Урок белорусского

Защита прав национальных меньшинств во всех европейских странах является одной из главных задач. За этим строго следит Совет Европы.
Защита прав национальных меньшинств во всех европейских странах является одной из главных задач. За этим строго следит Совет Европы.

Надо признать, что в этом «котле европейских наций» кипят различные политические страсти — порой даже с перехлестом. Тем не менее именно там депутаты различных стран должны слышать и понимать друг друга. Важно осознать главное: в Европе нет идеальных демократий, равно как нет и тех, кому бы не помешало прислушаться к дружескому совету. Скажем, наша добрая соседка Польша не раз брала на себя инициативу «моста» и «проводника» демократических ценностей с Запада на Восток. Ныне она председательствует в Совете Европы и, думаю, нормально отнесется к разговору о том, что транзит демократических ценностей хорошо, а взращивание их на своей собственной почве еще лучше. Крепче будут демократические корни...

Чей колпак?

К разговору о выполнении международных соглашений по правам нацменьшинств пригласил всех заинтересованных лиц еженедельник белорусов в Польше «Нiва». Причем в весьма острой форме: Варшава, по мнению издания, делает все, чтобы белорусов в Польше вообще не было... Острые дискуссии на эту тему вовсю идут в Интернете.

...Как мне удалось выяснить, первые признаки обеспокоенности белорусских «суполак» своей судьбой в Польше появились еще в 2002 году. В это время, как мне рассказал советник по вопросам культуры нашего посольства в Варшаве Андрей Петрович, у наших соседей проходило два важных события — выборы в местные Советы и перепись населения. Шум начался с вопроса в анкете о национальной принадлежности респондента. Естественно, пошли разговоры о неслучайности такого вопроса. Еще больший скандал поднялся, когда были внесены изменения в нарезку избирательных округов. Этнические белорусы в Польше проживают довольно компактно, в основном на Белосточчине. «По мнению некоторых наиболее активных деятелей белорусских организаций Польши, — рассказывает дипломат, — поляки намеренно нарезали округа так, чтобы у этнических белорусов не было шансов провести в местные Советы своего кандидата». Что, собственно, и случилось...

Мой следующий собеседник — ответственный секретарь газеты «Нiва» Александр Максимюк — объясняет такой поворот дел тем, что белорусский вопрос в Польше всегда держали «под колпаком» — то есть, по его мнению, реальное положение дел не соответствовало официальному. Белорусы были отражены в официальной статистике более–менее объективно лишь после переписи населения в 2002 году. И тогда, по мнению Максимюка, поляки очень удивились: ожидали, что в Польше проживает от силы 10 — 20 тысяч белорусов. Перепись показала 50 тысяч... Хотя даже эту цифру, к примеру, в нашем консульстве в Белостоке считают заниженной. Консул Вадим Поляков говорит, что в Польше, по некоторым оценкам, проживает около 200 тысяч этнических белорусов...

К вам едет ревизор

Брожение «под колпаком» привело к первому взрыву, пускай не «бомбы», но сигнальной «ракетницы» точно. Во всяком случае, именно как сигнал будущих бедствий был воспринят приход финансовой проверки в редакцию белостоцкой газеты «Нiва», которую издают белорусы и на белорусском языке.

Здесь я вынужден забежать вперед: как мне рассказал пресс–секретарь посольства Беларуси в Польше Всеволод Глушков, проверка не была чьим–то злым умыслом. Наши дипломаты наблюдают за развитием ситуации и даже обращались в официальные польские инстанции за разъяснением. Кстати говоря, председатель польско–белорусской рабочей группы, депутат сейма Еугениуш Чиквин высказал мне на этот счет, что говорить о каких бы то ни было действиях Польши по ассимиляции этнических белорусов не приходится. Совсем недавно сейм принял закон о национальных меньшинствах. Прямых аргументов в пользу подозрений относительно предвзятости каких–то локальных структур, по мнению депутата, во всяком случае, тоже нет.

«Нiва» живет на дотации из польского министерства культуры, ему же и подотчетна. Поэтому финансовая проверка, о которой идет речь, если бы даже и не была плановой, все равно являлась логичной процедурой. Но... Контроль обнаружил бухгалтерские нарушения в деле использования бюджетных средств. Потом вроде как даже разобрались, что воровства не было, что нарушения вызваны чисто рабочими соображениями, а именно стремлением обеспечить бесперебойный выход газеты. Просто редакция в силу разных, в том числе и объективных, причин не смогла рассчитаться с министерством культуры в установленные сроки. Тем не менее дело неожиданно приобрело криминальную окраску и было передано в прокуратуру.

На ковер вызывает прокурор

Александр Максимюк говорит о несоответствии нарушений возможной мере наказания. В многочисленных публикациях в польской прессе, в обзорах ассоциации белорусских журналистов Белостока я вычитал совершенно неимоверные сроки, вплоть до 8 лет тюрьмы, грозящие журналистам. Цитируются слова главного прокурора Белостока Бажены Кишло, которая говорит, что не было украдено ни одного злотого, но тем не менее в отношении нескольких лиц наказание не превысит двух лет, других ожидает более суровая мера наказания.

Как бы то ни было, говорить о чем–то конкретном пока еще преждевременно. Следствие продолжается. Однако Максимюка удивляет сам факт передачи дела в прокуратуру. «Ну что в случае выявления подобных нарушений, как правило, происходит? — размышляет Александр. — Замечание, в крайнем — штрафные санкции, но не более того»... Здесь же заведено уголовное дело, по которому проходят 11 человек. Как говорит Максимюк, подозреваемые — это люди, представляющие белорусские организации и товарищества. Люди активные, способные и намеревавшиеся принять участие в политической жизни Польши, а уголовное дело лишает их такого права. В следующем году, скорее всего, поляки должны избрать новый сейм...

Школа злословия

Примечательно, что практически одновременно с контролем в редакции «Нiва» начались проверки белорусских школ. Сторонники «теории заговора» или, как они говорят, «имперского комплекса Варшавы» приводят этот эпизод в пользу своих доводов относительно намеренной дискредитации белорусов в Польше.

Здесь тоже требуется маленькое пояснение: речь идет лишь о двух белорусских школах, которые находятся в Гайновке и Бяла–Подляске. Опять–таки, это абсолютно польские учреждения, финансируемые из бюджета. Там ведется обучение на польском языке, но дополнительно по 4 часа в неделю изучается белорусский язык. К примеру, школа в Гайновке, с которой я связался, существует еще с 1949 года. Ее директор — а правильнее говорить директор комплекса, поскольку туда входят гимназия и лицей, — Евгений Сачко рассказал мне следующее: по уставу школы все ученики, желающие в ней учиться, обязаны изучать белорусский язык. Таково условие поступления. Причем, по словам Евгения Сачко, только в этом учебном году на обучение претендовало 240 человек, в то время как школа смогла принять лишь 120. Всего, к слову, в школе обучается 548 учеников. Акцентирую внимание: родители, отправляющие своих детей сюда, знают и хотят, чтобы их дети изучали, среди прочего, белорусский язык. В ином случае они могут отправить своих детей в стандартный польский лицей, который тоже есть в Гайновке.

Так вот, проверка обязала школу ежегодно собирать у родителей учеников специальные декларации, в которых те напишут, что не возражают, чтобы их дети изучали белорусский язык. «Однако в уставе школы записано, что уже тот факт, что родители отдают детей именно к нам, означает, что они согласны на изучение их чадами белорусского языка», — указывает на несуразность требования контрольных органов Евгений Сачко...

В заключение скажу, что в любом международном документе по правам нацменьшинств черным по белому отмечено обязательство государства «воздерживаться от любых политических и практических действий, имеющих целью их ассимиляцию». Надо думать, что в Польше к таким обязательствам относятся так же серьезно, как к своему членству в Евросоюзе и председательству в Совете Европы.

Комментарий

Советник посольства Польши в Беларуси Марек Бутько:

— Власти Польши никогда не проводили акций ни против еженедельника «Нiва», ни против белорусского меньшинства. Это противоречило бы польской Конституции. Верховная контрольная палата Польши проверила деятельность еженедельника «Нiва» во втором квартале 2003 года в рамках плановой проверки «Использование государственных средств в сфере культуры субъектами, которые не входят в сектор государственного финансирования». В этой ситуации нужно подчеркнуть тот факт, что всего было проверено 135 разных субъектов, в том числе министерство культуры Польши.

В случае с еженедельником «Нiва» Верховная контрольная палата обнаружила, что программный совет этого издания допустил 13 нарушений закона. В этой связи польская прокуратура проводит расследование, целью которого является выяснение всех обстоятельств дела.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter