Мы не сами по себе. Каждый из нас — часть огромной семьи

У каждой семьи свои демоны

Мы не сами по себе. Каждый из нас — часть огромной семьи, и все мы находимся в органическом единстве друг с другом, с предками и потомками, так что наше добро и наше зло способны влиять на все тело нашего рода, отзываться в самых далеких поколениях болью или утешением. А потому мне кажется, что из рода в род кочуют от предков к потомкам не только хранители, но и прямо враждебные нам “друзья” семьи. Назовем их домашними демонами.

Многие годы наблюдаешь за какой-нибудь семьей и видишь: словно каждого из ее членов постоянно терзает какая-то сила — дикая, неумолимая, ищущая смерти и гибели. Терзает так, что даже дети в этой семье проговариваются в ужасе о том, что хотелось бы побыстрее умереть, бросившись в омут, чтобы все это закончилось.

Те, с кем мы имеем дело, — личностные существа, духи, враждебные людям. У них есть простая и ясная страсть — извести род человеческий. Христос называл отца лжи “человекоубийцей от начала” (Ин 8:44). Когда ты понимаешь, что тебе противостоит не безликая стихия, а конкретная личность со своей дикой и довольно примитивной мотивацией, — очень страшно, однако такое открытие весьма полезно. Оно побуждает к действию.

Мы имеем дело с демонами. Звучит как-то странно в наш век. Старорежимно. Некоторые даже сочувственно улыбнутся. Пусть их. Улыбаться полезно. К тому же некоторых демонов можно изгнать даже улыбкой. Но это не какие-то абстрактные духи, а в некотором смысле наши родные, доморощенные, привычные приживальщики, если угодно, демоны с биографией, которая тесно сплетена с историей конкретной семьи и рода.

Человек — не сам по себе. Одна из самых опасных ошибок нашего поколения — мыслить себя отдельно от своего рода. Это подростковое заблуждение взрослых людей. Глупо думать, что я могу со своей жизнью сделать все что мне угодно: хочу — курю траву, хочу — бросаюсь в экстрим, надоест — повешусь. Такие люди убеждены, что в жизни надо все испробовать. Слава Богу нельзя попробовать всего. Не хватит времени и здоровья. И в мудрых книгах написано, что Господь намеренно сократил дни человеческой жизни, отнял у человека силы, чтобы он не дошел в своей самости до сатанинских пределов.

Так случилось, что самые первые предки впустили в жизнь нашей общечеловеческой семьи зло и смерть, и с тех пор их потомки стали уязвимы для порока, а потому мы и должны быть так внимательны к своей жизни — у нас есть прародительская предрасположенность ко злу, семя тли, родовая порча. Это первое.

Второе: если ты думаешь, что живешь для себя и своими поступками вредишь только себе, а другим будто и дела нет, ты глубоко заблуждаешься. Каждое наше скверное дело впускает в наш дом, в светлицу нашего рода нового демона, который не нуждается ни в еде, ни в отдыхе, и он неутомим в своем черном деле.

Ты экспериментируешь с наркотиками? Твое дело? Нет, не твое. Может, ты и не собираешься надолго задержаться в этом мире. Тот, кого ты впустил, — у него большие планы, может быть, даже на столетия. Ты уйдешь, а он останется. С твоим сыном. С твоим внуком. С твоим племянником. И так — до тех пор, пока не выпьет все жизненные силы из вашего рода. Или пока не родится в вашем роду молитвенник. Потому что “сей род изгоняется только молитвою и постом” (Мф 17:21).

Если семейный демон обнаружил себя, не надо унывать, не надо отчаиваться. Сопротивляться вероломным приживальщикам — нормальные рабочие моменты, наши религиозные будни. У каждой семьи есть свои демоны, не надо обольщаться. От верующего человека требуется постоянное противоборство этому “другу”, постоянная бдительность, чтобы это “наследство” не перешло потомкам, не отравило их жизнь. Поэтому своих детей надо с юности готовить к этому сопротивлению. Потому что не бывает отдельных людей. Мы все очень тесно связаны, и наше добро, равно как и наше зло, кочует от отцов к детям. И если ты грешишь, ты не можешь оправдываться тем, что губишь только свою жизнь. Ты-то умрешь, а твои “друзья” продолжат терзать твоих потомков, и даже смерть не разлучит тебя с твоим “другом”, к сожалению. Вот почему жить нужно честно и порядочно. Потому что мы не сами по себе, каждый — часть семьи, рода, единого человеческого тела. Это радостно, утешительно и — очень серьезно.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter