Три вопроса критику

1. Что такое поэтический слэм? 2. Почему нет белорусского фэнтези? 3. Почему вы не любите Дэна Брауна?
1. Что такое поэтический слэм?

2. Почему нет белорусского фэнтези?

3. Почему вы не любите Дэна Брауна?

Признаюсь, иногда под оглушающей волной литературных новинок, читательских вопросов и претензий коллег хочется воскликнуть, перефразируя героиню известного французского фильма: «Ну что вам от меня надо? Литература большая, а я маленькая!» Сколько новых рубрик ни придумывай — все не охватишь. Короче, если дело неподъемное, надо найти, на кого его свалить. Вот я и нашла — тебя, уважаемый читатель. Отныне именно ты будешь отвечать за то, какими тематическими зигзагами пойдет наш диалог. Давай спорить и думать вместе... Я вовсе не упакованная в дамский облик энциклопедия и не претендую на статус некоего «арбитра элегантности». Точно так же, как все, сомневаюсь и ошибаюсь... Но, по крайней мере, никто не сможет отнести в мой адрес слова Карела Чапека о том, что критик — это человек, который учит других писать так, как писал бы он сам, если бы мог, и вообще, пишет о том, что не любит. Я честно и пожизненно люблю большую литературу. Поэтому — жду ваших вопросов!

1. «Недавно встретила в журнале выражение «поэтический слэм». Я думала, что слэм — это что–то, связанное с молодежной музыкой... Может, вы, Людмила, о подобном слышали?

Екатерина Бондарчук, Минск».

Действительно, слэмом чаще всего называют этакие экстремальные танцы на дискотеках. Но к поэзии термин имеет отношение самое прямое. В 1986 году в литературном клубе Чикаго возникла разновидность поэтического турнира — слэм. Сегодня, покорив Америку и Европу, он начал осваиваться в соседних Украине и России. Представьте себе: поэты в алфавитном порядке обрушивают на публику трехминутные чтения своих произведений, стремясь как можно ярче отпечататься в памяти. Их оценивает по пятибалльной системе жюри из пяти постоянно меняющихся случайных людей. Приветствуются крики, свисты, взаимные оскорбления... Все это — в жестких рамках: продолжительность турнира — около часа, участников — 10 — 20, три тура, денежные призы — из собранных среди участников же денег... Короче, яркое, динамичное зрелище не для слабонервных. Есть попытки изобразить нечто подобное в белорусской авангардистской среде. Получится ли — посмотрим.

2. «Як вы думаеце, Людмiла, чаму няма беларускага фэнтэзi?

З павагай, Кiрыл Iванавiч Рагуцкi, Баранавiчы».

Я не была б такой катэгарычнай, шаноўны Кiрыл Iванавiч. Вядома, у нас няма такiх раскручаных брэндаў, як Толкiен, але беларускае фэнтэзi ўсё–ткi ёсць. I Ян Баршчэўскi з яго «Шляхцiчам Завальняй», i Уладзiмiр Караткевiч з «Ладдзёй роспачы», i Вацлаў Ластоўскi з ягонымi «Лабiрынтамi»... З нашых сучаснiкаў i Пятра Васючэнку з ягонымi панамi Кублiцкiм ды Заблоцкiм можна залiчыць да стваральнiкаў фэнтэзi, i Адама Глобуса з ягонымi Дамавiкамi... Нядаўна шмат спрэчак выклiкаў раман Уладзiмiра Сцяпана i Максiма Клiмковiча «Тэолаг». У згаданым жанры працуе шмат моладзi — Сяргей Балахонаў, Югася Каляда, Альгерд Бахарэвiч... Так што трэба толькi шукаць ды чытаць.

3. «Людмила, почему вы в который раз нападаете на Дэна Брауна? Называете его книги чтивом, поделками, ремесленничеством... Весь мир зачитывается, а вы почему–то отказываете автору в профессионализме. Это что–то личное?

DENIS»

По меркам той ниши, в коей должны по своей природе пребывать книги Дэна Брауна — а именно развлекательная беллетристика, — они исполнены достаточно профессионально. Раздражение вызывает претензия сих текстов на «провидческую» или, что еще хуже, высокохудожественную «полку». Вы любуетесь расписной матрешкой, но не ставите же ее между бронзовых статуэток. Даже в отсутствии литературного вкуса читателя должны насторожить суды с обвинением Брауна в плагиате. Он ведь действительно использует отрывки из чужих научных либо псевдонаучных трудов. Но сравните хотя бы «Ангелов и демонов» и «Код да Винчи» — та же сюжетная схема, те же типажи, те же неправдоподобные нагромождения подвигов, по старинному рецепту Анжелики от Анн и Сержа Голон. Если это читается, значит, сделано добротно. Респект. А что касается моего, личного — то я просто не люблю спекуляций на чувствах. Не Дэном Брауном придумано: чтобы тебя читали (смотрели, слушали) — нужно оскорбить как можно большее количество людей. Да и соблазн приобщения к некоему тайному знанию срабатывает. Но по этому поводу уже высказался Лев Николаевич Толстой в «Плодах просвещения»...

Шлите вопросы и мнения на e–mail: rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес газеты.

Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter