Токио и Сеул «засушили» отношения

О спорных территориях в азиатском регионе

Президент Южной Кореи Ли Мен Бак посетил острова Токто, которые он считает неотъемлемой частью своей страны — корейский военный гарнизон стоит там с 1954 года. Проблема в том, что две соседние страны — Япония и Северная Корея — тоже считают эти острова своей неотъемлемой частью, японцы называют их Такэсима. С учетом сложных отношений, связывающих все три государства, и того, что слова «спорные территории» в азиатском регионе звучат исключительно болезненно, дело принимает серьезный оборот: Япония отозвала своего посла из Сеула, обе страны заявили о том, что откладывают на неопределенный срок ежегодную встречу министров финансов.


История об островах, что называется, с бородой: и Сеул, и Токио имеют давние исторические претензии на эти небольшие и не имеющие источников пресной воды кусочки суши. Они всегда были вопросом, осложняющим двусторонние отношения и добавляющим всеобщей народной нелюбви между корейцами и японцами. Сами по себе острова не настолько велики, чтобы за их счет расширились страдающие от нехватки территории страны — сейчас там живет единственная супружеская пара, которую и посетил южнокорейский президент. Но это рыбные в самом прямом смысле места — а морепродукты, как известно, занимают важное место в японской диете. А газ, которым, как полагают ученые, морской шельф вокруг островов богат не меньше, чем рыбой, полезен экономической диете всех стран, которые его добывают. Так что сами понимаете, не в суше (и даже не в суши) дело...


Ли Мен Бак стал первым президентом, который лично посетил острова, правда, южнокорейский премьер–министр уже там бывал — в 2008 году, чем, понятно, вызвал обострение отношений с Японией. Сейчас история повторяется, но на более громких нотах — как того и требует президентский статус визитера. Визит случился накануне годовщины освобождения Кореи от японских оккупантов, которая отмечается сегодня (напомню, что Корея, тогда еще единая, была оккупирована Японией в 1910 — 1945 годах, и это до сих пор — незаживающая рана в корейском сердце и предмет для многочисленных дискуссий не только на исторические темы), и накануне олимпийского матча за «бронзу» между двумя сборными по футболу. Можно, конечно, спорить о том, насколько Олимпиада политизирована, но организаторы и Международный олимпийский комитет предпочитают держаться от политики подальше — как минимум на словах. Корейский футболист Пак Юнву был отстранен от участия в церемонии награждения (Корея победила Японию со счетом 2:0 и завоевала «бронзу») после того, как развернул постер, объявляющий Лондону и миру, что острова Токто принадлежат исключительно Южной Корее.


Поездка президента Ли на бесспорные (для него и корейского народа) острова преследует не столько международные, сколько внутриполитические цели: после секретного (но, как известно, нет ничего тайного, что не стало бы явным) подписания соглашения с Японией об обмене разведывательной информацией Ли Мен Бак должен был прислушаться к народному ропоту и сделать какой–то заметный жест, демонстрирующий твердость своей администрации в японском вопросе. К тому же в июле была опубликована ежегодная «Белая книга» Японии по обороне, где написано, что острова Такэсима — неотъемлемая часть территории Страны восходящего солнца. Немаловажный фактор — срок полномочий президента Ли через полгода истекает, и для его исторической репутации (а президентам свойственно думать о своем месте в истории) подобные поступки важны.


Япония предлагает передать вопрос о спорных территориях в международный суд — Южная Корея категорически против. В поддержку президента и страны более 40 корейцев, ведомые популярным певцом Кимом Янхуном, начали плавательный марафон протяженностью 200 км к островам Токто — они планируют приплыть туда сегодня. Эмоциональный накал в отношениях между двумя (и даже тремя, считая Северную Корею) странами всегда был высок.


Вопрос: что дальше? Отношения Южной Кореи и Японии существенно ухудшились — это уже факт, хотя сам президент Ли Мен Бак, только вступив в должность, немало сделал для их улучшения. И теперь для восстановления возникшей было теплоты придется потратить куда больше усилий — прежде всего Южной Корее как возмутительнице устоявшегося статус–кво. С другой стороны, Япония сейчас стремится к торговой и инвестиционной либерализации в отношениях с Сеулом. Обе страны заинтересованы в более тесных отношениях — экономических и политических. Но в данном случае страны — это прежде всего люди. А у людей обеих стран слишком много эмоций — негативных — по отношению друг к другу: история не отпускает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter