Белкоопсоюз автоматизировал 20 процентов торговой сети и к 2025 году завершит реформирование своей структуры

Торговля в цифровой обертке

В 2021-м Белкоопсоюз оказался в топе новостных лент: в старейшей и крупнейшей мультипрофильной системе страны, объединяющей более 40 тысяч человек и обслуживающей преимущественно сельское население страны, сменился руководитель. Это посыл проанализировать экономику, обозначить точки роста и тенденции развития потребкооперации, в которой бизнес-процессы тесно связаны с важной социальной миссией. Корреспондент «Р» попросила Олега Мацкевича, председателя Правления Белкоопсоюза, обозначить вопросы, которые предстоит решить отрасли в ближайшей перспективе, а заодно и подвести некоторые итоги ушедшего года. 

Главное — высокий уровень торгового обслуживания сельчан

— Олег Сергеевич, то, что в общем собрании представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ, на котором вас избрали председателем Правления, принял участие Президент, говорит об особом внимании Главы государства к системе. Какие задачи поставлены перед потребкооперацией?

— Главная задача, которая была, есть и будет, — обес­печить высокий уровень торгового обслуживания населения сельской местности. Ассортимент и сервис в деревнях не должны отличаться от столичных. Нельзя допустить халатности и нарушений, продажи некачественной продукции. Будем уделять этому самое пристальное внимание. А развитие дистанционной торговли позволит доставить под заказ необходимые товары туда, где нет стационарной розничной сети, что, в общем-то, и всегда делали наши автолавки. Будем просто переходить на более современные и удобные онлайн-формы общения с покупателями. 

Еще одна немаловажная традиционная сфера деятельности потребкооперации — закупки сельхозпродукции и сырья у населения в сезон массового сбора урожая, в отдельные периоды вплоть до круглосуточной работы приемно-заготовительных пунктов. За 11 месяцев 2021 года населению за сданное сырье выплачено 335 миллионов рублей. Мясо, овощи, фрукты, лесные ягоды, грибы — это наш экспортный потенциал, возможность диверсификации, расширения рынков сбыта и резерв для укрепления финансового положения. Причем планируем организовывать у себя и переработку сельхозсырья. Нелогично в стране, которая выращивает овощей значительно больше, чем необходимо внутреннему рынку, закупать соки и консервы. 

— Нужны ли для этого какие-то изменения в структуре и сферах деятельности?

— У нас реализуется Концепция развития потребительской кооперации до 2025 года, которая разработана в унисон основным положениям Национальной стратегии устойчивого развития. 

Предстоит завершить реформирование организационной структуры и оптимизацию управленческого аппарата. Сокращение сельского населения вынуждает нас укрупнять зоны обслуживания — филиалы или райпо уже берут под опеку торговые точки и предприятия нескольких районов, количество юридических лиц в структуре Белкоопсоюза будет сокращаться. Это позволит поправить материальное и финансовое положение организаций, оптимизировать численность работающих, упростить систему управления, снизить налоговую нагрузку, аккумулировать денежные и товарные потоки, чтобы проводить единую сбытовую и маркетинговую политику.

Наряду со структурной трансформацией идет цифровизация во всех направлениях деятельности. В ушедшем году бизнес-процессы в 20 процентах розничной сети автоматизированы — складской, кассовый учет и расчеты. Это не только делает наши торговые точки более современными и привлекательными, но и обеспечивает опережающий рост производительности труда.

Ребрендинг

Основная сфера деятельности потребкооперации — торговля. В прошлом году открыто 27 новых магазинов, пять из них построены с нуля. Приобретено 30 автолавок. Возобновлена работа 60 ранее закрытых торговых точек, 82 модернизированы, в 119 появилось новое торговое оборудование. Кроме того, повсеместно шла работа над снижением энергозатрат — менялось освещение на светодиодное, холодильное оборудование — на более совершенное. 

К единому программному обеспечению, которое позволяет в режиме реального времени управлять ассортиментом и оборачиваемостью товаров, минимизируя влияние человеческого фактора, подключены 1190 магазинов, 12 автомагазинов, 152 склада. 

Акцент — на развитие магазинов мелкооптового формата. Под брендом «РrоЗапас» работает 50 магазинов — это дисконтные торговые объекты с программой лояльности для покупателей. Открылось 44 дискаунтера низких цен «Мегаопт». Кроме того, продолжает развиваться торговая сеть «Родны кут» — по единому брендбуку оформлены 3,5 тысячи магазинов.

В системе созданы областные и республиканский закупочные комитеты, которые формируют оптимальные договорные условия со всеми партнерами — это более 1,5 тысячи поставщиков.

«Еда без вреда!» 

Промышленная отрасль объединяет более 300 предприятий, цехов, участков, на которых занято около 5 тысяч человек и выпускается свыше 3 тысяч наименований продукции. В прошлом году на 20,5 процента выросли объемы производства плодоовощных консервов, на 5 процентов — мясных полуфабрикатов и на 1,7 процента — мяса.

В развитие материально-технической базы и модернизацию производств направлено более 3 миллионов рублей. Для активизации маркетинговой политики разработаны товарные знаки «Колосок», «Еда без вреда!», «Родной источник».

Потребкооперация продолжает открывать новые виды производств. Например, Ушачский филиал Витебского облпотреб­общества освоил линейку энергетических безалкогольных напитков под единым брендом «Ураган», начат розлив питьевой воды «Вечелье». В Светлогорске налажено производство пельменей с различными начинками. В Брагине стали выпускать помимо морской капусты морковь по-корейски и нестерилизованные салаты. В Ивацевичах появился цех сухих приправ. 

Кейтеринг и бизнес-ланчи

Отрасль общественного питания объединяет тысячу кафе, баров, столовых и ресторанов на 50 тысяч мест. Каждый пятый пункт питания на трассах принадлежит потребительской кооперации. 

За год открыто 23 объекта, в том числе специализированных: три кафе с единым брендом «Еда&Кофе» и три ресторана быстрого питания «TАSTY». 34 прошли реконструкцию. 

Основная стратегия — создание системы доступного и качественного питания с популяризацией белорусской национальной кухни. Новые формы обслуживания — организация бизнес-ланчей, кейтеринг для проведения банкетов, фуршетов, свадеб, производство и доставка продукции под заказ. 

Мех удачи

Потребительская кооперация страны занимается разведением клеточных пушных зверей с 1956 года. Мощность шедового хозяйства шести звероферм — до 800 тысяч молодняка норки восьми расцветок: блэк, браун, паломино, пастель, сапфир, перл, белая, сильверблю.

В бывших республиках СССР только потребительская кооперация Беларуси сохранила звероводческую отрасль. Из 2,5 миллиона шкурок норки, производимых на постсоветском пространстве, сегодня каждая третья — со звероферм Белкоопсоюза. Доля в мировом производстве — 5 процентов. Более 90 процентов пушнины идет на экспорт. За 11 месяцев 2021 года реализовано 546,3 тысячи шкурок на норки 7,6 миллиона долларов. Больше половины закупил Китай, около 40 процентов — Россия.

За моря и океаны

В 2021 году, по оперативным данным, организации потребкооперации экспортировали продукции на 48,5 миллиона долларов, темп роста к уровню 2020-го — 101,6 процента. И цифра еще не окончательная с учетом активно продолжавшихся в декабре поставок меха норки. По некоторым видам товаров, таких как кожевенный полуфабрикат и вторсырье, рост экспорта был почти трехкратным. Рынки сбыта — 20 зарубежных стран и 34 региона России. 

Знания — сила 

У Белкоопсоюза собственный образовательный комплекс: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации с двумя филиалами — в Минске и Могилеве — и четыре колледжа, которые постоянно расширяют и обновляют перечень специальностей. Ежегодно непрерывное профессиональное обучение проходят около 800 человек, или около двух процентов работников системы.

В университете на всех формах получения образования обучаются 170 иностранных граждан из 15 стран. Он задействован в шести международных проектах, заключено 80 договоров и соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами. 

КСТАТИ

Доля отечественной продукции в торговой сети потребкооперации — 92,1 процента.

ВОТ ЭТО ДА!

В 2020 году произведено 711,6 тысячи шкурок норки с приростом к уровню 2019-го на 36,7 процента. Аналогичная динамика ожидается и по итогам 2021 года.

ЛЮБОПЫТНО

В 2021 году удельный вес экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью составил около 60 процентов в общем объеме. Это блочное мясо, замороженные дикорастущие и садовые ягоды, переработанные плоды и овощи, меховые изделия. 

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter