Алексей Авдонин: кому нужен на европейском континенте санитарный кордон

Уйти от коридорного мышления

Беларусь волею судьбы находится на пересечении интересов Востока и Запада. Отсюда многовекторность ее политики и одновременно приверженность союзническим отношениям в рамках ЕАЭС, ОДКБ и Союзного государства. Однако сегодня на западных рубежах неспокойно. 

Слышно у соседей бряцание оружием. К тому же заинтересованность внешних сил в реализации у нас сценария «цветной революции» свидетельствует о реанимации геополитического проекта по включению Беларуси в балто-черноморский коридор — в этом санитарном кордоне из трех балтийских республик и Украины недостающим звеном до сих пор остается Беларусь. О том, как увязываются современная военная политика и экономическая безопасность в нашем регионе, — в разговоре с экспертом Белорусского института стратегических исследований Алексеем Авдониным.

Фото  БЕЛТА

— Польша и США недавно подписали договор об усилении военного сотрудничества. Согласно документу в страну-соседку при нынешних пяти тысячах американских военных будет переброшена еще тысяча солдат и офицеров. Предполагается создание передового центра командования пятого корпуса армии США. По ­словам президента Анджея Дуды, укрепление этого взаимодействия означает усиление безопасности для стран ­региона и Украины. Так ли это?

— США ничего не делают без точного экономического просчета эффективности размещения военного контингента в том или ином регионе. Военные базы Соединенных Штатов всегда находятся там, где есть экономико-энергетические интересы американских ­корпораций. Польша рассматривается сейчас американскими компаниями как ключевой энергетический хаб — центр приема, разжижения и доставки сжиженного газа в страны Европы.

— Алексей Алексеевич, не кажется ли вам, что американцы меняют свои приоритеты в плане европейских союзников: по решению Дональда Трампа из Германии выводится около десяти тысяч военных и новой базой для службы американцев становится Польша, где в итоге их можно разместить уже двадцать тысяч? К тому же руководство Белого дома не довольно позицией ФРГ по неуплате в копилку НАТО двух процентов от ВВП и защите Германией строительства российского газопровода «Северный поток — 2», против которого введены санкции США.

— В Польше размещение дополнительного контингента — это повышение роли Варшавы как альтернативного политического центра в Европе против Берлина и Парижа, в первую очередь в вопросах пресечения поставки энергоресурсов из России (газ и нефть) в страны Евросоюза. 

Создание буферной зоны между ФРГ, Францией и Россией через усиление роли Польши в вопросах региональной безопасности является ключевым звеном в политике Вашингтона по усложнению и нейтрализации плотного сотрудничества Москвы с Берлином и Парижем. 

— По мнению руководства Соединенных Штатов, договор об усилении военного сотрудничества с Польшей — важный шаг для продвижения национальных интересов США. В то же время не следует забывать, что действие «ядерного» договора СНВ-3 между США и Россией истекает в феврале 2021 года, да и размещение компонентов американских ПРО в некоторых европейских странах не делает более безопасным наш субконтинент. В чем корень проблем? 

— Понятно, что разговоры о демократии и свободах — лишь ширма для реализации экономических интересов Соединенных Штатов на Европейском континенте. Обострение тем по стратегическим вопросам международной безопасности (ПРО, продление СНВ-3) с одновременным наращиванием контингента в странах Восточной Европы направлено на создание зон напряженности в Европе, которая является ключевым конкурентом Америки в мировой экономике. Наличие конфликтов в Старом Свете дает возможность США поддерживать постоянный спрос на облигации Федеральной резервной системы и ценные бумаги американских компаний. Так как улучшение экономической ситуации в том или ином регионе мира ведет к резкому падению спроса на американские бумаги и как результат лимитирует условия для реструктуризации своих обязательств, приближая технический дефолт. 

— Возможно, новое военное соглашение вызовет очередное геополитическое напряжение в нашем регионе, ведь американцы в лице Североатлантического альянса также присутствуют и в странах Балтии, и ниже (южнее) по периметру восточных околотков военного  блока. 

— Здесь США работают по принципу эскалации гонки вооружений для максимального экономического истощения соперника с последующим ростом социально-экономических проблем (низкие зарплаты, остановка работы заводов, бунты, забастовки и т. д.). Это Советский Союз уже проходил. Нельзя наступать на те же грабли. 

— Учитывая обязательства Беларуси перед ОДКБ, ЕАЭС и Союзным государством, мы вынуждены в том числе реагировать на происходящее на наших западных рубежах. Кстати, в ответ на развертывание сил со стороны наших соседей мы были вынуждены начать на гродненском направлении проведение военных учений. Как вы думаете, в этой обстановке Беларусь не утратит свой политический тренд на роль страны — донора региональной безопасности: организация переговоров Контактной группы по Украине, продвижение глобальной инициативы «Хельсинки-2», формата «Минский диалог» и других актуальных международных вопросов?

— Да, сейчас будет предпринята попытка нивелировать статус Беларуси как донора региональной безопасности, одновременно обострить ситуацию через санкции и негативную информационную кампанию в зарубежным СМИ. Однако надо понимать, что теперь необходимо продемонстрировать приверженность прагматичной экономической политике, важности выстраивания отношений не на идейной платформе, а на взаимовыгодном финансово-экономическом партнерстве. Крепкая экономика нашей страны даст возможность обеспечить сохранение статуса Беларуси как зоны комфорта и безопасности для международных переговорных групп по разным направлениям. Ведь альтернативы Минску как переговорной площадки, устраивающей Восток, Запад, Север и Юг, просто нет. 


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter