В Минске три дома начали бороться с ненужной рекламой в почтовых ящиках

Уважайте мой ящик

Жители многоквартирных домов, особенно в Минске, подтвердят: когда заглядываешь в свой почтовый ящик, такое ощущение, что он принадлежит кому угодно — продуктовым и мебельным магазинам, строительным и сантехническим бригадам, супермаркетам электроники и сервисным центрам. Но только не тебе как жильцу. Ведь под ноги сразу вываливаются кучи рекламных объявлений, журналов с анонсами всевозможных скидок и распродаж. Чаще всего все это «добро» так и остается лежать на полу подъезда, ожидая прихода дворника и в зимний период превращаясь в грязное месиво из мокрой бумаги. О проблеме «СБ» пишет уже три года, но только недавно обнаружилось первое ее решение. В минском товариществе собственников «Дружба–Брилевичи», куда входят три дома и более 500 квартир, централизованно, а главное, цивилизованно дали отпор валу ненужной рекламы. И положились в этом деле на проверенный европейский опыт.


Житель дома, согласившийся получать рекламу.

— По инициативе Международной ассоциации менеджмента недвижимости я был в Германии на повышении квалификации и в одном из домов увидел на почтовых ящиках специальные таблички. Они указывают, желает ли владелец получать рекламную рассылку, — рассказывает предысторию председатель ТС «Дружба–Брилевичи» Николай Рафальский. — Вот у меня и появилась задумка ввести нечто подобное у нас. В начале года мы взялись за проработку идеи, подготовили небольшие пластиковые держатели для табличек, распечатали сами бумажки с надписями «да» либо «нет» рекламе. Все это обошлось немногим более 2,5 млн неденоминированных рублей. Решение достаточно экономное и простое в сравнении, например, с установкой постоянных железных табличек, к тому же всегда можно передумать, просто поменяв бумажку. И уже в апреле на нашем традиционном субботнике жильцы их получили и смогли вывесить на свои ящики, выбрав нужный вариант.

В подъезде № 3 дома по улице Ежи Гедройца, 14 выбор сделали не в пользу разносчиков. Красная табличка «Реклама — нет» висит на большинстве почтовых ящиков, только от силы на четверти дали объявлениям в прямом смысле зеленый свет — бумажками с надписью «Реклама — да». И все же неподалеку — наполовину заполненная ворохом рекламных листков урна. Нельзя сказать, что разносчики безоговорочно прислушались к мнению жильцов. Из нескольких «закрытых» для рекламы ящиков предательски выглядывают то скидочный каталог магазина, то объявление о грядущей распродаже. Но в целом поток рекламы ощутимо уменьшился. По оценкам Николая Степановича, примерно на треть. Вот и Екатерина, поднимающаяся к себе домой, довольна, что выставила на своем почтовом ящике решительное «нет»:

— Раньше в ворохе бумажных объявлений было сложно найти предназначавшиеся для меня документы, счета, письма, наконец. Открывала почтовый ящик — и все просто вываливалось мне под ноги, приходилось копаться, отыскивать нужное. Буквально за день–два ящик забивался, если не очищать. Сейчас куда лучше. А от рекламы я отказалась потому, что она большей частью бесполезная. Да, можно было бы узнать о скидках в магазинах, но бросают очень много и рекламы строительных бригад, дизайнеров. У нас новый дом, недавний ремонт я еще долго не собираюсь переделывать, зачем мне эти объявления?


Николай Рафальский.

У массированной рекламной рассылки есть, впрочем, и свои сторонники с разумными доводами. Оксана Мороз из дома по улице Ежи Гедройца, 2 оставила на ящике зеленую табличку:

— После появления табличек в нашем подъезде количество рекламы сократилось, на мой взгляд, в несколько раз. Мы даже убрали коробку, которая раньше стояла рядом с почтовыми ящиками. Меня реклама не раздражает, я понимаю, что это методика продаж, так как я работаю в этой сфере. Из листовок черпаю, какие новые продукты появляются, какие акции проходят. Отчасти это профессиональный интерес. Но и как потребителю мне интересно узнать о скидках продуктовых ретейлеров.

У Матвея Евсеевича и вовсе двоякая позиция: таблички на почтовом ящике он тасует в зависимости от долгих командировок. Против рекламы у него предубеждений нет, но выдавать свое отсутствие дома забитым ящиком он не хочет. А разносчики, отмечает, к сожалению, редко отличаются умеренностью, так и норовят даже в переполненный почтовый бокс засунуть свою бумажку.


В общем, хорошо бы заказчикам задуматься, кому они доверяют распространение своей рекламы. Ведь неприятное впечатление на подсознательном уровне потом переносится на сам товар или услугу, которые так хотелось расхвалить. Товариществу собственников пришлось самому найти распространителей, которые «обслуживают» их дома. Ведь одними только обозначениями на почтовых ящиках рекламу не ограничить. Поначалу к ним совсем не прислушивались, рассказывает Николай Рафальский:

— Разносят листовки и почтальоны, и нанятые индивидуальными предпринимателями разносчики, как я их называю, «бегунки». Вот несколько ИП, работавших по нашему району, я и пригласил на разговор. Объяснил нормативную базу, наше видение ситуации и попросил соблюдать баланс интересов. Я сам за рекламу, но зачем навязывать ее тем, кому она не нужна, тратить на это бумагу, деньги заказчика? Можно отчитаться, например, о тысяче распространенных листовок, хотя половину из них сразу же выбросят... То же касается и расклейки объявлений на стенах и подъездах. Ведь распространители фактически незаконно — без разрешения собственника — используют чужое имущество для получения выгоды.

Тут товарищество тоже постаралось учесть все интересы. Для объявлений рядом с каждым подъездом висит информационная доска. Она оклеена скотчем — местное ноу–хау, поэтому бумагу с нее легко удалить без всяких скребков. Ближе к вечеру объявления появляются и висят до утреннего часа пик, когда жильцы отправляются на работу. А затем доску очищает персонал товарищества. И все довольны.

Компетентно

Начальник сектора контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик:

— Наше министерство было инициатором внесения изменений в законодательство, чтобы в почтовые ящики реклама распространялась только почтовым оператором — тогда жилец мог бы обратиться к нему и отказаться от получения такой рекламы, однако эта норма не была принята. С точки зрения законодательства почтовые ящики являются собственностью жильцов домов, но запрета на распространение через них рекламы нет. Поэтому мы предложили обратившимся к нам либо защищать в суде свои права, чтобы ящики не использовали без их ведома, либо же разместить соответствующие наклейки на подъезде или почтовых ящиках о том, что жильцы получать рекламу не хотят. Мы с интересом изучим, удалось ли с помощью таких наклеек приостановить распространение ненужной информации. Обратившиеся к нам выступали против полного запрета на такую рекламу, ведь она, особенно в новых микрорайонах, востребована. И если рекламный рынок прислушивается к людям, не стремящимся получать объявления, идет им навстречу, то он только зарабатывает дополнительный авторитет и уважение своих потребителей. Реклама будет лучше работать, если распространять ее только среди желающих, и будет вызывать одно лишь раздражение у тех, кому ее доставили помимо воли. Полагаю, что рекламный рынок и потребители рекламы при взаимном уважении смогут найти компромиссное решение в этом вопросе.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter