В каждом футбольном матче есть третий тайм

В нем обязательно встречаются фанаты соперничающих команд.
В нем обязательно встречаются фанаты соперничающих команд. Корреспондент "СБ" попытался выяснить, как это происходит

Если история футбола нас чему-нибудь и учит, то только тому, что в любой стране, в том числе в Беларуси, ежегодно проходят два параллельных национальных чемпионата. Первый - официальный, с турнирными таблицами, арбитрами в поле и на линии, желтыми и красными карточками, штрафными, пенальти и заменами на предпоследней минуте игры. Второй - неофициальный, со "стрелами", "скаутами", "начищенными щами", "дерьмом", "шедвелами", "дубьем", "загонами" и прочим "вязаловом" после "третьих таймов", "наскоков" и "махачей" за честь родного "моба". Вы ничего не поняли? Тогда поясню: речь идет о "чемпионате" фанатских группировок, чуть ли не ежедневно доказывающих друг другу свою крутизну. Сами фаны нынче чаще называют себя хулиганами (а еще суппортерами, а еще траблмейкерами, хуллз и т.д.), а обычных болельщиков - "кузьмичами" или "скарферами" (то есть просто носящими шарф и ничего более). И очень своим хулиганским званием эти ребята гордятся. Нынешние белорусские "хуллз" (как и большинство их коллег в России, Восточной и Западной Европе) берут пример с родоначальников движения - британцев. С туманного Альбиона занесло в наши стадионные края множество терминов, англоязычных названий фанатских банд, тактику ведения боевых действий, разведку. Впрочем, здесь большинству из нас требуется пройти небольшой ликбез.

Что бы это значило?

В принципе, хулиганский сленг ограничивается примерно полусотней простых, но емких понятий. Самые важные относятся к наиболее уважаемым фанатским занятиям - "акциям", то есть боевым операциям, проводимым одной или несколькими "бандами" против своих врагов. "Валить", "прыгать" - нападать на врага. "Гнать" - обратить врага в бегство. "Дерьмо" - камни, палки, бутылки, ремни с прягами, кастеты, цепи и прочее холодное оружие. "Кодла" - толпа "кузьмичей" и "гопников". "Наскок" - нападение "гопников" на фанатов превосходящим числом. "Основа" - боевой "моб" (группировка) или главные группировки фанатов футбольного клуба. "Пресс" - нападение на милицейское оцепление. "Проводы" - нападение на других фанатов во время отправления на выезд в другой город. "Перемах" - небольшая стычка. "Слэм" - куча мала в фанатском секторе после гола или как провокация для "полисов", "копов" (милиционеров). "Скаут" - фанатский разведчик, узнающий местонахождение приезжих "суппортеров". "Траблмейкер", "хардкор" - фанат, участвующий в "махаче". "Третий тайм" - драка после матча. "Шедвел" - проникновение во вражеский сектор с целью драки. "Надавать по щам" - победить в акции.

Когда фанаты собираются на матч, они берут с собой "баннер" (транспарант с эмблемой клуба или своей группировки), "файеры" (факелы), "цвета" (клубную атрибутику). Если путь на матч предстоит длинный - на "басе" (автобусе) или "собаке" (электричке), настоящий хулиган берет с собой "бомжпакет" (вермишель "Роллтон" или "Кинг лайон"), а также "бырло" (оно же "чарли" - дешевое вино). Впрочем, на выездах "старшие" (ударение обязательно на букве И) хулиганы следят за тем, чтобы фаны-"карлоны" (малолетки) "не нажирались, как гопоть". Вообще, опекать "карлонов-покемонов" - это одно из многочисленных правил при ведении боевых действий.

Двойная жизнь студента Макса

"12 - 14-летние хулиганы всегда идут во время махача в последних рядах, их берегут. Вообще, у нас, как и в Англии, самыми основными траблмейкерами становятся ребята примерно с 18 лет", - поясняет мне минский "динамик", назвавшийся Максом. Макс согласился встретиться только при условии соблюдения полной конфиденциальности и предупредил, что в тонкости структуры фан-группировок посвящать меня не будет: "Посторонним это знать незачем".

- Скажи, Макс, какие "понятия" существуют у фанатов? Можно ли говорить о своеобразном кодексе чести? Или ваше движение - это, в отличие от настоящего футбола, - игра без правил?

- Беларусь - единственная в Европе страна, где во время драк фанатов пока не зафиксировано ни одного летального исхода. Раньше во время наскоков очень активно применялось дерьмо. Но пару лет назад прошел съезд лидеров почти всех белорусских мобов и подписано соглашение: дерьмо не применять. Ведь мы одна страна. У нас одна сборная. Зачем друг друга калечить и убивать? Как и в футболе, на стрелах действует основной принцип - "фэйр плэй". Это соглашение затем нарушали только фанаты в Бобруйске, которые из-за этого стали настоящими изгоями, и солигорские "кроты", которые старались валить приезжих суппортеров "по бесу", то есть заниматься беспределом. Но сейчас движение фанатов в этих городах пошло на убыль, и дерьмо там тоже редко применяется. Кстати, когда недавно фанаты разных клубов выезжали в Тирасполь на игру нашей сборной с Молдовой, предполагалось, что на нас могут прыгнуть хулиганы из Одессы - там очень сильные ребята. Когда решался вопрос, применять ли в махаче дерьмо, выяснилось, что наши фаны даже не знают, как им пользоваться. Но тогда прыжка одесситов не было. И вообще, применение дерьма - свидетельство трусости. Если люди берут с собой на стрелу кастеты или ножи - значит, они "на измене", то есть сильно боятся. Как правило, даже при таком раскладе они получают по щам и разбегаются в разные стороны.

- Честно говоря, ты не похож на хулигана. Аж не верится, что дерешься с кем-то, что-то крушишь, ломаешь...

- Многие думают, что футбольный хулиган - это ужравшийся крепкого пива бритоголовый 14-летний карлон в куртке-бомбере, длинном шарфе-"розе", свисающем до колен, и подкованных ботинках-камелотах, который только и думает, как ввязаться в драку. На самом деле 70 процентов белорусских, европейских, английских хуллз - это обычные, умные ребята. Мы ничем не выделяемся из толпы и узнаем друг друга по ряду признаков - кепкам спортивного типа, другим приметам. Большинство - это студенты вузов. Мы, конечно, не интеллигенты, но интеллекта предостаточно, сами зарабатываем себе на жизнь. У многих свой бизнес, кто-то работает менеджером. Но это в обычные дни. А хулиганство - это хобби. Это то, чем мы живем. Это экстрим, адреналин. Трудно объяснить, что творится в тебе, когда ты идешь в толпе хулиганов, ты и ломаешь, крушишь. Это выброс энергии. И мирное население при этом не страдает. Совсем не обязательно сильно ненавидеть врага. Это в Италии, Испании, странах Латинской Америки фанаты доходят практически до кровной мести. Нам ближе британский фанатизм - там больше куража, дебоша. Кроме того, любая акция долго разрабатывается. Как внести эффект неожиданности, если врагов больше? Где их встретить? Как обмануть ментов, которые могут помешать махачу? Это целая наука.

- Говорят, белорусские футбольные хулиганы засветились уже и в Европе?

- В Европе белорусских хулиганов уважают и боятся. Почему? Мы очень сплоченные. Поэтому с нами дружат российские хулиганы - практически все. Хорошие отношения с поляками. Чешские фаны аплодировали нашим, когда белорусы устроили пиротехническое шоу в Праге. Ну а враги - это украинские хуллз. У нас с ними "особые" отношения, как известно...

- Я вот смотрю: ты все больше о драках, группировках говоришь. А сам футбол вам безразличен? Главное - победы в "третьих таймах"?

- Опять стереотип. Почему о нас так плохо думают? В футболе разбираемся до тонкостей. Когда "Динамо" проигрывает, я потом неделю ничего делать не могу. Ни учеба не ладится, ни личная жизнь. С девушкой своей даже целоваться в такие дни не могу. Не говоря уж об интиме. И если даже "Динамо" в первой лиге окажется или в третьей, все равно ребята будут за него горой стоять и ездить.

- Кстати, о девушках. Все-таки не футболом единым?

- Когда знакомлюсь, стараюсь не афишировать то, что я фанат. Так, издали, начинаю затрагивать тему футбола. Веду потом на матч, садимся в обычном секторе, с хулиганами не общаемся. А потом приходит время признаваться: я, любимая, фанат. Мне надо на выезд. И начинается отчуждение. Почему-то девушки думают, что фанат - это уголовник какой-то, алкаш. Но я в тюрьму не собираюсь, действую разумно. И мою жизнь можно назвать двойной. В одной я - обычный студент, в другой - хулиган.

"Отморозки" и "оборотни"

Макс не стал откровенничать со мной по поводу свежих новостей фанатской "высшей лиги". Намекнул лишь в беседе, что по-прежнему "королями" движения остаются минские группировки "динамиков" ("Кэпитэлз Легион", "Блю-Уайт Гэнгз" и др.), достаточно бойки и активны фанаты борисовского БАТЭ ("Йэллоу-блю бузатерз"), "бресты". Пошло, по его словам, на убыль движение могилевских "Ривер лайонз", очень мало "хуллз" осталось в Бобруйске. В связи с успешным выступлением гомельских футболистов подняли голову "гомеля". По раздобытой мною скупой информации, в Гомеле сейчас действует несколько организованных фанатских "фирм" - к "старикам" из "Грин-Уайт Ами", "Грин-Уайт Десант" примкнули молодые группировки "Фроузн Майндс" ("Отморозки"), "Грин-Уайт Верволвз" ("Зелено-белые оборотни"), "Стрит булдогз" ("Уличные бульдоги"). В начале сезона "ультрас" с берегов Сожа напали на "аборигенов" в Борисове. Бело-зеленые "суппортеры" сработали по всем правилам фанатской тактики - их разведчики первыми обнаружили противника и застали "борисят" врасплох. Впрочем, вскоре "махач" пресекли стражи порядка. И как бы ни ругали фэны милиционеров за якобы проявляемую ими жестокость, даже они признают, что "забиться" (подраться) удается не так часто, и такая драка длится считанные секунды - тут же появляются "полисы". Хотя наверняка бывают и исключения из этого правила...

Сектор без газа

Вышедшие со мной на контакт представители одного из минских "мобов" утверждают, что милиционеры в большинстве своем относятся к фанатам слишком предвзято. И если в Минске некоторые "копы", по мнению фанов, стали вести себя намного сдержаннее, то в областных центрах жестокость "полисов", как полагают "динамики", совершенно неоправданна.

Беседовавшие со мной милиционеры, комментируя противостояние с фанатами, в один голос утверждали, что единственный путь борьбы с футбольными хулиганами - жесткое и немедленное пресечение фанатских провокаций. И никаких компромиссов! Что ж, как свидетельствует мировой опыт, истина в этом споре лежит где-то посередине. Зачастую фанаты идут на определенные уступки правоохранительным органам, если их об этом просят представители клубов, игроки. В свою очередь, контроль над торсидой с помощью спецсредств - "черемухи" или резиновых палок - установить очень трудно. После арестов, задержаний, штрафов хулиганов на стадионах действительно становится меньше, но они начинают группироваться в других местах, становятся более сплоченнее и хитрее. В европейских странах полиция успешно внедряет в фанатские группировки своих агентов, которые и контролируют ситуацию. Возможно, тем же самым занимаются и наши спецслужбы, но подобные методы, как правило, не афишируются. В любом случае проблема существования фанатской "высшей лиги" - из разряда вечных, как и проблема преступности, уличного хулиганства вообще. И тут есть над чем подумать не только людям в камуфляже и "штатском", но и педагогам, психологам, тренерам, игрокам, представителям футбольных клубов, общественных организаций. В частности, тем, кто претендует на завоевание авторитета в молодежной среде. Пока по буйству белорусские "хуллз" уступают, к примеру, своим британским или российским собратьям. Но в отличие от настоящего футбола, "футбол" фанатский - явление непредсказуемое. Кто знает, какие масштабы примет он уже к следующему сезону?

...А нынешний чемпионат среди футбольных хулиганов, похоже, близится к завершению вместе с чемпионатом среди футболистов. Слава Богу, пока обходилось без жертв, хотя нередки случаи попадания избитых в драках мальчишек в реанимацию. Что ж, если ищешь себе врага, то рано или поздно с ним встретишься... "Наши друзья - БАТЭ, "Неман", "Молодечно-2000". Остальные - нейтралы и враги", - так признались мне в электронном письме фанаты минского "Динамо". Борьба (точнее - война) за первенство в фан-лиге продолжается. И о "фэйр-плэй" говорить здесь, само собой, не приходится...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter