Тяжелый исход

Из Ливана спешно эвакуируют людей
Из Ливана спешно эвакуируют людей

«Что показывают по телевизору — это лишь крошечный эпизод того кошмара, в котором мы сейчас живем», — сотовый Анны Харун ответил только после нескольких часов непрерывного и, казалось, уже безнадежного набора номера. Стационарная телефонная связь в Ливане уже несколько дней не работает вообще. 14 лет назад белоруска Аня вместе со своим молодым мужем–ливанцем Халилем переехала жить в Бейрут. В интернациональной семье родились двое детей — мальчик и девочка. Оба супруга медики: она — терапевт, он — кардиолог. Вели достаточно успешную частную практику. Все было хорошо, пока неделю назад на ливанскую столицу не посыпались бомбы. После этого их жизнь превратилась в кошмар.

Дом четы Харун находится всего в километре от того района Бейрута, где, по мнению ЦАХАЛа, размещаются силы группировки «Хезболлах» и который подвергся самым беспощадным бомбардировкам. «Буквально за день до начала операции я была там. Это было процветающее место. А сегодня там камня на камне не осталось. И таких мертвых зон в Ливане становится все больше и больше. Атакуются уже не только шиитские районы, где обитает «Хезболлах». Вчера ночью, к примеру, бомбили электростанцию, расположенную в христианском квартале, а также казармы ливанской армии. Аэропорт, дороги, мосты — все становится мишенями. Ливан отброшен на 10 — 20 лет назад, когда вся страна лежала в руинах после гражданской войны», — не скрывает горечи Анна.

Но самое печальное, конечно, — человеческие жертвы. По состоянию на вчерашний день в результате израильской кампании в Ливане погибло около 220 человек, число раненых приблизилось к тысяче. Люди спасаются бегством.

С объятого огнем юга тысячи ливанцев бегут на север страны, под защиту гор или в более или менее безопасные христианские города. Анна и Халиль также были вынуждены сорваться с насиженного места. Детей переправили как можно дальше к родственникам. Сами обитают у друзей, живущих не очень далеко от места основных боевых действий, но близко к президентскому дворцу, который пока служит своеобразным бомбоотводом. «Очень страшно. Израильские самолеты пролетают низко. Слышно, как где–то неподалеку рвутся снаряды. Убежищ как таковых здесь нет, используются подвалы, так что если что, то и укрыться особо будет негде», — рассказывает белоруска.

Сейчас полным ходом идет массовая эвакуация иностранных граждан из Ливана. Речь о десятках тысяч человек. Так как разрушен единственный международный аэропорт, Россия переправляет своих граждан на автобусах до Сирии и оттуда уже самолетами в Москву. Беларусь, у которой, по оценкам МИДа, в Ливане около 300 граждан, также действует этим путем.

У Анны Харун все еще белорусский паспорт. Она говорит, что они с мужем изучили все возможности, однако, взвесив все «за» и «против», решили еще подождать:

— Я не могу уехать с одной дамской сумочкой. Так может поступить только человек, у которого нет семьи, которому не надо заботиться о детях, либо совсем отчаявшийся. А мы все–таки верим, что наступит конец обстрелам. К тому же не работают банки, и даже купить билет на рейс «Белавиа» из Дамаска проблематично. А что делать тем, кто вообще без денег, без документов, в ночной рубашке бежал из Южного Ливана, где идет настоящая война? Я лично знаю несколько таких белорусских девочек...

Государства по–разному подходят к решению финансового вопроса эвакуации. Вашингтон, например, заявил, что американцам придется оплатить возвращение на родину — слишком уж их много, а вот самолеты российского МЧС вывозят людей бесплатно. За билет на рейс «Белавиа», как мне пояснили в МИДе, нужно выложить около 320 долларов. Правда, есть вариант, когда родственники через министерство переводят деньги из Минска в Дамаск.

Вчера из Бейрута в Сирию отправились первые российские автобусы с иностранцами (в них сажали граждан всех стран СНГ, не только россиян). Как рассказала мне советник консульского управления МИДа Инесса Жигаревич, в этой группе было несколько наших соотечественников. Основная же часть белорусских граждан выезжает из Бейрута сегодня, и 21 июля прямым рейсом «Белавиа» их доставят из Дамаска в Минск. К сожалению, борт может принять только 160 человек, а всего хотели бы покинуть ближневосточную страну около 250 белорусских граждан. Поэтому МИД прорабатывает вопрос об отправке их самолетами российского МЧС и о дополнительном рейсе «Белавиа».

...Анна Харун очень надеется, что все обойдется: «Мы хотим, чтобы те, кто воюет, договорились, и взываем к разуму политиков, от которых что–то зависит, ведь гибнут же ни в чем не повинные люди». Она с мужем с огромной надеждой услышала новость о возможности направления миротворцев ООН в зону конфликта.

Израильское министерство обороны тем временем настаивает на том, что о вводе международного миротворческого контингента можно будет говорить лишь после создания «буферной зоны». Такой, которая существовала в период оккупации Израилем Южного Ливана и которую после его ухода заняли боевики «Хезболлаха», чтобы обстреливать приграничные израильские поселения. За неделю активных боевых действий погибли 24 израильтянина, 12 из них — в результате ракетных обстрелов израильских городов боевиками из «Хезболлаха». Всего же, как сообщается, операция армии Израиля может продолжиться еще несколько недель.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter