Скоро уже почти сорок дней с нами нет нобелевского лауреата и просто великого человека с исключительно светлой душой Жореса Алферова

Тонкая грань

Недавно близкие, друзья и мировая научная общественность простились с нобелевским лауреатом и просто великим человеком с исключительно светлой душой Жоресом Алферовым. И вот скоро уже почти сорок дней нет его с нами, и по православному обычаю будет повод еще раз сказать доброе слово в адрес этого скромного человека.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Пока он был с нами, я не только следил за делами и жизнью знаменитого земляка, но и не раз вспоминал ту единственную встречу с ним, когда я, будучи главным редактором еженедельника «7 дней», смог пообщаться с Алферовым на одном из научных мероприятий, проходившем в белорусской столице. До сих пор поражает в этом большом ученом та удивительная человеческая скромность, с которой он общался с собеседниками любого ранга.

Заметим, что, вспоминая сейчас о Жоресе Алферове, второй раз употребил слово «скромность». Казалось бы — ну что тут особенного? С ней, со скромностью, все понятно. Мы охотно соглашаемся, что она действительно украшает человека. Так почему же тогда далеко не каждый из нас украшает себя такой простотой? Задумываясь над этим, все чаще прихожу к мысли, что это отнюдь не врожденное качество. Хотя, разумеется, некие генные отголоски здесь могут иметь место. Скорее, это качество существует как некое испытание для нас. Испытание умением не ценить и не ставить себя изначально выше других, умением самому совершенствовать себя, очищать душу от напускного.

Сама жизнь с ее драмами и коллизиями нередко работает с нами в этом направлении. Меня, например, всегда восхищала скромность наших фронтовиков. Такое дело сделали! Такие муки пережили, такого врага одолели, но ведь не кричат о своей победе на каждом углу. Даже награды надевали и надевают только по праздникам или, как говорится, по случаю.

До сих пор вспоминаю случай со своим наставником по жизни и просто очень скромным человеком Виктором Ильичом Ливенцевым. В двадцать пять лет во время Великой Отечественной войны он стал Героем Советского Союза. Хорошо складывалась и его послевоенная карьера. Ливенцев был министром спорта в Правительстве страны, когда редакция «Красной Звезды» попросила меня, тогда работавшего в нашей окружной газете «Во славу Родины», написать о нем очерк. На встречу мы пришли с фотокорреспондентом и много времени потратили на то, чтобы уговорить Виктора Ильича надеть Звезду Героя. Наконец он нехотя достал ее из ящика стола…

Я еще не успел потратить гонорар за эту публикацию, как Ливенцева перевели на другую работу. Он стал управляющим делами ЦК КПБ. Высокая должность! Думал, что больше уже никогда не пересекусь с таким крупным начальником. Но вскоре позвонили из приемной и сообщили, что Виктор Ильич просит прийти к нему. Мы пили кофе в огромном кабинете и просто говорили о жизни.

На восьмидесятилетие Виктора Ильича мы приехали поздравить его вместе с тогда известным функционером в футбольном мире Евгением Феликсовичем Шунтовым. Еще раз убедился, что наши фронтовики не меняются. Остаются мужественными и очень скромными людьми.

Потом меня в этом не раз убеждали своими делами и поступками мои наставники в окружной газете фронтовики Михаил Васильевич Кусмарцев, Дмитрий Ананьевич Киргетов и другие. Разумеется, я потом, когда они ушли из жизни, писал о них в газете. А почему не раньше, когда они были еще неподалеку? Корю себя за это и понимаю: моим оправданием может служить тот факт, что сами они, люди тоже интеллигентной скромности, вовсе не жаждали такой славы. Они не считали себя героями. Но это не так. Сейчас, зная о той войне многое, понимаешь, что пройти и вынести подобные испытания могли только сильные духом люди.

Не  случайно заговорил сегодня о скромности. И вовсе не затем, чтобы напомнить, как частенько нескромно ведут себя иные известные мастера эстрады и кино, представители других публичных профессий. Понимаю, что трудно иной раз соблюсти меру, но не до такой же степени… Некоторые такие кумиры устраивают себе бенефисы по поводу и без него. Концерты такие нередко проводят под так называемую фанеру. Поклонники всегда найдутся, просторы у нас большие. И тут происходит удивительная игра типа «мы все понимаем…».  Одни понимают, что халтурят, другие делают вид, что не замечают этого. Мелочь, но как-то неловко…

Тут действительно тонкая грань. Недавно одна из молодых и пока еще не очень известных российских актрис на федеральном канале сказала, что, дескать, в этой профессии ты можешь состояться только в том случае, если богат душой… При этом, по сути, откровенно утверждала, что у нее именно такая душа. Может быть. Кто против? Но нельзя ли было сказать об этом более тонко и скромно? Другой ее коллега по цеху, в общем-то, хоть и не сильно знаменитый, но уже действительно состоявшийся на сцене, на вопрос о том, как он в очередной раз женился, трижды повторил одно и то же: «Проснулся… И женился». Как-то не слишком…

Покаяние Акима

Читайте также

Многим из них было бы не грех взять пример с Николая Цискаридзе, который, став народным артистом и крупным чиновником от культуры, не оторвался, как говорится, от земли.

Понимаю, как непросто нашим публичным персонам оставаться скромными, приятными во всех отношениях людьми. Потому и не осуждаю. Просто призываю следить за тем, чтобы не переходить ту грань, за которой иные их действия вызывают досаду или еще хуже — горькую усмешку. К сожалению, такая тенденция есть. Тема тонкая, о ней можно было бы не говорить вслух, но речь здесь идет в определенной мере и о воспитании. Публичные примеры и факты, так или иначе, переходят в так называемую бытовую среду. А это уже тот мир, в котором все мы общаемся, дружим, любим… Не только мы, взрослые, но и наши дети. Кто скажет, что маловоспитанный, излишне самоуверенный нарцисс вызывает у окружающих приятное восприятие?

Еще думаю о том, что наиболее яркие примеры, такие, как в случае с Жоресом Алферовым, Виктором Ливенцевым, с которых начал эти заметки, сама жизнь являет нам не случайно. Она, чтобы мы не утонули в теоретических размышлениях, являет нам конкретные нравственные ориентиры в лице таких людей. И это еще один повод, чтобы сказать им спасибо за то, что они были среди нас…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter