«Уйду на пенсию, купим еще две коровы»

Не поверил, когда услышал от мужа и жены: «Мы 20 лет не были в отпуске!..» А потом подумал: «Как же им уходить в отпуск, если не на кого оставить свое хлопотное хозяйство — 3 коровы, 4 кабана, 5 кур, 7 котов. Их надо кормить, поить, досматривать». Купили корову. Потом еще одну, и еще... — Все верно, — подтвердил мои рассуждения Виктор ЯНОЧКИН. — Я работаю пастухом, а жена Люба — дояркой. Нам некогда отдыхать.

Почему в круге дней Любови и Виктора Яночкиных из Поставского района больше будней, чем праздников? И так — 20 лет...

Не поверил, когда услышал от мужа и жены: «Мы 20 лет не были в отпуске!..» А потом подумал: «Как же им уходить в отпуск, если не на кого оставить свое хлопотное хозяйство — 3 коровы, 4 кабана, 5 кур, 7 котов. Их надо кормить, поить, досматривать». Купили корову. Потом еще одну, и еще... — Все верно, — подтвердил мои рассуждения Виктор ЯНОЧКИН. — Я работаю пастухом, а жена Люба — дояркой. Нам некогда отдыхать.

Везде успеть

До чернобыльской катастрофы семья Яночкиных жила на Гомельщине. Когда началось переселение из зараженных радиацией районов, Виктор Тимофеевич и Любовь Ивановна решили переехать к родственникам в Литву. Но после развала Советского Союза пришлось оставить уже обжитое место и «повернуть назад». Так они оказались в ОАО «Кураполье-Агро» Поставского района.

— По объявлению в газете узнали, что этому хозяйству нужны животноводы, — вспоминает Виктор Яночкин. — Тогда это был колхоз. Позвонили председателю Игорю Герчику, переговорили. Он согласился принять на работу и прислал за нами машину. Мы погрузили вещи, кое-какую мебель и переехали сюда. Мне предложили работу пастуха, а жене — доярки. С тех пор мы и трудимся в «Кураполье-Агро». Прошло уже 20 лет...

Жить в деревне и не иметь своего подсобного хозяйства — для Яночкиных такой образ жизни непонятен. Купили корову, пару поросят, обзавелись курами. Потом еще одну корову, и еще...

В день стали надаивать по 73—75 литров молока. Куда его девать? Семье столько не нужно. Решили излишки продавать государству.

— За молоко в месяц в среднем имеем полтора миллиона рублей, — говорит Любовь Ивановна. — Но они у нас не залеживаются. Помогаем сыновьям Андрею и Александру: один собирается купить жилье, второй ремонтирует квартиру. Так что выручка быстро расходится.

Нелегко совмещать ежедневную работу с личным подсобным хозяйством. Тут даже трудно сказать, кому больше достается — жене или мужу. Она в 3.30 утра поднимается доить своих коров, кормить свиней. Потом готовит завтрак и уезжает на дойку общественного стада. В 15.30 — снова возле своих коров, свиней. И опять на работу. И так изо дня в день. Совсем мало времени остается на отдых. А стирка, огород, уборка — ворох всяких других домашних дел! Это только Любови Ивановне известно, как она находит время везде успеть...

О пастухе замолвите слово

Смотрю на Виктора Тимофеевича... Свежая рубашка, аккуратные брюки, гладко выбрит. Вот вам и колхозный пастух! А попробуйте в эту жару летом весь день поработать на солнце. За коровами глаз да глаз нужен: есть такие, которые могут электроизгородь порвать и убежать туда, где им трава лучше приглянулась. Или туда, где воды побольше.

— Почему труд пастуха нигде не учитывается? — неожиданно заговорил Виктор Яночкин. — Видимо, никто не понимает, что надои молока и от нас, пастухов, зависят. Если я не буду вовремя перегонять стадо на новый загон, где отросла трава, то коровы меньше дадут молока. А если выходит его больше — тогда хвалят доярок, заведующего фермой, зоотехника. Конечно, от работы каждого из них зависит многое, но в то же время никто не замечает наш труд. Мне кажется, это неправильно. Даже в хозяйстве на собраниях обычно хвалят передовиков, а вот пастухов — никогда. Между прочим, уже десятый год я считаюсь одним из лучших пастухов республики. Список передовиков нашей профессии публиковала в начале июня этого года «Белорусская нива». Там есть и моя фамилия. Горжусь этим. Извиняюсь, если расхвастался, но я люблю свою работу и без всякого стеснения говорю об этом откровенно.

Земли хватает

— А другие жители вашей деревни держат коров? — интересуюсь у Виктора Яночкина.

— Старым людям такое занятие уже не под силу, — рассуждает собеседник. — А молодым это дело не нужно: в агрогородке в магазине можно купить все молочные продукты, даже мороженое.

— Насколько я знаю, ваша жена уже на пенсии, со временем придется и вам уйти на отдых?

— Кто сказал? — возразил Яночкин. — Буду работать до тех пор, пока есть желание и силы. И жена такого же мнения. Так что с выходом на пенсию купим еще две коровы, будет пять — сарай у нас большой, места хватит всем. Да и земли у нас 3 гектара. Если надо, в сельсовете возьмем в аренду еще пару гектаров.

— На земле надо работать. Как же вы со всеми делами будете управляться, чтобы, скажем,  на зиму заготовить корма?

— Помогает «Кураполье-Агро», — уверенно отвечает Виктор Тимофеевич. — Оно выделяет сено тем, кто держит коров. У нас, например, три коровы, на одну из них, можно сказать, за копейки ОАО дает готовое сено, а на две других я заготавливаю сам. Благо травы хватает. Некоторые хозяйства отказались от своих земельных наделов, и сенокосы никому не нужны на таких участках — бери косу и коси. Кроме того, в качестве премии в прошлом году получил в хозяйстве 4 тонны зерна: две расходовал, а две продал. Выращиваю 15 соток кормовой свеклы. И тоже коровы не все корнеплоды съедают — половину продаю. Короче говоря, проблем с кормами не возникает.

Молодые семьи держат хозяйства

— Кому из сельских жителей нужна земля для ведения личного подсобного хозяйства, пусть обращаются к нам, никому не откажем, — говорит председатель Курапольского сельсовета Марина Наганович. — Мы за то, чтобы у нас развивались личные подсобные хозяйства.

Марина Павловна вспомнила недавний личный опыт. Вместе с семьей выращивала полгектара капусты, 30 соток раннего картофеля, 20 соток свеклы, 2 сотки чеснока, 2 сотки лука. Выращенную продукцию продавала местной заготконторе и получала неплохие деньги — за два года купила иномарку.

— Сейчас нет времени этим заниматься, — сожалеет Марина Наганович. — Работы добавилось. Но хорошо, что есть своя машина: везде успеваю, все делаю. Думаю, в выигрыше всегда будет тот, кто любит землю, кто на ней хочет работать, а ее у нас для всех хватит.

Директор ОАО «Кураполье-Агро» Сергей Чепик всячески поддерживает тех, кто имеет личное подсобное хозяйство, кто его развивает.

— Проблем с кормами для животных у людей быть не может, — говорит Сергей Васильевич. — Нужно сено, зерно — выписывайте, получайте. Цены нормальные, по себестоимости продаем. Льготы предоставляем тем, кто работает в хозяйстве. Нужно заменить старую корову — заменим на молодую или нетель. Хотите держать свиней — и тут поможем. К сожалению, с каждым годом желающих выращивать свою продукцию в большом количестве, чтобы излишки сдавать государству, у нас меньше. Причины известны. Но, говорят, под лежачий камень вода не течет. У нас не только семья Яночкиных развивает личное подсобное хозяйство, есть и молодые семьи механизаторов Александра Яночкина (сына Виктора Тимофеевича), Юрия Сивого, Бориса Лакотко и других. Личные подсобные хозяйства дают им солидную прибыль. А деньги никогда лишними не бывают.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

НА СНИМКЕ: пастух Виктор ЯНОЧКИН.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter