Тростенецкая Голгофа

Места гибели людей влекут к себе необъяснимой, неодолимой силой.
Места гибели людей влекут к себе необъяснимой, неодолимой силой. Сколько бы мы ни называли это "вечной памятью", все равно, видимо, никогда не постигнем тайны этого притяжения. Идут годы, десятилетия, а мы идем и идем в Хатынь, Куропаты, Тростенец...

События последней войны стали для Беларуси настоящим ураганом. Потери, которые пережила страна всего за несколько лет - с 1941-го по 1944-й, - сравнимы разве что только с давно похороненными в памяти трагическими десятилетиями бесконечных войн XVII - начала XVIII века, когда гибло до трети, а то и половина населения Беларуси. Хотелось бы, однако, чтобы о событиях Великой Отечественной мы продолжали вспоминать не только накануне круглых дат. Чтобы, отметив очередной юбилей Победы, мы не впадали в летаргический сон беспамятства.

Более 50 лет мы не замечали, как под Минском на месте бывшего концлагеря Тростенец организовывалась свалка, как люди преспокойно пасли козочек да коров, лежали на травке. Под солнцем. Тем временем в прогретой теплыми лучами земле лежали сотни тысяч замученных жертв последней войны... Недалеко от места трагедии стоит памятник. К нему приезжали школьники (и автору этих строк некогда приходилось там бывать), но никто не догадывался, что памятник поставлен... на пустом месте. Ничего не происходило на том месте, где стоит монумент, да и в его окрестностях. Трагедия совершилась несколько дальше: там, где свалка, коровы и отдыхающие.

К счастью, в наше время благодаря инициативным гражданам удалось установить истинное место трагедии, очертить границы мемориала и подготовить документы, необходимые для превращения территории бывшего концлагеря в охраняемый государством мемориальный комплекс.

Созданы специальный фонд и комитет по увековечению жертв концлагеря, но реального результата пока нет. В чем же проблема? Председатель историко-мемориального фонда "Тростенец" Евгений Цумаров разъясняет сложность ситуации

: - О Тростенце до последнего времени было известно мало и преимущественно специалистам. И это при том, что Тростенец - место наиболее массового уничтожения людей на территории бывшего СССР! Здесь покоится прах как минимум 300 тысяч человек. Называются и иные, еще более шокирующие, цифры, но пока не представляется возможным подтвердить или опровергнуть эти данные. Памятный обелиск появился на окраине бывшего лагеря только в 1963 году. Уничтожались здесь не только минчане (в частности, участники партизанского подполья и жители еврейского гетто), но и военнопленные, а также граждане, специально привезенные сюда для расправы из рейха. Это был 31 эшелон: 30 - с евреями, 1 - с политзаключенными из концлагеря Дахау. Для всех были куплены билеты, людей посадили в обычные вагоны, позволили взять с собой вещи. Официальная версия гласила, что все направляются на спецпоселение в восточных областях. Но их путь окончился под Минском...

До конца Второй мировой войны о Тростенце советской стороне известно было мало. Хотя Тростенец впечатлял, если вообще уместно употреблять здесь подобное слово. Лагерь занимал площадь 200 га, был обнесен несколькими рядами заборов с колючей проволокой и освещался яркими прожекторами. Подобные "учреждения" на востоке Европы существовали еще в Литве (Каунас) и Латвии (Саласпилс). Тростенец действовал вплоть до зимы 43-го круглосуточно! Минчане, пережившие войну, до сих пор содрогаются от ужасного слова "Тростенец"...

Через лагерь прошли многие известные люди. Они оттуда уже не вернулись... Не все имена нам известны. Как и в случае с Куропатами, мы имеем только один неоспоримый факт: здесь убивали людей. Их память должна быть достойно увековечена. На месте казни тысяч людей должны быть проведены комплексные исследования, которые позволят уточнить волнующие историков и общественность факты и развеять домыслы.

В конце зимы на заседании методического совета департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации был одобрен план мемориализации Тростенца. Специалисты-архитекторы разработали концепцию будущего памятника. Воплощать конкретные идеи и образы в жизнь в твердом материале (камне, дереве и т.д.) предстоит скульпторам. От них-то и ожидают предложений.

Хотелось бы, чтобы заинтересованные лица отнеслись к проекту с максимальной ответственностью. Вспоминается, как, к примеру, во время известных событий вокруг Куропат все ринулись было строить каплички да часовни. Наперегонки друг с дружкой... Самое разумное и важное, хотя бы на первое время, - это, наверное, огородить охранную зону и создать музей Тростенца. И, безусловно, необходимо обсуждение проекта общественностью. Это будет не только на пользу делу, но и лишний раз (который, кстати, никогда лишним не бывает) напомнит нам об уроках истории.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter