Умер ли зритель?..

Об этом спорили на ХV фестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге

Открылся он, по традиции, полуденным пушечным выстрелом в Петропавловской крепости. Стреляла  уроженка Ленинграда, президент фестиваля Лидия Федосеева-Шукшина. После такого старта в десяти кинотеатрах, забыв о коммерческой выгоде, бесплатно показывали российское кино. Конкурс из 20  картин  оценивали зрители. Основные призы присуждались по итогам зрительского голосования.
Пока около 30 тысяч зрителей смотрели кино, мэтры из двух столиц за «круглым столом»  обсуждали тему «Смена поколений в кинематографе. Взаимопонимание или отторжение?». Эльдар Рязанов, который привез на фестиваль свою работу «Андерсен. Жизнь без любви», назвал молодое поколение «зомбированным и одуревшим», а себя – «уходящей натурой». По его мнению, «молодежь, воспитанная на американском кино, хочет смотреть то, что наша кинематография никогда не делала и делать пока не умеет. А разница между менталитетами невероятная». И привел пример: «Когда  снимал «Андерсена», в западном музее увидел искусственную челюсть сказочника. Трудно представить, чтобы в наших музеях Пушкина или Достоевского мне показали челюсть писателя».
«Языком фильмов становится косноязычие, – подхватил Всеволод Шиловский («Эйфория», «Свободное плавание»). – Считается, что без мата с экрана  до зрителей не докричаться («Изображая жертву»). Между прочим, в американских фильмах цензоры вырезают лишние «факи».
«Сейчас популярны фильмы из жизни микробов, – вставил Аркадий Инин.  –  «Питер FM»,  например. Не понимаю, как можно это смотреть! Наверное, меня пора выгонять из ВГИКа. Студенты жалуются: сценарии, которые я выбрасываю в мусорную корзину, подбирают продюсеры. А те, что хвалю, никому не нужны».
В полемику включился Рязанов: «Старшее поколение выбито, потому что публика сменилась. Еще Феллини сказал: «Мой зритель умер». И мой зритель тоже в какой-то степени умер, но еще не весь».
Разговор этот состоялся до объявления результатов фестиваля. И оказалось, что мнение Рязанова о смерти зрителей слегка преувеличено. Фильм «Андерсен. Жизнь без любви»  получил Гран-при  фестиваля (Приз зрительских симпатий). Это раз. И приз от прессы. Это два.  Сергея Мигицко за роль Андерсена назвали «Лучшим актером». Это три. А ведь Рязанов соревновался с адептами артхауса, мейстрима и поп-корна («Эйфория» Воропаева, «Свободное плавание» Хлебникова, «Семь кабинок» Месхиева, «Тупой жирный заяц» Росса, «Любовь-морковь» Стриженова). Но публика в массе своей с пиететом отнеслась к его кропотливому труду. А Дмитрий Быков даже сказал: «Рязанов снял 24 хорошие картины и одну великую – «Андерсена».
Эльдар Александрович уже думает о завтрашнем дне. «Для кого снимать? – волнуется он. –  Что снимать? Новые средства выразительности искали Эйзенштейн с «Броненосцем Потемкиным», Тарковский с «Зеркалом». Как быть мне? Новаторства в комедиях в принципе не бывает. Комедия должна быть ясной и смешной.
И никогда новое течение не начиналось с комедии. Тарантино – не пример.  Когда вырывают кишки, мне не смешно. Комедия  –  это  другой путь. И в этом пути – моя драма. С одной стороны, главный заказчик у кино – зритель. Но на подступах – новый зритель.  Как защитить кино от него?..»
«Знаете ли вы, – тоном заговорщика сообщил мэтр, – что  в советское время существовала «райская группа» при Госкино? Ее членам, в том числе Александрову, платили зарплату, лишь бы они не ставили картин! Мне кажется, что в нашей ситуации (я не имею в виду себя!) это было бы гуманно».
И вот здесь позволю себе не согласиться. Все, кто хочет снимать кино, пусть снимают. Тем вероятнее шанс проявиться таланту. И у таланта обязательно появится свой зритель. С надежной прививкой фестиваля «Виват, кино России!».    

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter