Главное — высокий уровень торгового обслуживания сельчан
— Олег Сергеевич, то, что в общем собрании представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ, на котором вас избрали председателем Правления, принял участие Президент, говорит об особом внимании Главы государства к системе. Какие задачи поставлены перед потребкооперацией?— Главная задача, которая была, есть и будет, — обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения сельской местности. Ассортимент и сервис в деревнях не должны отличаться от столичных. Нельзя допустить халатности и нарушений, продажи некачественной продукции. Будем уделять этому самое пристальное внимание. А развитие дистанционной торговли позволит доставить под заказ необходимые товары туда, где нет стационарной розничной сети, что, в общем-то, и всегда делали наши автолавки. Будем просто переходить на более современные и удобные онлайн-формы общения с покупателями.
Еще одна немаловажная традиционная сфера деятельности потребкооперации — закупки сельхозпродукции и сырья у населения в сезон массового сбора урожая, в отдельные периоды вплоть до круглосуточной работы приемно-заготовительных пунктов. За 11 месяцев 2021 года населению за сданное сырье выплачено 335 миллионов рублей. Мясо, овощи, фрукты, лесные ягоды, грибы — это наш экспортный потенциал, возможность диверсификации, расширения рынков сбыта и резерв для укрепления финансового положения. Причем планируем организовывать у себя и переработку сельхозсырья. Нелогично в стране, которая выращивает овощей значительно больше, чем необходимо внутреннему рынку, закупать соки и консервы.
— Нужны ли для этого какие-то изменения в структуре и сферах деятельности?
— У нас реализуется Концепция развития потребительской кооперации до 2025 года, которая разработана в унисон основным положениям Национальной стратегии устойчивого развития.
Предстоит завершить реформирование организационной структуры и оптимизацию управленческого аппарата. Сокращение сельского населения вынуждает нас укрупнять зоны обслуживания — филиалы или райпо уже берут под опеку торговые точки и предприятия нескольких районов, количество юридических лиц в структуре Белкоопсоюза будет сокращаться. Это позволит поправить материальное и финансовое положение организаций, оптимизировать численность работающих, упростить систему управления, снизить налоговую нагрузку, аккумулировать денежные и товарные потоки, чтобы проводить единую сбытовую и маркетинговую политику.
Наряду со структурной трансформацией идет цифровизация во всех направлениях деятельности. В ушедшем году бизнес-процессы в 20 процентах розничной сети автоматизированы — складской, кассовый учет и расчеты. Это не только делает наши торговые точки более современными и привлекательными, но и обеспечивает опережающий рост производительности труда.
Ребрендинг
Основная сфера деятельности потребкооперации — торговля. В прошлом году открыто 27 новых магазинов, пять из них построены с нуля. Приобретено 30 автолавок. Возобновлена работа 60 ранее закрытых торговых точек, 82 модернизированы, в 119 появилось новое торговое оборудование. Кроме того, повсеместно шла работа над снижением энергозатрат — менялось освещение на светодиодное, холодильное оборудование — на более совершенное.К единому программному обеспечению, которое позволяет в режиме реального времени управлять ассортиментом и оборачиваемостью товаров, минимизируя влияние человеческого фактора, подключены 1190 магазинов, 12 автомагазинов, 152 склада.
Акцент — на развитие магазинов мелкооптового формата. Под брендом «РrоЗапас» работает 50 магазинов — это дисконтные торговые объекты с программой лояльности для покупателей. Открылось 44 дискаунтера низких цен «Мегаопт». Кроме того, продолжает развиваться торговая сеть «Родны кут» — по единому брендбуку оформлены 3,5 тысячи магазинов.
В системе созданы областные и республиканский закупочные комитеты, которые формируют оптимальные договорные условия со всеми партнерами — это более 1,5 тысячи поставщиков.
«Еда без вреда!»
Промышленная отрасль объединяет более 300 предприятий, цехов, участков, на которых занято около 5 тысяч человек и выпускается свыше 3 тысяч наименований продукции. В прошлом году на 20,5 процента выросли объемы производства плодоовощных консервов, на 5 процентов — мясных полуфабрикатов и на 1,7 процента — мяса.В развитие материально-технической базы и модернизацию производств направлено более 3 миллионов рублей. Для активизации маркетинговой политики разработаны товарные знаки «Колосок», «Еда без вреда!», «Родной источник».
Потребкооперация продолжает открывать новые виды производств. Например, Ушачский филиал Витебского облпотребобщества освоил линейку энергетических безалкогольных напитков под единым брендом «Ураган», начат розлив питьевой воды «Вечелье». В Светлогорске налажено производство пельменей с различными начинками. В Брагине стали выпускать помимо морской капусты морковь по-корейски и нестерилизованные салаты. В Ивацевичах появился цех сухих приправ.
Кейтеринг и бизнес-ланчи
Отрасль общественного питания объединяет тысячу кафе, баров, столовых и ресторанов на 50 тысяч мест. Каждый пятый пункт питания на трассах принадлежит потребительской кооперации.За год открыто 23 объекта, в том числе специализированных: три кафе с единым брендом «Еда&Кофе» и три ресторана быстрого питания «TАSTY». 34 прошли реконструкцию.
Основная стратегия — создание системы доступного и качественного питания с популяризацией белорусской национальной кухни. Новые формы обслуживания — организация бизнес-ланчей, кейтеринг для проведения банкетов, фуршетов, свадеб, производство и доставка продукции под заказ.
Мех удачи
Потребительская кооперация страны занимается разведением клеточных пушных зверей с 1956 года. Мощность шедового хозяйства шести звероферм — до 800 тысяч молодняка норки восьми расцветок: блэк, браун, паломино, пастель, сапфир, перл, белая, сильверблю.В бывших республиках СССР только потребительская кооперация Беларуси сохранила звероводческую отрасль. Из 2,5 миллиона шкурок норки, производимых на постсоветском пространстве, сегодня каждая третья — со звероферм Белкоопсоюза. Доля в мировом производстве — 5 процентов. Более 90 процентов пушнины идет на экспорт. За 11 месяцев 2021 года реализовано 546,3 тысячи шкурок на норки 7,6 миллиона долларов. Больше половины закупил Китай, около 40 процентов — Россия.
За моря и океаны
В 2021 году, по оперативным данным, организации потребкооперации экспортировали продукции на 48,5 миллиона долларов, темп роста к уровню 2020-го — 101,6 процента. И цифра еще не окончательная с учетом активно продолжавшихся в декабре поставок меха норки. По некоторым видам товаров, таких как кожевенный полуфабрикат и вторсырье, рост экспорта был почти трехкратным. Рынки сбыта — 20 зарубежных стран и 34 региона России.Знания — сила
У Белкоопсоюза собственный образовательный комплекс: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации с двумя филиалами — в Минске и Могилеве — и четыре колледжа, которые постоянно расширяют и обновляют перечень специальностей. Ежегодно непрерывное профессиональное обучение проходят около 800 человек, или около двух процентов работников системы.В университете на всех формах получения образования обучаются 170 иностранных граждан из 15 стран. Он задействован в шести международных проектах, заключено 80 договоров и соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами.
КСТАТИ
Доля отечественной продукции в торговой сети потребкооперации — 92,1 процента.
ВОТ ЭТО ДА!
В 2020 году произведено 711,6 тысячи шкурок норки с приростом к уровню 2019-го на 36,7 процента. Аналогичная динамика ожидается и по итогам 2021 года.
ЛЮБОПЫТНО
В 2021 году удельный вес экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью составил около 60 процентов в общем объеме. Это блочное мясо, замороженные дикорастущие и садовые ягоды, переработанные плоды и овощи, меховые изделия.
aelita@sb.by