У деревни Дручево погибал их взвод…

Как  возвращаются  Родине  прежде  неизвестные  имена  ее  героев

Как  возвращаются  Родине  прежде  неизвестные  имена  ее  героев 

В сентябре прошлого года в Брагинском районе побывала Валентина Астраханцева. Она дочь красноармейца Алексея Попова, погибшего при освобождении Гомельщины. Приехали и его внуки — Алексей, Александр и Анатолий из Калининграда, Екатеринбурга, Москвы. Они возложили живые цветы к подножию обелиска в деревне Храковичи, на месте захоронения их отца и деда… 

Этой непростой и волнующей поездке россиян к нам предшествовал сложный поиск. В похоронке, которую получила семья, было сказано, что Попов А.С. «похоронен в Полесской области, урочище Дручево, 500 метров западнее реки Днепр». Так кратко сообщалось о месте гибели рядового 415-й стрелковой дивизии, уроженца деревни Саракул Ольховского района, отца троих детей. Брагинский военный комиссар О.Г. Вороксин и председатель Храковичского сельсовета И.Ф. Маспан, по данным Центрального архива Российской Федерации в Подольске, помогли родственникам отыскать могилу Алексея Попова. Поиски затруднялись тем, что, как выяснилось позже, урочище, где был похоронен красноармеец, звучит по-иному — Дричев. К тому же после окончания войны прошло более 60 лет, и многие следы, связанные с проходившими здесь боями, просто затерялись. Родственники Алексея Попова сердечно благодарили местную власть и ветеранскую организацию Брагинского района за увековечение памяти дорогого им человека… 

Это лишь один конкретный пример многогранной деятельности Гомельской областной организации ветеранов по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. Недавно ее опыт обобщен на заседании президиума Республиканского совета Белорусского общественного объединения ветеранов (БООВ). Речь шла о том, как здесь совмещают свои усилия ветераны, Министерство обороны и областной комитет БРСМ. 

Вот что рассказал корреспонденту «Р» председатель Гомельской областной организации Михаил Игнатенко: 

— Словом, у нас на сей счет есть четкие программы, остается главное — конкретная работа. Мы провели паспортизацию вновь выявленных захоронений — воинских и тех, где покоятся останки мирных жителей, погибших в войну. Наладили переписку с военкоматами стран СНГ и советами ветеранов, редакциями книг «Память», руководителями поисковых отрядов. Цель такова: по возможности максимально установить и увековечить имена воинов, погибших и похороненных на территории Гомельщины. 

Оказываем реальную помощь в посещении родственниками могил погибших. Через опросы местного населения и СМИ выявляем неучтенные захоронения, чтобы в установленном порядке провести раскопки. Участвуем в составлении дополнений к книгам «Память» районов области и Гомеля. Военкоматы области вместе с советами ветеранов составили списки погибших и пропавших без вести уроженцев Гомельщины. 

Мы вышли, продолжает Михаил Васильевич, и на Центральный архив Российской Федерации в Подольске. В сентябре 2006 года в нем работали представители Речицкого военкомата и районного отделения БРСМ. Они изучили 30 архивных дел. Выявлено около 400 ранее неизвестных имен погибших воинов, принимавших участие в освобождении Речицкого района от гитлеровских захватчиков и похороненных на его территории. Сейчас эти имена сверяются. 

Всего же только за прошлый год выявлено 1158 имен, ранее неизвестных. На всех оформлены документы по их увековечению. А также сообщено родственникам, если таковые имеются, о местах захоронения. На мемориальные плиты братских могил в 2006 году занесено 1709 фамилий погибших и захороненных воинов. Райисполкомы области получили на все воинские захоронения соответствующие государственные знаки. 

Всего на территории области учтено 881 воинское захоронение. Из них 122 — воинов-интернационалистов. В прошлом году обустроены 34 братские могилы. А  712 отдельных захоронений приведены в порядок. Затрачено свыше 284 миллионов рублей из средств республиканского бюджета, Гомельского облисполкома и местных органов власти. Все захоронения заботливо досмотрены и находятся в хорошем состоянии. 

А как участвует в столь благородном деле 52-й отдельный  специализированный поисковый батальон (52 оспб)? Начальник отдела Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны Министерства обороны Л.Метелица сообщил следующее: в целом по республике за 12 лет отработано более 1112 объектов, обозначены границы 312 тысяч 629 захоронений, найдено 16 511 останков. Установлено 344 имени, а по работе в архивных учреждениях — 51 664 имени. 

В нынешнем году в план поисков включен 231 объект, эти работы ведутся на территории 62 районов 6 областей. Здесь батальон взаимодействует с общественными организациями и в первую очередь с ветеранскими. 

Поддерживаются тесные связи с поисковыми организациями Российской Федерации. Так, в прошлом году в Мозырском районе работал поисковый отряд «Уралец» из Челябинской области. Нынешним летом поисковики Южного Урала провели совместную экспедицию со спецбатальоном в Сморгонском районе. На осень Комитет по делам молодежи Московской области за­планировал совместные поисковые работы с личным составом этого батальона в деревне Перевоз Витебского района. 

Любое захоронение для нас свято. Каждое ранее неизвестное имя погибшего в жестоких сражениях с врагом и возвращенное нынче Родине особенно дорого. Потому в постоянном поиске наши ветераны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter