Еще в дошкольном возрасте Даниил Хромцов попал на университетскую лекцию по экономике. Это, можно сказать, и определило его дальнейшую судьбу. Затем он стал одним из слушателей самого первого потока Школы финансовой грамотности, организованной в 2018 году на экономическом факультете БГУ. И уже будучи первокурсником этого факультета, Даниил сам начал учить школьников, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Сейчас парень пишет дипломную работу и планирует дальнейшую научную карьеру.
О знакомстве с наукой
— Даниил, как у вас произошло первое соприкосновение с экономикой?— В 6 лет я с родителями попал на лекцию знакомой нашей семьи в экономическом университете. Речь шла о теории отраслевых рынков. Я тогда только научился быстро писать, у меня была с собой записная книжка. И как только преподаватель начала рассказывать, я начал делать пометки. В итоге исписал всю книжку, а потом еще подошел к ней уточнить кое-какие детали. Помню, в конце преподаватель пристыдила студентов, мол, конспект у дошкольника получился более точным, чем у вас.
После этого она подарила мне на Новый год «Экономикс» — базовый учебник по экономике. Книга большая, нелегкая в освоении. До 9 лет я прочитал ее. И на первый курс пришел с хорошей базой.
— Оказаться на лекции по экономике без предварительной подготовки и что-то понять, мягко говоря, сложно. Сыграли ли родители свою роль в том, что определенная база у вас все же была?
— Да, несомненно. Родители помогают формировать интересы детей. Хотя мои не экономисты и не работают в смежных сферах, меня с ранних лет включали в процесс обсуждения и последующего формирования семейного бюджета, что послужило базовым курсом финансовой грамотности. Кроме того, у моей семьи было много знакомых и близких друзей в академической среде и банковской сфере. Недостатка в наставниках на раннем этапе моего становления как будущего экономиста не было.
О Школе финансовой грамотности
— Сейчас на факультете есть два проекта: Школа финансовой грамотности и Школа предпринимательства для старшеклассников. Чем они отличаются?— В первую очередь проекты отличаются своей направленностью и подходами к работе со студентами. В Школе финансовой грамотности акцент делается, скорее, на обучении азам. Курс длится значительно меньше, создание и реализация студентами каких-либо проектов не предусматривается. Школа предпринимательства готовит ребят на более серьезном уровне, она платная. Здесь уже есть командный проект, который учащиеся защищают в конце обучения.
— Давайте подробнее остановимся на Школе финансовой грамотности. Что она собой представляет?
— Есть две группы: помладше и постарше. Я провожу занятия преимущественно в старшей группе: даю студентам более фундаментальные знания по экономике, стараюсь балансировать между сухой теорией и живыми примерами. Для молодой аудитории баланс смещен в сторону игровой формы подачи информации.
Отбора на курсы нет. Для участия в проекте достаточно быть учащимся 8—9-х/10—11-х классов и пройти регистрацию через сайт университета. Занятия проходят онлайн. Это плюс, так как возможность присоединиться к нам есть у большего числа ребят. Раньше занятия были аудиторные и присутствовали только минчане, сейчас же у нас учатся школьники со всех регионов страны.
Из своего преподавательского опыта скажу, что особенно интересны слушателям темы сбережений, инвестиций, условий кредитования.
— На что влияет тот факт, что в качестве спикеров школы выступают студенты, а не преподаватели факультета?
— В первую очередь подобная инициатива снимает нагрузку с профессорско-преподавательского состава. К тому же неоспоримый факт: слушатели курса быстрее находят общий язык с людьми, которые ненамного старше их, нежели с преподавателями. Плюс ко всему в нашем проекте принимают участие студенты, желающие работать в сфере науки и образования. И подобный опыт помогает молодым преподавателям окончательно определиться с выбором дальнейшего вектора развития их деятельности.
О перспективах
— Вы оканчиваете четвертый курс. Каковы дальнейшие планы?— Планирую продолжить обучение сначала в магистратуре, а потом и в аспирантуре БГУ. Средний возраст получения звания кандидата наук в Беларуси — 36 лет. Сейчас мне почти 21 год. Я не хотел бы ждать так долго и планирую защититься к 25—27 годам, параллельно занимаясь преподавательской деятельностью в стенах родного факультета.
Кроме того, я рассчитываю получить работу в Национальном банке Республики Беларусь. Прошлым летом мне довелось проходить там практику, через полтора месяца я снова отправлюсь туда уже на преддипломную практику. Это хорошая возможность послужить своей стране делом и, набравшись знаний и опыта, достичь собственных целей в исследовании экономики.
Нужен ли новый предмет?
— Нужно ли интегрировать в школьную программу финансовую грамотность? Давать знания, которые пригодятся каждому: о налогах, финансовых инструментах, кредитовании и так далее?— Безусловно, это возымело бы большую общественную выгоду. Во многих семьях по разным причинам родители не в состоянии уделять достаточно времени финансовому воспитанию детей. Есть мнение, что все необходимые знания об экономике уже заложены в программу обществоведения, и нет необходимости во включении в школьную программу нового предмета. На правах человека, не так давно окончившего школу, я сейчас с ужасом вспоминаю, насколько перегруженным был модуль обществоведения, вмещавший в себя основы философии, социологии, политологии, правоведения и экономики. В такой тесной связке и с таким малым количеством часов невозможно на должном уровне раскрыть суть всех перечисленных дисциплин, поэтому приходится неизбежно чем-то жертвовать. Как правило, экономикой.
Даже если не вводить отдельный предмет, общая финансовая грамотность подходит больше для расширения программы уроков домоводства или для факультативных занятий.
«Лучшие преподаватели — вечные студенты»
— Почему вы решили пойти преподавать? Ведь одно дело — любить учиться и применять полученные знания для своих исследований, а другое — работать с аудиторией и отдавать знания другим.— Преподавание — возможность сохранить, приумножить и передать знания. Я люблю экономику как науку, мне она интересна. И работа преподавателя позволяет в дальнейшем развиваться в этом направлении. Ведь преподаватель в первую очередь исследователь, своеобразный авантюрист, который путешествует, не выходя из собственной библиотеки. Лучшие преподаватели — вечные студенты. Чтобы оставаться банально профпригодным, нужно регулярно обновлять материалы своих лекций и семинарских занятий, дополняя их современными методиками и актуальной информацией. В таких условиях не остается ничего другого как постоянно совершенствоваться, чтобы удерживать свои позиции. Поэтому для меня преподавание — возможность дольше оставаться в профессии и монетизировать собственный интерес. Ведь хорошо, когда твое увлечение приносит тебе деньги.
yankovich@sb.by
Фото предоставлено пресс-службой БГУ