Ты – мне, я – тебе

Появился проект закона о государственно-частном партнерстве

В Беларуси началось обсуждение проекта Закона «О государственно-частном партнерстве»

Проблемы взаимоотношений бизнеса и власти можно назвать настолько же древними, насколько стары сами эти два института. И равновесие двух чаш весов в этом вопросе достичь крайне сложно — всегда одна сторона останется в числе недовольных. Если слишком хорошо бизнесу — дискомфорт и неудобства испытывают государство и потребители, если балом правит власть — начинают изнемогать предприниматели. В развитых европейских государствах к решению сложностей взаимоотношений решили подойти просто — отрегулировали их законодательно. Во многих странах уже приняты и успешно функционируют законы о частно-государственном партнерстве. Вскоре подобный законодательный акт появится и в Беларуси.

О необходимости развития государственно-частного партнерства как механизма конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в самых разных сферах жизни в Беларуси говорят уже давно. По мнению экспертов, плоды такого партнерства будут особенно значимыми в экономико-социальных отношениях, транспортной, инженерной, энергетической, коммунальной и иных инфраструктурах, науке и культуре. Такое взаимодействие государства с частным бизнесом сегодня — ключевой компонент инновационного преобразования общества. «В белорусском законодательстве уже содержатся основные принципы партнерства бизнеса и государства — это конституционные соглашения, инвестиционные договоры, — напоминает заместитель министра экономики Андрей Тур. — Кроме того, в стране созданы совместные предприятия и свободные экономические зоны, банки финансируют государственные программы, но при этом в Беларуси пока отсутствует институциональная основа для партнерства государства и частного бизнеса».

Впервые о необходимости форсировать принятие Закона «О государственно-частном партнерстве» заговорили в минувшем году. Как тогда отметили в Минэкономики, такой законопроект позволил бы закрепить позицию государства о необходимости и прио­ритетности взаимовыгодных отношений между регулятором и частным сектором экономики, а также объединил бы все ключевые моменты, связанные с реализацией такого партнерства. Фактически ничего нового в таких решениях не было — во многих странах мира сегодня работают подобные законодательные акты, которые четко определили цели, задачи, принципы, сферы применения партнерства государства и власти, а также ответственность сторон, полномочия госорганов, порядок решения споров и другие вопросы.

Нынешний проект законопроекта, который на минувшей неделе Министерство экономики представило на суд общественности для обсуждения и возможного внесения корректировок и редакционных правок, был разработан сотрудниками ведомства и научно-исследовательского экономического института. «Предполагается, что закон создаст условия для развития государственно-частного партнерства в Беларуси, поспособствует привлечению частных инвестиций в экономику страны, обеспечению эффективности использования имущества, находящегося в собственности государства, содействию эффективному использованию ресурсов государственного и частного партнеров для удовлетворения общественных потребностей, а также повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых населению», — отметили в пресс-службе ведомства. В законопроекте определены цели, задачи, принципы, сферы применения партнерства, полномочия государственных органов, ответственность сторон, порядок решения споров и другие аспекты.

Как замечает председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин, редакция нового закона «еще немного сырая с точки зрения приоритетов и глоссария». «Но это уже тот проект, который можно обсуждать, вносить в него предложения, дополнения, что бизнес сейчас и делает, — поясняет Владимир Карягин. — Представители региональных предпринимательских организаций и Республиканской конфедерации предпринимательства активно в этом принимают участие. Закон необходим как четкое прописывание механизма взаимодействия бизнеса и государства».

Примечательно, что обсуждение законопроекта происходит не при закрытых дверях. Фактически выставление его на общий суд — это не что иное, как наглядная демонстрация того, как выполняется Директива главы государства № 4. Этот документ впервые в новейшей истории поставил задачу введения в практику работы республиканских органов госуправления обязательного общественного обсуждения проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности…

«Как показывает практика, в развитых рыночных экономиках вопросы формирования правил игры на рынке и контроля за их соблюдением все больше становятся предметом саморегулирования делового сообщества, — уверен глава Совета по развитию предпринимательства при Президенте Владимир Зиновский. — И, как показывает зарубежный опыт, развитие самоорганизации и саморегулирования бизнеса может идти двумя путями. Во-первых, это создание условий для саморегулирования «снизу», когда бизнес без давления государства осознает необходимость объединения и выработки общих стандартов профессио­нальной или предпринимательской деятельности. Второй путь — это развитие делегированного саморегулирования, то есть принятие государством решения о необходимости саморегулирования в той или иной сфере и передача саморегулируемым организациям функций, исполняемых госорганами». Последний вариант, собственно, и требует расширения спектра и развития форм взаи­модействия государства и бизнеса, а также расширения сферы участия делового сообщества в формировании и практической реализации перспективных направлений развития экономики.

К основным формам государственно-частного партнерства в сфере экономики и государственного управления специалисты относят государственные контракты, арендные отношения, государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения. При этом специалисты считают, что двусторонний процесс, предусматривающий, с одной стороны, создание государством условий для реализации деловой активности, а с другой — усиление прозрачности бизнеса и его самоорганизации, способствует не только эффективному экономическому развитию. Проект Закона «О государственно-частном партнерстве» недавно был представлен в Женеве Европейской комиссии ООН. На конференции, посвященной этим вопросам, присутствовали представители более 40 стран мира, и наш национальный проект признали весьма актуальным, отвечающим потребностям белорусской экономики», — говорит Владимир Карягин.

Кстати, в том же направлении, что и Беларусь, движутся и наши партнеры по Таможенному союзу. В России Счетная палата еще в конце декабря 2009 года приняла решение о разработке целостной концепции развития государственно-частного партнерства в стране и единой методологии его организации. «На сегодняшний день в 20 субъектах России приняты законы регионального уровня, регламентирующие отношения в этой сфере, однако они неоднородны по структуре и по условиям вступления региона в партнерство. Кроме того, с целью содействия разработке и реализации проектов на основе государственно-частного партнерства в июне 2008 года государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» создала Центр частно-государственного партнерства, который координирует вопросы взаимоотношений бизнеса и власти.

В Казахстане в августе 2008 года по постановлению правительства был создан Казахстанский центр государственно-частного партнерства в форме акционерного общества. «Нам есть что еще перенять у соседей — тема партнерства бизнеса и власти включена в обязательную программу во всех высших учебных заведениях страны. Фактически в России ни один чиновник не имеет права работать, если не знает этого закона», — говорит Владимир Карягин.

Ожидается, что белорусский Закон «О государственно-частном партнерстве» уже осенью нынешнего года будет вынесен на обсуждение в Палату представителей Национального собрания. А вот заработать в полную силу он сможет не раньше 2012 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter