Богатство и бедность

В нашем микрорайоне рядом с сетевым магазином установили комфортабельный фургончик, в котором торгуют бургерами и шаурмой. Проходя мимо, ощущаешь аппетитный запах. Люди останавливаются, делают заказы. Вот тут и произошел инцидент, заставивший меня вернуться к размышлениям о собственном благосостоянии. А случилось вот что…

Коллаж Юлии Костиковой

Дольше обычного задержался в тот день у фургончика, поэтому, вероятно, и обратил на меня внимание мужчина лет 35—40…

— Вам что-нибудь купить? — сочувственно спросил он у меня.

Я растерялся, но, придя в себя, подошел поближе и задал встречный вопрос:

— Что, я так похож на нищего?

— Да нет... — ответил теперь уже он с некоторым замешательством. — Просто вы так долго стоите у прилавка…

Действительно, чего стоять и глазеть? Чай, не в музее. К тому же было темновато, мою вполне добротную куртку можно было принять за дешевенькую и поношенную. Мало ли…

Мы познакомились. Мужчину звали Александром. Лицо симпатичное, взгляд доброжелательный. Я уже перестал злиться за бестактное предложение, поняв, что у человека просто хорошее настроение. Почему бы не порадоваться за него? Наверное, начислили хорошую премию на работе, а может, выиграл в лотерею или наследство получил. Но ведь не всякий предлагает бескорыстную помощь. Так что Александр молодец.

Я продолжил прогулку по вечерним улицам столицы и вспоминал, были ли в моей жизни дни или годы, когда и в самом деле чувствовал себя нищим и мог бы воспользоваться угощением от незнакомца. Вряд ли… 

Правда, почему-то всплыло перед глазами детство в послевоенном Бобруйске. Мы жили неподалеку от кондитерской фабрики и с мальчишками бегали иногда подышать запахом карамели. Дома сладостями никого из нас не баловали. Мой отец-фронтовик умер рано, и матери одной пришлось поднимать нас с братом. Как старший, старался помогать ей. Осенью сдавал яблоки на соседние предприятия, где изготавливали соки. Отвозил на рынок и продавал очень вкусные груши из нашего сада. Пытался выращивать кроликов… В целом мы не голодали.

Понятно, что в студенческие годы денег не хватало, хотя и получал повышенную стипендию. Как многие мои товарищи, ходил на железнодорожную станцию разгружать вагоны с цементом, сахаром, овощами. Тогда и вынес для себя простое правило: труд всегда прокормит. 

Вспомнился неприятный случай из молодости, хоть и несколько забавный. Один из сотрудников предприятия, куда я только пришел работать, захотел познакомить меня со своей дочерью. Будучи холостяком, смекнул, в чем состоит его цель.  «А почему бы не воспользоваться знакомством?» — подумалось мне. Девушка оказалась красивой, но насторожила в ней некая развязность. Она предложила провести первый же вечер в ресторане. Наличные у меня для такого посещения были, если, конечно, не заказывать чрезмерно дорогие блюда и напитки. Однако все стало развиваться по сценарию спутницы. Денег расплатиться не хватило. Хорошо, что на встречу пошел администратор и разрешил оставить в залог паспорт... Новая знакомая пришлась мне не по вкусу, и мы быстро расстались. Для себя сделал вывод: нужно быть всегда осмотрительным, когда дело касается финансов. 

Не стану дальше развивать тему денег в такой плоскости, ибо она, эта тема, слишком многогранна и отнюдь не проста. Отмечу только, что, к своему удовлетворению, мне удалось избежать некоторых крайностей, подстерегающих тех, кто начинает обожествлять такую субстанцию, как деньги. Это касается и понятий «зависть», «жадность». Могу определенно отметить, что жизнь без этих пороков делает нас духовно богаче и свободнее.

Даже в отдаленном уголке земли белорусской, где в небольшом хуторском поселке на берегу озера приютилась моя усадьба, можно увидеть разное отношение людей к деньгам. Вот, скажем, соседка баба Маня, которой скоро стукнет 90 лет. Нет-нет да и позавидует ей кто-либо из сельчан: мол, до сих пор сохранила крепкое здоровье. Мало того, и пенсия у нее самая большая: женщина была передовой дояркой в районе, хорошо зарабатывала. И эта баба Маня недавно бросила нам с супругой упрек:

— Заметила, что свет у вас поздно горит. Разве правильно, что в час ночи все лампочки в люстре зажжены? Неужто телевизор без них смотреть нельзя? Потом жалуетесь, что электричество дорогое…

А ведь она права. Спасибо этой скромной женщине и за то, что поделилась со мной секретным рецептом сливянки. Целебный напиток! Пара столовых ложек — и спишь как убитый.

На другом конце поселка, почти у самого озера, разместили свои коттеджи, судя по строениям, два достаточно богатых человека. Первый у меня значится как номер один, а второй — как номер два. Какие же они разные! Номер один всегда вежливо приветствует хуторян, поинтересуется здоровьем и предложит, если надо, помощь. Мне приятно общаться с ним. Станислав признался, что человек он верующий и всегда готов принять участие в финансировании благих проектов. На вопрос, как у него дела, всегда отвечает моей любимой фразой: «Грех жаловаться…»

Словно в противовес ему, рядом расположился олигарх под номером два. Говорят, большие деньги заработал где-то в России. Оттуда привез и лес, из которого ему выстроили несколько сооружений по какому-то боярскому проекту царского времени. С хуторянами почти не общается, не интересуется их проблемами, хотя большая стройка принесла немало неприятностей местным жителям. Но, как они говорят, Бог ему судья. Может, со временем что-то изменится.

В агроусадьбу к моему доброму приятелю приезжают самые разные отдыхающие. Как-то отметить шестидесятилетие решила хозяйка серьезной компании, а заодно огласить близким свою последнюю волю. Возможно, почувствовала что-то неладное со здоровьем. С ней были сын, дочь и внук. Через несколько дней после приезда компания накрыла богатый стол, на котором был даже крупный копченый угорь, и начала праздновать день рождения юбилярши. Вскоре воцарилась тишина, и женщина начала зачитывать свою последнюю волю. Вроде бы никто не был особенно обижен, но детям не понравилось, что накануне мать, оказывается, продала часть активов компании и передала всю сумму на благо­устройство, в том числе ее родного поселка. То есть малой родины, как она сказала. Сын и дочь расстроились, так как у них, видимо, были свои планы на наследство, и сказали матери что-то грубое. Женщина не стала молчать и ответила в том же тоне. Дети наутро в знак протеста уехали, а внук сказал, что не оставит бабулю одну. Дескать, ему здесь нравится, а через пару-тройку дней закажет такси и отвезет бабушку домой. История эта невыдуманная, она из жизни и лишний раз свидетельствует о том, что особенно острые страсти разгораются вокруг дележки наследства по завещанию.

Все эти сюжеты не отпускали меня в тот вечер. Чтобы завершить размышления о деньгах, собственном благополучии, прибег к излюбленному приему — сформулировать, что они означают для меня. Всегда вспоминаю увиденный много лет назад итальянский фильм «Признание комиссара полиции прокурору респуб­лики». Там комиссар с большим опытом работы произносит такую фразу: «Деньги не приносят счастья, но они успокаивают». Конечно, и такое замечание многие найдут спорным, но лично я, уже исходя из собственного жизненного опыта, под ним подписался бы. 

Минуло всего несколько недель после того, как незнакомец по имени Александр, приняв меня за голодного человека, предложил купить еды. Как раз минутой раньше позвонил из Бобруйска добрый приятель, с которым не раз рыбачили на Березине. Он сообщил плохую новость: тяжело заболела его дочь, на лечение понадобятся немалые деньги, которых у него, конечно же, нет. Постарался поддержать его, сказав, что мир не без добрых людей и сегодня много случаев благотворительности. Еще подумал, что зря в тот раз не познакомился с Александром поближе и не взял номер его телефона. Вот сейчас с него бы и начал… В любом случае земляку мы поможем. По­явятся объявления в газетах, на телевидении. Белорусы умеют помогать тем, кто попал в беду…



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter