Учитывать современные реалии

Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 марта провел совещание по совершенствованию системы и работы по приему в вузы и ссузы.

Лукашенко провел совещание по совершенствованию системы и работы по приему в вузы и ссузы

Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 марта провел совещание по совершенствованию системы и работы по приему в вузы и ссузы.

По словам Президента, при рассмотрении проекта указа им было принято решение обсудить этот важный социальный вопрос с широким участием всех заинтересованных. "К сожалению, вместо декабря этот разговор состоялся в марте, о чем уже говорят все в стране", - заметил глава государства.

В условиях инновационного развития экономики растет спрос на квалифицированных специалистов. Там, где раньше справлялся техник или практик, сегодня нужен инженер. Поэтому в Беларуси, как и в других странах, происходит постепенный переход к массовому высшему образованию, отметил Президент. "Каким это высшее образование должно быть - тема отдельного особого разговора, но в частностях мы уже определились. Мною давались поручения соответствующим должностным лицам о том, что мы должны адаптировать высшее образование и по срокам, и по содержанию к требованиям сегодняшнего дня", - сказал белорусский лидер.

Александр Лукашенко напомнил, что речь, в частности, идет о необходимости расширения производственной практики во время учебы, чтобы, с одной стороны, подготовить студентов и учащихся к будущей работе, а с другой - дать возможность оценить все плюсы и минусы профессии. Это позволит молодым людям раньше понять, что они, возможно, сделали ошибку в выборе специальности, и найти себе применение в другой сфере.

"Мы договорились, что без революций, наскоков и обвалов будем совершенствовать систему высшего образования, подчистим программы, уберем все лишнее, что человеку не нужно будет в жизни вообще. Попытаемся избавиться от таких настроений, как сдал зачет или экзамен, оценку в зачетке поставили и слава богу, завтра все забыл", - заявил глава государства. По словам Президента, этот вопрос связан с темой нынешнего совещания, но будет рассмотрен отдельно в дальнейшем. Он потребовал от правительства и министра образования в ближайшее время доложить, что конкретно сделано в данном направлении. "Не должно быть никакого приукрашивания и замазывания проблемы, - предупредил белорусский лидер. - Обучать лишь бы чему, а тем более ненужному, сотни тысяч молодых людей у нас по меньшей мере для этого нет средств".

Александр Лукашенко предупредил, что держит этот вопрос на контроле, и поручил запланировать с участием Президента серьезное контрольное мероприятие на данную тему, где ответственные лица отчитаются о проделанной работе.

Глава государства констатировал, что у современных выпускников школ изменились мотивы, которые влияют на выбор ими жизненного пути. "Раньше, например, для выпускника был важен и престижен сам факт поступления в вуз. А теперь прагматичная молодежь стремится выбирать специальности, которые в будущем дадут хороший заработок. Кроме учебы у нее появились и другие привлекательные варианты жизнеустройства, например предпринимательство", - сказал Президент.

Александр Лукашенко в связи с этим заметил, что многие, окончив вуз, считают себя готовыми бизнесменами или сразу рассчитывают на высокий заработок. "Даже если не бизнесмен, то, растопырив пальцы веером, у него должны быть набиты "зеленой капустой" карманы и еще где-то быть счета, не только в Беларуси, но и за ее пределами, - отметил Президент. - Далеко не каждый молодой человек может быть успешным предпринимателем и бизнесменом. Это тяжелейшая работа".

По мнению Александра Лукашенко, то, что молодые люди, окончив вуз, уже видят себя крупными бизнесменами, некими "рокфеллерами современности", в некоторой степени плохо. "Вскакивает в эту нишу, а потом оказывается, что он никудышный предприниматель. И получается, что молодежь, столкнувшись с этим, начинает жаловаться и обижаться, что власть не создала, видите ли, каких-то условий и у нас в стране все плохо", - заметил глава государства.

"Поэтому молодежи надо вбить в голову, что мы не против, предпринимательство - это хорошо, но успешное предпринимательство и бизнес - тяжелейший труд, и не каждому это дано", - добавил Александр Лукашенко. Глава государства коснулся проблемы привлечения абитуриентов не только в вузы, но также в училища, колледжи и техникумы, готовящие рабочие кадры и специалистов среднего звена. "Сегодня нужно точечно, прицельно бороться за каждого студента и учащегося. Однако мы не учитываем эти обстоятельства при организации вступительной кампании. Например, в 2013 году из-за повышения нижнего порогового значения тестового балла около 36% всех абитуриентов не были допущены к конкурсу", - заметил Президент.

Александр Лукашенко отметил, что печальным итогом приемной кампании прошлого года стали сотни незаполненных бюджетных мест. "Мы должны четко разобраться, почему так случилось. Может быть, кадры, которые готовят в вузах, не востребованы? Жизнь свидетельствует, что это не так. Значит, главная причина кроется в низкой популярности некоторых специальностей у молодежи", - считает белорусский лидер.

Александр Лукашенко привел мнение ряда экспертов о том, что эффективным средством привлечения абитуриентов могла бы стать ранняя профессиональная ориентация. Эти эксперты, в частности, предлагают рассмотреть возможность внедрения профильного обучения, а также открытия специализированных классов и школ с уклоном.

"Я об этом сказал, но не понимаю, какая более ранняя профориентация и какие классы с уклоном нужны для того, чтобы агитировать и привлечь учеников школ к поступлению в педагогические вузы. Какая здесь еще нужна профориентация, если сами школы с первого по последний класс выполняют эту функцию?! Они видят с 6-7 лет то, чем надо будет заниматься нынешнему ученику, а завтра - учителю. Тем не менее учителей у нас не хватает", - заметил Александр Лукашенко.


По его словам, система ранней профориентации предлагается без какого-либо анализа того, какой от этого будет результат.


То же касается и набора на военные специальности. "Министр обороны Юрий Жадобин сегодня скажет, как он выполнил мое поручение, когда я ему сказал: не занимайтесь чепухой, а поезжайте в село и там найдете хороших курсантов, в будущем прекрасных генералов", - отметил Президент.

Александр Лукашенко уверен, что молодежь в Беларуси достаточно ориентируется на то, чтобы в будущем, возможно, связать карьеру с военной службой. Этому способствуют как мероприятия по патриотическому воспитанию, так и большое количество различных памятных мест, которые ученики так или иначе посещают в школьные годы.

"Так при чем же здесь ранняя профориентация? Здесь нужно другое - кропотливая работа по отбору каждый год в педуниверситеты и военные учебные заведения. И я уверен, что мы таких ребят всегда найдем", - сказал Александр Лукашенко.

Глава государства заметил, что главное значение имеет даже не высокий уровень знаний в момент поступления, а желание и способность трудиться, добиваться результата в процессе учебы. "Нужен подбор, целевые направления. Ведь легко определить будущего педагога, будущего военного, который бы гордился тем, что он носит погоны, что он будет защищать Родину, - считает Президент. - Мы хотим конкретную работу подменить некой профориентацией, болтовней. А на самом деле ничего этого не будет, все как было, так и останется".

Александр Лукашенко отметил, что в ведении многих министерств есть свои профильные учреждения высшего образования, которые в свое время было решено оставить именно в этих ведомствах, а не передавать Министерству образования. "Но вы и ответите за наполнение этих вузов. Вот главная ваша задача", - подчеркнул белорусский лидер, обращаясь к присутствующим министрам.

"И не дай бог мы в ваших вузах обнаружим какую-то там коррупцию. Только идиот после событий в Украине не сделает соответствующих выводов", - подчеркнул Президент, обращаясь к участникам совещания. "Развал страны, который произошел в Украине, в его основе лежит развал экономики и страшная коррупция. Вот две причины, которые разрушили государство", - считает белорусский лидер.

Александр Лукашенко уверен, что каким бы ни было состояние экономики в государстве, коррупция является той ржавчиной, которая будет разъедать все.

"Более того, мы в ближайшее время озвучим все факты. Мы как-то перестали в СМИ говорить о жуликах и коррупционерах", - сказал Президент.

Александр Лукашенко в связи с этим отметил, что сегодня в местах заключения находится немало тех, кто занимал высокие руководящие посты. "Вот только что мне доложили, помните, по Волкову (бывший заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков) шел разговор. Пусть судьи не сочтут, что я вмешиваюсь в следственный процесс. Защитники, помните, премьер, первый вице-премьер говорили: "Волков - святой человек!" - заметил глава государства. - Восемь или одиннадцать взяток зафиксировано только технически. Как говорится, пленку на стол и смотри".

"И много таких. Я в ближайшее время об этом скажу", - добавил Александр Лукашенко.

Президент потребовал в вопросе целевого набора заниматься конкретным делом: "Договорились с родителями, с девушкой или парнем: хочешь быть учителем - вот тебе целевое направление, ты должен сдать достойно экзамен. Я не говорю получить там наивысший балл".

По мнению главы государства, определенную долю ответственности должна нести школа, где учителя имеют возможность досконально определить способности каждого из ребят. "И эту систему надо создать, чтобы директор с замдиректора школы, подписывая направление, вместе отвечали за этого ребенка. И чтобы этот ребенок, который подписывает договор, закончив вуз, вернулся туда, куда нам надо. И я уверен, что мы там найдем очень много людей и для военных, и для педагогов, и эта проблема снимется раз и навсегда", - сказал Президент.

По словам Александра Лукашенко, одним из средств повышения привлекательности остродефицитных специальностей могло бы стать введение дополнительных преференций для молодых специалистов. В связи с этим он поинтересовался, что могут сделать в данном направлении организации и местные власти.

Кроме того, Александр Лукашенко поставил вопрос о целесообразности изменения правил приема и их качестве. "Если принципиально ничего не меняется, нужно ли вообще принимать новую редакцию этих правил и будоражить людей? Обеспечат ли они качественное улучшение приемной кампании?" - поинтересовался Президент.

Министр образования Сергей Маскевич считает, что существующий механизм приема в вузы и ссузы, заложенный в 2006 году, обеспечивает равные возможности граждан при поступлении. По его словам, действующие правила приема позволяют на конкурсной основе по результатам централизованного тестирования отобрать лучших для обучения за средства госбюджета. Для тех, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, имеется возможность обучаться за собственные средства.

Как отметил министр, в настоящее время каких-либо острых проблем в организации приемной кампании нет. Вместе с тем из-за демографической ситуации в последние годы существенно уменьшилось количество выпускников школ, что уже отражается на обеспеченности отдельных отраслей экономики трудовыми ресурсами. Так, с 2006 года количество выпускников базовой школы уменьшилось с 147 тыс. до 87 тыс., средней школы - с 96 тыс. до 60 тыс. Для страны особое значение имеет рациональное сбалансированное обеспечение экономики рабочими и специалистами со средним специальным и высшим образованием, подчеркнул Сергей Маскевич.

Министр отметил, что предлагаемые в новой редакции правил приема в вузы и ссузы обновления направлены на то, чтобы стимулировать поступление молодежи на востребованные экономикой страны специальности, обеспечить развитие принципа социальной справедливости и дополнительно поддержать талантливую и одаренную молодежь.

В частности, предлагается предоставить абитуриентам независимо от места их проживания возможность участвовать в конкурсе по целевой подготовке, а также увеличить целевой прием абитуриентов по сельскохозяйственным специальностям до 60% от контрольных цифр приема, по иным специальностям - до 40%, в учреждениях среднего специального образования по сельскохозяйственным, медицинским специальностям до 60%, по иным специальностям - до 30%.

Кроме того, предлагается предоставить право зачисления без вступительных испытаний или вне конкурса при поступлении на военные специальности выпускникам Минского суворовского военного училища, Лицея при Гомельском инженерном институте МЧС и кадетских училищ.

Абитуриентам планируется предоставить право выбора сдачи вступительных испытаний в вузе либо предоставление сертификатов централизованного тестирования при поступлении на сельскохозяйственные специальности.

Предлагается предоставить абитуриентам - победителям областного, Минского городского этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и лицам, награжденным золотой, серебряной медалью или имеющим диплом с отличием - право зачисления без вступительных испытаний при поступлении на педагогические специальности при наличии рекомендаций педагогических советов учреждений, которые они закончили.

Планируется согласовывать с учредителями и Министерством образования цифры приема на обучение на платной основе для государственных и частных учреждений высшего образования.

Кроме того, идет речь о том, чтобы ввести норму, устанавливающую возможность абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, поступать на другую специальность в том же или другом вузе на оставшиеся вакантные бюджетные места.

Предлагается также изменить условия зачисления победителей международных, республиканских и областных олимпиад, лауреатов международных и республиканских конкурсов и лиц, награжденных нагрудным знаком лауреата специального фонда Президента, при поступлении на самые престижные специальности: международные отношения, международное право, правоведение, экономическое право, государственное управление и право. На данные специальности зачисление будет осуществляться только на конкурсной основе.

Победители республиканской олимпиады по обществоведению будут освобождены от сдачи вступительного испытания по соответствующему предмету с выставлением им 100 баллов.

Кроме того, планируется отменить раздельный для выпускников сельских и городских школ конкурс, стимулирующий отток молодежи из сельской местности и не обеспечивающий ее социальной поддержки.

В новой редакции правил предлагается использовать единую для всех учреждений высшего образования методику подсчета баллов при поступлении на творческие специальности, с тем чтобы 2/3 от общей суммы набранных баллов составлял удельный вес вступительного испытания по творческому экзамену. Такая схема, по мнению специалистов, будет способствовать притоку талантливой молодежи на специальности культуры и искусства.

Абитуриентам - победителям, призерам и участникам Паралимпийских, Дефлимпийских игр, а также победителям и призерам чемпионатов мира и Европы среди инвалидов планируется предоставить при поступлении на специальности физической культуры и спорта право зачисления без вступительных испытаний, а также освободить от сдачи вступительного испытания по физической культуре с выставлением 100 баллов при поступлении на специальности физкультуры и спорта мастеров спорта.

Планируется предоставить возможность спортсменам, включенным в составы сборных команд страны, получать за счет средств госбюджета высшее образование на заочной форме по специальностям, не связанным с физической культурой и спортом.

Для повышения эффективности вступительных испытаний, обеспечения более гибкого и оперативного регулирования порядка проведения вступительной кампании предлагается отменить профессионально-психологическое собеседование для абитуриентов, поступающих на специальности госуправления, права и журналистики.

Как отметил Сергей Маскевич, проект правил приема в новой редакции разработан с учетом мнения всех органов государственного управления, имеющих в подчинении учреждения высшего и среднего специального образования, республиканского совета ректоров, государственной комиссии по контролю за ходом вступительных испытаний и правительства.

По мнению министра, предлагаемая редакция правил существенно расширяет возможности абитуриентов, никоим образом не создает им новых проблем на этапе сдачи вступительных испытаний и может быть уже в этом году использована на практике.

Президент в этой связи затронул вопрос качества образования в частных вузах. Он подчеркнул, что требования и для частных вузов, и для государственных должны быть одинаковыми.

"Подтягивайте качество образования в частных вузах до государственных. Чтобы деньги не бежали впереди качества образования", - сказал глава государства, добавив, что это будет на особом контроле в предстоящий период.

Председатель Совета Республики Национального собрания Анатолий Рубинов высказал свое мнение о нынешнем состоянии системы приема в вузы и ссузы. Он считает правильным принятое в свое время решение об отказе от совмещенного выпускного государственного экзамена в школах и приемного в вузах. По его словам, централизованное тестирование также оправдало себя, позволив полностью решить задачу искоренения коррупции в этой сфере. Анатолий Рубинов отметил, что правила устоялись, общество их приняло, принципиальных изменений в них не требуется, однако нужно некоторое их совершенствование. В частности, Анатолий Рубинов предложил при поступлении на творческие специальности ввести обязательную видео-, аудиозапись экзамена (по вокалу, танцам, актерскому мастерству и так далее). Он также считает необходимым доработать структуру и содержание тестовых заданий, сократив в них задания группы А и увеличив группы В, где требуется проявление реальных знаний. Кроме того, Анатолий Рубинов предложил внедрить систему компьютерного, автоматизированного зачисления абитуриентов в вузы.

На совещание были приглашены ректоры практически всех белорусских вузов, в том числе и представители частных учебных заведений. Президент пригласил их к дискуссии по обозначенным проблемным вопросам.

Ректор БГЭУ Владимир Шимов в целом поддержал проект новых правил. В качестве замечаний он предложил не спешить с новациями по зачислению абитуриентов на условиях целевой подготовки. "Не думаю, что сегодня в условиях усиления конкурентной борьбы как на внутреннем, так и на внешнем рынках, доминирования экономики, основанной на знаниях, существует жесткий императив целевой подготовки по всем без исключения специальностям", - сказал он. По мнению ректора, целевой набор оправдан для определенного круга специальностей, на которые в последние годы отмечается низкий спрос со стороны абитуриентов, а потребность работодателей возрастает и ее неудовлетворенность увеличивается. Он считает целесообразным определение и обновление перечня этих специальностей закрепить за Министерством образования на основе данных отраслевых министерств и потребности рынка труда. "Это сделает правила значительно более гибкими, позволит высшей школе оперативно реагировать на потребности экономики в специалистах с высшим образованием различного профиля", - считает Владимир Шимов. Кроме того, по его мнению, расширение приема по целевому набору усилит коррупционную составляющую процесса, усугубит проблему качества подготовки специалистов.

"Не думаю также, что оправдано зачисление в сельхозучреждения высшего образования на сокращенный срок обучения абитуриентов только по двум вступительным испытаниям по профильным предметам. Разве специалист с высшим образованием не должен уметь грамотно, логично, системно излагать свои профессиональные мысли на одном из государственных языков?" - задал риторический вопрос ректор.

В качестве решения проблемы с набором на непопулярные специальности абитуриентов Владимир Шимов предложил значительно увеличить стипендии, в первую очередь за счет заинтересованных министерств и региональных органов власти, а также полностью обеспечивать иногородних студентов местами в общежитиях. "Мы не должны решать проблему набора на некоторые специальности за счет резкого ухудшения качества отбираемого контингента. Наукой установлено, что лишь 45-50% от каждого школьного выпуска способны эффективно осваивать учебные программы высшей школы. На эту цифру и нужно ориентироваться по количеству мест для набора в вузы", - считает ректор.

Он также признал, что правила должны быть более стабильными и известными абитуриентам уже в сентябре-октябре года, предшествующего поступлению. По его мнению, это существенно упростит подготовку абитуриентов для поступления в вузы, снимет ненужную социально-психологическую напряженность в обществе, существенно упростит профориентационную работу. Ректор считает оптимальным пятилетний интервал действия правил.

Ректор Белорусского государственного аграрного технического университета Иван Шило считает, что вносимые изменения в правила приема отвечают реалиям сегодняшнего дня и будут способствовать закреплению кадров на производстве.

Иван Шило отметил, что БГАТУ имеет 15-летний опыт подготовки специалистов по непрерывной интегрированной системе профессионального образования. В настоящее время около 30% студентов дневной формы обучения являются выпускниками аграрных колледжей. Интегрировав высшее и среднее специальное образование, университет увеличивает прием наиболее подготовленной сельской молодежи из колледжей, на полтора года сокращает период обучения и на 30% - стоимость подготовки специалиста с высшим образованием. По словам ректора, закрепление таких выпускников составляет не менее 90%. С учетом того, что выпускники колледжей являются профессионально ориентированными, имеют высокое закрепление на производстве, но не всегда имеют возможность регистрироваться и сдавать вступительные испытания в форме централизованного тестирования, Иван Шило предложил разрешить при поступлении в аграрные учреждения высшего образования на сокращенный срок обучения сдавать только два вступительных экзамена по профильным предметам, поскольку в этот период проходит преддипломная практика и подготовка дипломов.

Иван Шило отметил, что большое значение для закрепления специалистов на селе также имеет целевая подготовка, и не потому, что специалистам приходится после обучения отрабатывать не менее 5 лет, положительную роль играет тот факт, что выпускники распределяются еще по месту жительства.

В то же время ректор обратил внимание на то, что имеющее место в последние годы значительное сокращение количества выпускников сельских школ, дальнейшее увеличение объемов целевой подготовки специалистов только за счет сельской молодежи стало практически невозможным. В связи с этим возникла потребность распространить условия целевой подготовки специалистов на молодежь, проживающую в городских населенных пунктах и в перспективе желающих связать свою трудовую деятельность с работой на селе.

Иван Шило отметил, что результаты приемной кампании 2013 года показали, что с увеличением нижней границы тестовых баллов в условиях сложившейся демографической ситуации возникли проблемы с набором студентов по многим специальностям сельскохозяйственного профиля. Поэтому реально довести объемы целевой подготовки специалистов до 60% возможно, если разрешить абитуриентам, поступающим на специальности сельскохозяйственного профиля, сдавать все вступительные испытания в учреждениях высшего образования или представлять сертификаты централизованного тестирования. Такая практика в сельхозучреждениях образования имеется при приеме абитуриентов на заочную форму обучения.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц также выразил согласие с предлагаемыми в проекте нормами, касающимися аграрных вузов. В то же время он высказал пожелание, чтобы на заочном обучении велась подготовка по сельхозспециальностям за счет бюджета только тех лиц, кто непосредственно работает в сельском хозяйстве.

Ректор Мозырского государственного педагогического университета имени И.П.Шамякина Валентин Валетов отметил, что вуз результативно решает вопросы обеспечения педагогическими кадрами прежде всего районов Гомельской области, которые пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС. По его словам, районы успешно развиваются и им необходимы качественно подготовленные учительские кадры. На сегодняшний день вуз осуществляет 100-процентное распределение выпускников прежде всего для этих регионов. За все годы в университете обучалось не менее 40% студентов из этих районов. Кроме того, вузом взят курс на то, чтобы студенты платной формы обучения также распределялись в государственные учреждения после окончания университета. По отдельным специальностям до 15% таких студентов изъявляют желание работать по распределению, в результате этого закрепляемость составляет не мене 95%. Он отметил, что ведется работа совместно с местными органами власти, которые предоставляют выпускникам хорошие условия для жизни. Для того чтобы привлечь абитуриентов в вуз, открываются новые специальности, ведется работа с будущими выпускниками школ, создан именной банк данных школьников, которые изъявили желание поступать в вуз.

Начальник Военной академии Сергей Бобриков отметил, что по результатам приемной кампании прошлого года план набора был выполнен на 65%, однако впоследствии пригласили необходимое количество абитуриентов из числа тех, кто не очень успешно прошел вступительные испытания. По словам начальника академии, в процессе обучения некоторые все же отчислились, однако оставшиеся мотивированы на обучение. Он также поднял вопрос с пороговыми баллами при централизованном тестировании, отметив необходимость их снижения для абитуриентов Военной академии. Сергей Бобриков считает, что в процессе обучения все равно произойдет отсев слабых студентов.

Президент подчеркнул, что никаких революций в организации приема в вузы и ссузы не будет.

Глава государства признал, что существующие подходы в целом оправдывают себя. Он отметил, что благодаря централизованному тестированию удалось искоренить коррупцию и скандалы при проведении вступительных испытаний, а приемная кампания в белорусских вузах и ссузах стала одной из самых прогрессивных на территории СНГ. "Надо не останавливаться и идти дальше", - считает Президент.

Александр Лукашенко также заметил, что действующие правила поддерживаются обществом. По данным соцопросов, они устраивают свыше 60% абитуриентов и их родителей.

"Люди боятся другого - кардинальных изменений правил за несколько месяцев до вступительной кампании, - сказал глава государства. - Мнение граждан - главное, чем мы должны руководствоваться при принятии решений. Но мы говорим нашим гражданам - учащимся, родителям, что вуз - это весьма ответственно, это очень высокая ступень образования и туда должны идти и иметь возможность попасть те, кто этому уровню соответствует. Вуз - это не проходной двор".

Александр Лукашенко поручил правительству и Администрации Президента оперативно доработать проект указа об утверждении новой редакции правил приема, чтобы он уже в марте вступил в силу.

Глава государства считает, что особое внимание нужно уделить выполнению планов целевого набора на остродефицитные специальности. "Персональную ответственность за это несут министры и руководители местных органов власти, в подчинении которых находятся организации - заказчики кадров", - подчеркнул Президент.

"В этом году нам нужно исключить случаи недобора на нужные стране профессии. Поэтому Министерству образования следует пересмотреть подходы к определению нижних пороговых значений тестового балла. Разработайте такую схему, чтобы будущие математики или агрономы не оказывались за порогом вуза из-за оценок по непрофильному предмету", - поручил глава государства.

Александр Лукашенко считает, что для закрепления молодых специалистов важно привлечь в вузы и ссузы людей, которые сделали осознанный профессиональный выбор. Президент с сожалением заметил, что нынешняя школа не вполне справляется с подготовкой выпускников к решению этой важнейшей жизненной задачи. Он также добавил, что много вопросов к качеству образования и в вузах.

Глава государства не исключил возможности принятия мер для повышения эффективности ранней профориентации учащихся, в том числе путем открытия специализированных школ и классов, использования профильного обучения в старших классах средней школы. "Здесь могут быть разные варианты - главное, чтобы на самотек не пускали", - сказал Президент.

Александр Лукашенко также поручил правительству совместно с заинтересованными министерствами и местными властями разработать комплексный подход к решению проблем закрепления молодых специалистов, особенно по остродефицитным специальностям. "Ставку следует делать не только на увеличение сроков отработки по распределению и прочие административные меры, но и на повышение личной заинтересованности вчерашних выпускников в своем первом рабочем месте путем установления для них доплат, оказания помощи в решении жилищных вопросов, содействия в повышении квалификации и карьерном росте", - считает глава государства.

"Финансовые средства и ресурсы для реализации этих мер необходимо изыскивать и на местах. Показатели закрепления молодых специалистов будут учитываться при оценке работы председателей исполкомов и руководителей организаций", - добавил Президент.

Александр Лукашенко обратил внимание на то, что стране нужны квалифицированные рабочие кадры. А потому при решении проблемы набора в вузы не должны остаться без абитуриентов училища, колледжи и техникумы.

"Министерству образования совместно со всеми заинтересованными необходимо комплексно рассмотреть вопрос об определении оптимальных цифр приема абитуриентов на все ступени профессионального образования - от профтехучилища до вуза - с учетом перспективных потребностей страны в кадрах", - подчеркнул Президент.

Александр Лукашенко затронул также проблемный вопрос с заработной платой учителей.

"Мы говорили о том, что с увеличением нагрузки вырастет зарплата учителей. Мы это сделали, все, что сэкономили, отдали, но рост оказался незначительным", - отметил Президент.

В этой связи глава государства поручил правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому изыскать возможности и существенно повысить заработную плату педагогам школ начиная со следующего учебного года, а также работникам детских садов.

"Здесь нужно задействовать все имеющиеся резервы, - отметил Президент. - Посмотрите, на что тратятся деньги, уберите все лишнее, вы сэкономите деньги и отдадите тем, кому надо сегодня добавить заработную плату".

"Учителей обижать нельзя. Они составляют одну из самых активных частей общества, главную опору власти на местах", - сказал глава государства.

"До старта приемной кампании осталось немного времени. Поэтому все, о чем мы с вами договорились сегодня, должно быть оперативно воплощено в жизнь", - подчеркнул Президент, обращаясь к участникам совещания.
Александр Лукашенко поручил организовать широкую дискуссию, разъяснение новых правил приема в вузы и ссузы в средствах массовой информации.

НА СНИМКАХ: Александр Лукашенко; министр образования Беларуси Сергей Маскевич и первый заместитель главы Администрации Президента Александр Радьков.

Фото Николая Петрова,

БЕЛТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости