимир. — Машина современная и удобная в работе с возможностью разгрузки с трех сторон, что очень удобно при эксплуатации на ограниченных площадках. Правда, для перевозки легких сыпучих грузов, к которым относится и зерно, эта модификация не совсем приспособлена. Дело в том, что при грузоподъемности вместе с прицепом 36 тонн я за раз перевожу всего около 20 тонн. Причина тому — низкие борта кузова, которые необходимо наращивать. К сожалению, до начала уборочной этого не получилось сделать, а во время страды выводить технику из работы на неделю-две, понятное дело, никто не будет. Но, насколько я знаю, вроде уже есть договоренность с авторизованным центром по обслуживанию автомобилей МАЗ из Ляховичей, который имеет возможность выполнить эту работу. Планируется, что после окончания уборочной мы отгоним туда свои МАЗы и в конце сентября, когда начнется уборка кукурузы, будем ездить с увеличенным объемом кузова.

По словам собеседника, в уборочной он стал участвовать не с самого начала, а только с первой декады августа. До этого был задействован на различных перевозках по Беларуси. Шутит, что поэтому и не успел стать тысячником — перевез всего около 800 тонн зерна. За каждую перевезенную тонну на этой машине ему полагается 90 копеек, тогда как на других автомобилях, работающих без прицепа, платят по 1,5 руб­ля за тонну.

— За минувший июль я получил полторы тысячи рублей зарплаты, — говорит Владимир. — Если бы работал на уборочной, то вышло бы больше, и думаю, что за август так и будет. На жатве все любят работать — это и доход хороший, и драйв, и настроение. Но руководству виднее, где и какую технику целесообразней использовать в конкретный момент. Поэтому куда направят, туда и едешь.

В разговоре 20 минут дороги до Мальковичей пролетают незаметно. Разгрузившись на складе, МАЗ выезжает в сторону соседней деревни Задубье, за которой идет уборка последних гектаров зерновых «БН-АгроБрест». 

Пенсионеры еще покажут класс

Когда мы подъехали, в урочище Рубань полным ходом шла жатва зернобобовых. В уборке вико-овсяной смеси были задействованы сразу шесть комбайнов. Мощная гомсельмашевская техника уверенно передвигалась по разным краям поля, несжатые участки на котором уменьшались буквально на глазах. Заполнив бункеры зерном, комбайны останавливались на краю поля и разгружались в кузова подъезжающих автомобилей. 

Подошел к экипажу одного из таких комбайнов, только что окончившему разгрузку и готовящему технику к заходу на новый круг. Выясняется, что старший комбайнер Сергей Снарский и его помощник Валентин Шуляковский уже несколько лет на пенсии. Но каждый год этих высококлассных механизаторов, оттрудившихся в хозяйстве 37 и 26 лет соответственно, зовут поработать по договору на время жатвы. И нынешняя уборочная не стала исключением. Причем, учитывая богатый опыт этих профи, им доверили новый комбайн «Палессе GS12А1 PRO».

В послужном списке опытных механизаторов Сергея Снарского и Валентина Шуляковского уже не один десяток уборочных кампаний.

— Техника надежная и за время уборочной нас ни разу не подвела, — говорит Сергей Снарский. — Работать на ней комфортно: есть кондиционер, сиденье на пневмоподвеске, удобные органы управления — джойстик и сенсорная панель. Кстати, по моим наблюдениям, бортовые компьютеры на новых комбайнах гораздо лучше, чем на предыдущих моделях, и выдают больше необходимой для работы информации. Мы с Валентином между собой шутим, что так нас руководство предприятия решило задобрить, чтобы мы еще поработали и на следующих уборочных. Но если серьезно, то в нашем хозяйстве действительно выгодно участвовать в уборочной. По договору за каждую намолоченную тонну старший комбайнер получает 3,3 рубля, а его помощник — 80 процентов от этой суммы. За этот сезон мы намолотили около 900 тонн, так что заработок выйдет достойный. Деньги ведь лишними никогда не бывают. Тем более что сын у меня начал строительство своего дома, и я хочу ему немного помочь.

Погода подвела, а люди и техника — нет 

Вскоре на поле подъезжает главный агроном хозяйства Александр Насеня. От него и узнаю некоторые особенности нынешней жатвы в «БН-АгроБрест».

— В этом году зерновой клин в хозяйстве составлял 2800 гектаров, без учета рапса и гречихи, в том числе 2000 гектаров приходилось на озимые, — объясняет главный агроном. — В будущий урожай мы вложились хорошо — качественно и в срок выполняли все агротехнические работы, в необходимом количестве внесли удобрения. Рассчитывали на хорошую отдачу. Но нынешнее небывало жаркое лето оказало негативное влияние. На отдельных участках посевы буквально выгорели, так что уборке, которая у нас началась 14 июля, подлежало только 2512 гектаров. Неблагоприятные погодные условия негативно сказались и на средней урожайности — у зерновых она составила 28 центнеров с гектара, что, впрочем, на 1 центнер больше, чем в прошлом году. Правда, на отдельных участках нам удалось вырастить неплохой для этого года урожай. В частности, озимая гибридная рожь дала 50 ц/га, яровой ячмень — 35 ц/га. Относительно хорошо уродил и озимый рапс — 25 ц/га. Однако, глядя на то, как хорошо перезимовала эта культура и какие силы мы в нее вложили, рассчитывали на лучший результат. Но против погоды, как говорится, не пойдешь, потому как есть, так есть.

По словам Александра Насени, уборочная в хозяйстве прошла нормально, без сбоев. Вся техника была к ней подготовлена и полностью укомплектована механизаторскими кадрами, топливо имелось в достаточном количестве. На уборочной была задействована примерно четверть из 300 работников хозяйства, 11 комбайнов, пять из которых  новые, приобретенные за последний год, а также восемь автомобилей и тракторов на отвозке зерна. 

— Техника и люди отработали на максимуме — по 11–12 часов в сутки, — подчеркивает главный агроном. — Благодаря этому темпы уборки составляли в среднем четыре — четыре с половиной процента в день, а в отдельные дни доходили и до шести процентов. Валовый сбор зерна по хозяйству — 6,5 тысячи тонн. В счет госзаказа на Барановичский комбинат хлебопродуктов мы поставили 780 тонн ржи и еще 1,5 тысячи тонн реализовали на Маньковичский спиртзавод. Оставшееся зерно, а также зерно кукурузы, которого мы планируем собрать не менее 3 тысяч тонн, пустим на производство собственных комбикормов, чтобы обеспечить поголовье КРС. То есть, как говорят на селе, пустим их в молоко и мясо. Ведь наше хозяйство, как и многие другие, традиционно зарабатывает не на продаже зерна, а на мясомолочном производстве.

Очистить и высушить

Вернувшись с поля на центральный склад вместе с водителем другого нового МАЗа Леонидом Велько, наблюдаю утреннюю картину в обратном порядке: автомобиль, груженный свежим зерном, вначале взвешивается на весовой, а затем выгружает его на специальную площадку на зернотоке. Оттуда зерно вскоре уходит на очистку.

Водитель МАЗа Леонид Велько считает, что у опытного водителя зерно из кузова может высыпаться только в одном случае — при разгрузке на зернотоке.

В тот раз на очистке работали Елена Антонович и Юлия Рылко. Из разговора с Юлией узнаю, что девушка окончила три курса Белорусского государственного университета физкультуры, на летние каникулы приехала погостить домой и параллельно решила подработать в хозяйстве.

— На зернотоке я работаю уже четвертый сезон подряд, — рассказывает будущий тренер по легкой атлетике. — Начинала с 17 лет (сразу как окончила школу) и так продолжаю каждое лето. У меня есть две младшие сестры-школьницы, поэтому надо помогать маме. Уборочная — это живые деньги: в прошлом году за два месяца у меня вышло почти две тысячи рублей. Думаю, что и в этом будет не меньше. За эти средства смогу сама подготовиться к новому учебному году, и маме будет гораздо легче.

После очистки зерно поступает на сушильный комплекс КАМТ-25, на котором трудятся оператор Николай Муха и его помощник Анатолий Володько. 

— Каждая культура требует сушки до определенных параметров, — делится тонкостями своей работы Николай Муха. — К примеру, рапс сушится до шести-семи процентов влажности, рожь и тритикале — до 13, а ячмень — до 14 процентов. Мы и должны на своем комплексе задать необходимые параметры работы, чтобы зерно высохло как надо. Оптимальная температура для сушки 120 градусов. При ней засыпанные в специальный бункер 25 тонн рапса обычно доходят до необходимых кондиций за три часа, другие зерновые — часа за два. Правда, тут все зависит от изначальной влажности. В этом плане нынешнее жаркое лето выдалось удачным. Влажность зерна в зависимости от культуры в среднем составляла до 20 процентов. То есть зерно в основной своей массе не требовало долгой сушки, что снижает его себестоимость. А это, в свою очередь, скажется и на экономике хозяйства, и на зарплатах всех его работников. Все мы здесь, как в хорошей семье, работаем не только для себя, но и на общее благо. И я считаю, что так оно и должно быть всегда.


paplauski@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter