Минск
+10 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Криминальный автобизнес на стыке границ: новые схемы по старым маршрутам

Угон с доставкой на дом

Между российскими и белорусскими автомобильными ворами уже давно сложились крепкие и взаимовыгодные криминальные связи. Делятся не только опытом и современным оборудованием, с помощью которого можно угнать элитные машины, но и доходом. Спрятать или продать украденную машину в соседней стране — казалось бы, самый надежный способ замести следы. Но на каждое действие всегда находится противодействие. И чем изощреннее фантазии автоворов двух стран, тем сильнее и эффективнее деловые контакты между белорусскими милиционерами и российскими полицейскими.

«Маски-шоу» у гаражей


…Они были совершенно спокойны — все шло как по маслу. Беленькая машина KIA Sportage, угнанная пару недель назад в Минске, уже успела отстояться на частной станции техобслуживания. В этот день ее перегнали в неприметный гаражный кооператив на окраине города. Вот-вот сюда должны были подъехать потенциальные перекупщики. За деньги никто воевать не собирался — отдавали практически за полцены. Как-никак, а машина с историей и без официальной «прописки» в Беларуси. Для того чтобы замести следы, во время сделки собирались поменять российские номера на белорусские. А потом KIA должна была отправиться вновь в Россию, где до сих пор и состояла на учете. Для очередной перепродажи.

Задержание в Новополоцке по делу угнанной в Минске КIА.

Вот только злоумышленники не знали, что уже не первый день находятся под колпаком. Как только к гаражам подъехали покупатели, прозвучала команда на задержание. Сотрудники ОМОНа и 7-го управления (по Витебской области) ГУБОПиК уложили лицом в мартовский снег организаторов хищения авто, самого исполнителя кражи и четверых покупателей и надели на них наручники. Сейчас в отношении троих возбуждено уголовное дело. У одного из организаторов изъят автомобиль BMW Х6 — его происхождение также предстоит проверить. Кстати, ранее арестованные уже привлекались к ответственности за преступления в сфере автобизнеса, в том числе за хищения и подделку документов. Не уйдут от ответственности и потенциальные покупатели, которые, бесспорно, догадывались о том, что этот автомобиль добыт преступным путем: белорусские номера на авто привезли сами и перед задержанием даже успели их поменять.

Но как стал возможен угон машины в Минске? На кадрах ночной видеосъемки видно, как к автомобилю резво подбегает мужчина, без каких-либо проблем открывает дверцу и газует с места… Оказывается, все просто: бывший владелец авто оставил себе копию ключей. Второй подельник подыскал исполнителя — роль угонщика за 500 долларов выполнил слесарь новополоцкой СТО. Это давно отработанная автоворами схема, которая используется по отношению к уже краденым авто. Иногда их воруют таким образом и перепродают по нескольку раз. И каждый раз наваривают на криминальных сделках немаленькие деньги.

номера на любой вкус предлагают изготовить в Смоленске.

Если посмотреть архивы оперативных сводок, становится понятно: в Витебской области Полоцкий регион до последнего времени с полным правом считали криминальной столицей подпольного автобизнеса. В начале 2000-х здесь, как минимум, угоняли по 2— 3 автомобиля в сутки, но были дни, когда в неведомом направлении исчезали и по 10—11 машин. Вот такой размах. Иномарки отправляли в Москву, где под другими номерами продавали под видом пригнанных якобы из Прибалтики. Общих баз данных тогда не было. Нынче времена изменились, поменяли свое течение и криминальные потоки — теперь ворованные авто, наоборот, чаще пригоняют из России. А вот самые громкие задержания автоворов как гремели, так и гремят здесь, в Полоцке и Новополоцке. Географическое постоянство оперативники случайным не называют. И готовы озвучить весь список. По словам начальника отделения по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса УВД Витебского обл­исполкома Виталия Пухальского, в Беларуси преступники, промышляющие кражами машин, кучкуются также и в некоторых других регионах страны. А в российском приграничье столь сомнительная слава принадлежит тверскому Ржеву. Судя по маршрутам украденных авто, российские и белорусские угонщики поддерживают между собой определенные связи и при необходимости помогают друг другу. Особенно в том, что касается использования баз данных и обеспечения документами.

От двойников к тройникам


Итак, в последние годы мода на «дублей» бьет рекорды. Недавно в Витебске пропал добротный автомобиль Toyota RAV. С российскими номерами. Хозяин купил его в РФ, а через несколько месяцев угнали. Во взаимодействии с коллегами из Великих Лук витебские сыщики установили местонахождение машины, которая к тому времени уже выехала на территорию сопредельного государства, и вернули ее в Витебск. Потом провели экспертизу. Оказалось, что Toyota когда-то была украдена в России. Сначала ее сделали двойником, а уж потом продали белорусу. То есть где-то в Москве бегает себе спокойно оригинал с реальным законным владельцем. А у этой, как минимум, уже дважды ворованной машины перебиты VIN-номера, сделаны документы под тот самый оригинал. Виталий Пухальский удивляет:

— Когда мы вместе с российскими коллегами начали разбираться в ситуации, выяснилось: такие же машины-дубли колесят по дорогам Омска и Ростовской области. То есть на одно оригинальное авто имеется три двойника! Как такое возможно? В Беларуси, скажу прямо, это было бы нереально — у нас только одно, причем государственное, предприятие, которое изготавливает номерные знаки. Доступ к базе владельцев автомашин строго ограничен. В России все проще — госномера можно заказать по интернету с доставкой на дом. Как-то сам проверял — стоит услуга 1 тысячу российских рублей. Хочешь — российские, хочешь — белорусские или прибалтийские. Пакет документов на автомобиль черный рынок предлагает за 12—15 тысяч рублей. Причем подделку невооруженным глазом определить сложно. Официальные бланки, в реальности существующие люди с местом прописки и наличием авто нужных моделей и цвета. Пробьешь такую машину по базе — действительно, не призрак. Один вариант — связываться с хозяином и спрашивать, не его ли машина сейчас путешествует по Беларуси.

В мастерских автоворов, переделывающих машины, — любые номера.

Особые приметы — российские номера


Начальник отделения по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса не скрывает: все машины, которые белорусские владельцы не спешат снимать с российского учета, так или иначе попадают под подозрение. Да, это очень удобно — если твое авто с российскими номерами, ты автоматически избегаешь техосмотра и транспортного налога, можешь ездить с тонированными стеклами, «письма счастья» не доходят до истинного хозяина. Но не для всех эти аргументы служат главной причиной нежелания переоформлять транспортное средство. Сложно доказать, но очевидно: большинство покупателей, приобретая на российском рынке по явно заниженной цене престижный автомобиль, прекрасно осознают, что он с нечистой биографией. Сейчас в ОВД Железнодорожного района Витебска стоят три опечатанных автомобиля.

…Вот этот Lexus сотрудники ГАИ тормознули в Витебске на улице Ленинградской. Проверка документов и VIN-номера вызвала сомнения. Машина зарегистрирована в Краснодарском крае, ездит на ней предпринимательница — жительница Витебского района. Номера на кузове, ремнях бе­зопасности и коробке передач не совпадают. Утверждает: купила в Смоленске за 24 тысячи долларов. Сейчас авто проходит экспертизу.

Это автомобили-двойники, когда-то угнанные на территории РФ.

А вот в отношении соседнего с ним на стоянке BMW Х6 картина уже ясна. Его тоже якобы приобрели в Смоленске. По смешной цене — за 5 тысяч долларов. Нынешний владелец, в собственности которого он находится уже более 3 лет, объясняет: отдал продавцу только задаток, а до окончательного расчета дело пока так и не дошло. То одному некогда, то другой на звонки не отвечает. Должок — еще 20 тысяч долларов. Под подозрение авто попало после сверки года выпуска. Явное несоответствие — по кузову получается, что сошло с конвейера в 2013-м, а на отдельных деталях стоит 2012 год. Оказалось, свидетельство о регистрации поддельное. Какие действия дальше? Через базу данных изготовителя будет идентифицирован заводской VIN-номер, после чего российские коллеги помогут найти настоящего владельца.

«По глупости» среди этих авто бизнес-класса затесался скромный Volkswagen Polo. Его история больше курьезная. У машины — подлинные документация и номера. Ее просто кто-то взял в Москве в аренду и продал в Смоленск, а из Смоленска перепродали жителю Витебска. Сейчас российская сторона готовит пакет документов, чтобы вернуть имущество на родину законному владельцу. Виталий Пухальский констатирует:

— Обычно автоворы конспирируются очень тщательно. И ворованные авто-двойники от оригиналов отличить зачастую сложно. Как-то во время проведения специального рейда в Городке мы обратили внимание на новенький автомобиль Mazda-6. Номера российские. Фотографируем, тут же пересылаем коллегам в РФ. Те отвечают: данный автомобиль сутки назад колесил по Москве. Конечно, вполне возможно, что он за это время приехал в Беларусь. Присылают свое фото. Сравниваем: все один в один. Цвет, диски, наклейки, антенна… Чисто случайно обратили внимание на рамку госномеров — есть еле заметное различие. Но ведь вряд ли человек перед поездкой успел их поменять? Дождались владельца, стали разбираться. Краска, где пробит номер кузова, изменена. На ремнях бе­зопасности — другие цифры. В итоге предположения подтвердились: в Городке «квартирует» машина-двойник, купленная якобы по объявлению в Москве за 12 тысяч долларов. Кстати, позже в этом же райцентре мы обнаружили еще две ворованные машины-двойника. Люди приобретали их на 30—40 процентов, а то и наполовину ниже обычной рыночной стоимости. И якобы ни о чем не подозревали…

 Доступ без ключа


На криминальном рынке есть модели автомобилей, которые наиболее привлекательны для угона. Специалисты утверждают: злоумышленники подходят к этому делу тщательно. Главные критерии при отборе — машина должна быть востребована (комфорт плюс экономичность в уходе — понты нынче не в моде), а также иметь некоторые пробелы в безопасности. Многие воры запасаются специальным высокотехнологичным оборудованием (это ходовой товар в преступных кругах), чтобы получить доступ к той или иной марке. Например, популярная нынче функция «свободные руки» весьма привлекательна в данном плане.

Оперативная съемка задержания очередного угнанного авто в Новополоцке.

Это, как говорят знатоки, горе от ума. Конечно же, очень удобно, когда машина за 3—4 метра от тебя открывается, сама налаживая связь с ключом, который лежит в кармане. Но преступники с помощью специального оборудования наловчились в разы усиливать мощность сигнала. Приходит, например, хозяин машины домой, вешает куртку в прихожей. Преступник приближается к двери и включает свой «чемоданчик» — устанавливает связь с ключом. В это время система безопасности авто получает ложный сигнал о том, что владелец рядом, считывает его и безоговорочно открывает доступ к управлению. На все про все уходит 15 секунд. Так уже традиционно угоняют Lexus, Toyota, Hyundai, а также представителей других марок с аналогичной системой безопасности.

А воруют ли россияне автомобили в Беларуси? Оказывается, да. Но значительно меньше. Всего полторы недели поездил по витебским дорогам Land Cruiser с российскими номерами, купленный в Москве. За «дублем» приехали те, кто его когда-то украл, а потом в виде двойника перепродал витебчанам. А как-то здесь орудовала группа преступников из Ржева, оснащенная дорогущей аппаратурой. После задержания признались в 19 кражах, но потом отказались от своих слов. Удалось доказать хищение только двух автомобилей. Срок отбывали в нашей колонии. Но это скорее исключение из правил. Обычно наши автоугонщики едут в Россию или россияне пригоняют сюда на отстой ворованные автомобили. Перебиваются кузова, меняются номерные знаки. Машина продается на месте или уходит по обратному маршруту — на российский рынок. Несмотря на конспирацию, такие действия недолго остаются бесследными. Недавно витебские оперативники неофициально передали российским коллегам четверых наших воришек — просто поделились информацией о выехавших в соседнюю страну «гостях» на украденных и переделанных авто. Теперь злоумышленников будут судить на территории того государства, где они и совершили угоны. Среди задержанных в России — 40-летний новополочанин, который украл в Великих Луках KIA Rio. Переправил авто домой, сам переварил площадку кузова. А потом погнал продавать «дубля» в Москву. Правда, не догадался поменять маршрут и поехал через те же Великие Луки. Там вора и взяли в оборот. А заодно и сопровождавшую его на Hyundai Solaris подругу. Девушка не догадывалась, что подаренная ей машина тоже когда-то была угнана приятелем.

 Госномер под заказ


К счастью, автокражи на территории нашей страны не популярны. Преступники знают: воровать здесь автомобили — себе дороже. Все равно попадешься. А вот Россия большая — все стерпит. Да и сделать это там намного проще. И нужными документами двойника обеспечить легко, и новыми номерами…

Честно говоря, для меня это открытие: всегда думала, что госномер на автомобиль выдают в ГАИ. Поэтому проверяю слова Виталия Пухальского о том, что приобрести его на российской территории можно без особых проблем. Ввожу в интернет-поисковике запрос «купить госномер на автомобиль. Смоленск». За 40 секунд — 5,6 миллиона ссылок! Цены — примерно от 10 тысяч российских рублей до 240 тысяч. Но это, как я понимаю, стоимость «понтов» — номера крутые. А если изготовить новые под заказ в том же приграничном Смоленске? И такой вариант проще простого. Около 300 тысяч ссылок. Фирмы большие и маленькие. Стоимость комплекта — от 1 до 2 тысяч российских рублей. Срочное изготовление — 15 минут, с доставкой на дом — полчаса.

задержание криминальных автобизнесменов.

Интересно, что здесь активно рекламируется и готовность сделать дубликаты не только российских, но и белорусских (а также еще более чем десятка стран) госномеров. Прием заявок — онлайн, без личного посещения. Правда, якобы при оформлении заказа нужно показать паспорт и документы о регистрации авто. Вот только связавшись по интернету с несколькими фирмами, я поняла: конкуренция в этой сфере большая,  потому на отсутствие данных бумаг или достоверность копий многие готовы закрыть глаза. Есть спрос — найдутся и предложения. Кстати, на попытку ввести похожий запрос с адресом «Минск» поисковик выдал, кроме одной, ссылки только на российские сайты. Думаю, комментарии излишни…

P.S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что на днях в Полоцке вновь изъяли две машины КIА. Они были похищены в Санкт-Петербурге. В белорусском городе отстаивались в гараже, хозяин которого по объявлению сдал его в аренду неизвестному лицу. Теперь оперативники двух стран совместно разыскивают похитителей.


Фото автора и УВД

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...