Твердое слово о налоговой системе

Президент провел совещание об актуальных вопросах налоговой политики

Есть такая присказка: хороших налогов не бывает. По крайней мере, для их плательщика. Но справедлива и такая формула: налоги — это когда отдаешь меньшее для того, чтобы получить большее. В нашем случае в виде бесплатных образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, различных пособий и прочих гарантированных государством социальных благ. Искусство же состоит в том, чтобы система не обременяла экономику и бизнес. Напротив, стимулировала бы их развитие. А главное, оставалась бы стабильной и предсказуемой. 



В этом суть проведенного на уровне Президента совещания.

Отражением эволюции белорусской налоговой системы вполне могут быть международные рейтинги. Еще совсем недавно ей отводилась 183–я строчка среди всех стран мира. За три года очевиден существенный прогресс — скачок на 60–е место. Нужно ли двигаться дальше — тема дискуссий. Частые изменения в налоговом законодательстве, заметил Президент, на пользу не идут. Если что–то и нужно менять, нужно крепко подумать, чтобы единовременно откорректировать правила игры, а после на протяжении нескольких лет спокойно работать.

Еще одна актуальная тема — налоговые льготы. Да, было время, когда именно благодаря таким преференциям удалось фактически возродить промышленность. Но теперь многое поменялось. Окрепли предприятия, а в условиях объективных внешних сложностей государству непросто нести за них это бремя. Александр Лукашенко обращает внимание на ключевой принцип: все субъекты хозяйствования должны работать в равных условиях. Исключения, разумеется, могут быть. Но только если речь идет об очень эффективных приоритетных проектах, которые дадут весомую отдачу. Пока же в стране действует почти 250 различных налоговых льгот. Только в 2013 году бюджет недобрал из–за этого около 1 млрд. долларов. Эта система нуждается в ревизии.

Оптимальность фискальной системы уместно оценивать по двум основным критериям. Первый — это насколько обременительна для субъектов хозяйствования налоговая нагрузка. К слову, бизнес признает, что за последние годы она понизилась. Однако остаются некоторые нарекания в адрес платежей на пенсионное и социальное страхование. Это сигнал для изучения ситуации. Но при этом нельзя забывать, что у нас социально ориентированное государство.

Второй важный момент — налоговое администрирование. Президент требует: налогообложение должно быть максимально простым, понятным каждому и логичным. Это вопрос, если хотите, не только экономический, но и психологический. Если же система требует от небольшой компании содержать солидный штат бухгалтеров — это говорит о ее неэффективности.

Ну и главное — контроль. Да, налоговикам иной раз приходится консультировать своих «клиентов», разъяснять, как правильно организовывать те или иные действия. Но фискальная функция — главная. Из этого и нужно исходить.

Во время совещания красной нитью проходила мысль о необходимости усилить диалог между Правительством и бизнесом. Изменения налогового законодательства должны быть более предсказуемы и понятны для делового сообщества. Первый заместитель Премьер–министра Василий Матюшевский сказал на этот счет журналистам, что Правительство берет на себя обязательство с 2016 года не менять на его протяжении правила игры в налоговой сфере. Кроме того, в экономическом штабе рассчитывают, что и в нынешнем году изменений не будет. Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин заметил, что налоговая система сформировалась в результате диалога между бизнесом и Правительством. Она достаточно эффективна. Главное —– услышано пожелание предпринимателей сделать более предсказуемыми законодательные изменения.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 30 (24660). Вторник, 17 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?