Наши корреспонденты изучили, как на деле выглядит интеграция Беларуси и России

Точки роста Союзного государства

В Калуге белорусские строители возвели три школы, четыре детсада и шесть жилых многоквартирных комплексов

Минчанину в Калуге может показаться, что он попал в родной микрорайон: отделка зданий, благо-устройство похожи даже в приятных мелочах. Что неудивительно, ведь здесь уже несколько лет успешно работают лучшие белорусские строительные предприятия и организации. Используются и белорусские стройматериалы.

Роман Щербенков.
Сотрудничество идет по нарастающей. Ровно год назад распахнули двери два садика на 220 детишек — в Малоярославце и Балабаново. В нынешнем августе, кстати, в Балабаново детей приняла и «белорусская» школа на 1000 мест. Продолжается возведение комплекса жилых домов в калужском микрорайоне Веснушки, школ на 1000 учащихся в Медыни и Кондрово, детсада в калужском микрорайоне Дубрава. Школы в «белорусском» исполнении нравятся местным педагогам. По соглашению с ними и в соответствии с подпрограммой «Новая школа» уже поданы документы на предоставление земельных участков для возведения учреждений образования на 1000 учащихся в Людиново и калужском микрорайоне Байконур. Всего белорусские строители за несколько лет возвели в российском регионе три школы и четыре детсада, более 20 многоквартирных домов в жилых комплексах «Малиновка», «Малиновка‑2», «Веснушки», «Белорусский квартал», «Анненки», «Просто Космос».

Развитие взаимодействия в строительной отрасли, как и в других сферах, было рассмотрено на заседании рабочей группы по сотрудничеству Беларуси и Калужской области. Итогом заседания стало подписание Плана мероприятий на 2021—2023 годы по реализации Соглашения о торгово‑экономическом, научно‑техническом и культурном сотрудничестве.

Жилые комплексы, построенные белорусами, высоко ценятся горожанами. Помимо отменного качества самих домов, здесь создана и современная инфраструктура.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ
— Взаимодействие наших регионов весьма многоплановое, — рассказал «СОЮЗу» руководитель рабочей группы с белорусской стороны, председатель Госкомитета по науке и технологиям Александр Шумилин. — Помимо строительства оно охватывает и промышленность, и агропромышленный комплекс, и транспорт, здравоохранение, научно-техническую и инновационную сферы, рациональное природопользование и множество других областей. Реализация совместных проектов позволила максимально использовать возможности производственного, научно-технического, интеллектуального потенциала партнеров Беларуси и Калужской области.

Предусматривается наращивание взаимодействия в сфере науки и высоких технологий, машиностроении, АПК, медицине и здравоохранении, нефтехимии. Вот лишь несколько конкретных позиций. Борисовский завод «Автогидроусилитель» и калужская «Автоэлектроника» договорились о совместной разработке узлов и агрегатов для автотранспорта. Минское ОАО «Амкодор» через своего дистрибьютора в Брянске продолжит поставки техники для строительства, жилищно‑коммунального, дорожного и сельского хозяйства. Готов на взаимовыгодных условиях поставлять калужанам автобусы и грузовики Минский автозавод. Минский холдинг «Белкоммунмаш» прорабатывает возможность организовать сборку в Калужской области троллейбусов и электробусов, если будет принята масштабная программа обновления общественного транспорта. Продолжится сотрудничество белорусских ученых с коллегами из Обнинска по подготовке кадров для ядерной энергетики, а также в рамках меж-академических программ по обмену опытом.

ЦИФРЫ

— На 412 млн долларов наторговали Беларусь и Калужская область за девять месяцев нынешнего года. При этом белорусский экспорт возрос и осуществлялся по 445 товарным позициям.

Владимир БИБИКОВ.

bibikov@sb.by

Пандемия не остановила выполнение союзных проектов

Совместные научно‑технические программы Россия и Беларусь ведут более двух десятков лет. Разработка самых первых началась в 1997—98‑х годах, когда формировались исполнительные органы Союзного государства и совместный бюджет. Это были программы по обустройству внешней границы Союзного государства. Объем финансирования составил более шести миллиардов российских рублей.

За годы строительства Союзного государства реализовано 57 совместных научно‑технических программ. Ежегодно на их финансирование направляется около 70 процентов союзного бюджета.

В этом году, несмотря на пандемию коронавируса, ни одна союзная программа не была остановлена. Напротив, как отмечал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, работа над программами шла более динамично и была весьма результативной. Сейчас реализуется 12 совместных российско‑белорусских программ, их бюджет свыше 3,271 миллиарда российских рублей.

Семь программ осуществляется в рамках сотрудничества в сфере высокотехнологичной промышленности и оборонного комплекса. Большинство — закрытые программы, их реализация идет во взаимодействии с минобороны двух стран и другими силовыми ведомствами. Программы направлены на борьбу с терроризмом, защиту границ, создание единой группировки войск Союзного государства.

Так, программа «Паритет» из этого пакета направлена на совершенствование защиты информационных ресурсов Союзного государства. В рамках программы «Технология‑СГ», которая завершается в этом году, разработан и изготовлен уникальный образец электростатического струйного микродвигателя с изменяемым вектором тяги, он может заменить до шести плазменных двигателей, используемых ныне для корректировки орбиты спутников.

Три программы относятся к социальной и две — к экономической сфере сотрудничества. Два направления Союзное государство ведет уже давно. Первое касается защиты населения и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы. В этом направлении с 1998 года было реализовано четыре масштабных проекта, направленных на обеспечение безопасности жизни и деятельности граждан двух государств на пострадавших от аварии территориях. В этом году реализуется пятая союзная программа. Также пятая программа реализуется в области гидрометеорологии — «Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства». Ее цель — повышение качества гидрометеорологического и климатического обслуживания Союзного государства, оценка природного загрязнения на сопредельных территориях.

Третья программа «Спинальные системы» посвящена инновационным разработкам, направленным на помощь детям с деформацией и травмами позвоночника.

Программа «ДНК‑идентификация» включает исследования использования ДНК в медицине, криминалистике и спорте. Например, при наличии информации о ДНК человека всего лишь по капельке крови можно определить, где он родился. Этот метод, кстати, помог всего за несколько дней установить личность исполнителя теракта в аэропорту Домодедово.

Заменить западные технологии призвана программа «Комбикорм‑СГ». Она направлена на разработку инновационных технологий и оборудования для производства специализированных кормов для пушных зверей и ценных пород рыб.

Как рассказал «СОЮЗу» генеральный директор АО «НПЦ «ВНИИ комбикормовой промышленности» Валерий Афанасьев, основной исполнитель программы с российской стороны, сейчас закупаются дорогостоящие импортные комбикорма. Импортозамещающие технологии помогут снизить затраты кормов на 10—15 процентов и повысить привес рыб на 13—18 процентов.

В настоящее время ученые Беларуси и России разрабатывают 32 проекта концепций новых научно‑технических программ Союзного государства, часть из них находится в высокой степени готовности. Они могут быть приняты уже на ближайших заседаниях Совета Министров Союзного государства. В их числе — концепции в области медицины и биологии, они называются «Преодоление» и «Стволовые клетки — 2». Одна из программ касается рационального и экологически безопасного использования недр России и Беларуси и носит название «Геологоразведка и природопользование».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В высокой степени готовности находится целый ряд программ Союзного государства, они касаются самых разных сфер науки, техники, жизни человека.

Это концепция программы безопасного использования ядерной энергии «Радиационная безопасность», космические технологии «Комплекс‑СГ», концепция программы получения материалов с заданными свойствами «Компонент‑Ф».

Готовятся концепции программ по разработке и внедрению систем проектирования и производства микросхем, технологий высокопродуктивного сельского хозяйства и ориентированной на повышение здоровья граждан пищевой промышленности. Ведутся разработки в области аддитивных технологий, а также производство современных 3D‑принтеров.

Юлия ВАСИЛЬЕВА.

Минская техника рулит по Приморью

Единый сервисно‑сбытовой центр производителей белорусской сельскохозяйственной, коммунальной и иной техники вскоре появится в Приморском крае. Это один из практических результатов недавнего визита в самый восточный регион Союзного государства делегации Минского тракторного завода во главе с генеральным директором Виталием Вовком. Впрочем, сегодня около половины тракторов, ежегодно приобретаемых сельхозпроизводителями края, — белорусского производства.

Центр позволит поднять на новый уровень обслуживание техники, расширить ее продажи и на другие регионы Дальнего Востока. Губернатор Приморья Олег Кожемяко поддержал идею. Единый центр упростит и удешевит дистрибуцию и обслуживание техники, создаст дополнительные места в регионе, позволит получить новые компетенции.

Реальную экономическую выгоду партнерам обещает и еще один совсем свежий проект. На Минском моторном заводе разработали и осваивают серийное производство современного дизеля для легких вездеходов и грузовиков марки УАЗ и ГАЗ. Технические показатели на уровне: при объеме 2,1 литра разные версии развивают мощность от 85 до 120 лошадиных сил. Выход на параметры экологического стандарта Евро-5 открывает мотору дорогу на сборочные конвейеры российских автозаводов. Главный конструктор Минского моторного завода Михаил Клессо сообщил, что в числе задач, которые предстоит решить до конца 2020 года, значатся испытания и расширение линейки двигателей 4DTI.

К этому событию минский завод, широко известный дизелями для популярных тракторов «Белорус» и другой техники, шел без малого десять лет. Сначала был создан трехцилиндровый дизельный мотор для небольших погрузчиков, затем появился более мощный четырехцилиндровый его собрат. Одновременно под Минском в городе Столбцы создавался суперсовременный литейный цех, где изготавливают ответственные детали двигателя.

Минские моторостроители собственными силами уже адаптировали его на легковой автомобиль УАЗ 469. Пока, правда, для ремонта ранее проданной техники, поскольку для этого подходит относительно более дешевый двигатель классов Евро-2, 3 и 4. Работа выполняется предельно просто, без переделки конструкции автомобиля. Поднятие экологических характеристик мотора откроет новые возможности. А завод уже активно работает над еще более мощным агрегатом объемом 3,6 литра. Тем самым готовясь занять на рынке Союзного государства нишу, пока не освоенную отечественными производителями.

Создание и серийное производство современных дизельных двигателей — задача не только амбициозная, но и крайне важная с точки зрения импортозамещения, выхода с наукоемкой высокотехнологичной продукцией на третьи рынки. И решать ее предприятиям Беларуси и России, конечно, выгоднее сообща. На моторный завод в Минск поступают российские отливки, другие узлы и детали. Совместно с российской компанией «РариТЭК» разработаны перспективные двигатели, работающие на газовом топливе. Первый образец уже готовится к установке на испытательный стенд, а затем двигатель будет проходить эксплуатационные испытания на реальной технике.

Не помешало бы, конечно, включиться в научно-производственную кооперацию и другим белорусским и российским автотракторным НИИ и КБ.

Владимир ЯКОВЛЕВ.

sob@sb.by

Благодаря промышленной кооперации с белорусами Карелия получила инвестиции и новые рабочие места

Белорусский холдинг «Амкодор» вдвое увеличил гарантийный срок на лесные тракторы, которые производятся в Карелии на предприятии «Амкодор‑Онего». Эти машины поставляют потребителям в России.

В июле 2020 года на предприятии белорусского холдинга «Амкодор-Онего» побывал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Собирать лесную технику в Петрозаводске белорусский холдинг начал в прошлом году, выпустив 18 машин. А до этого подписал специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом России и правительством Карелии по организации производства современной лесозаготовительной техники и получил заключение о подтверждении производства выпускаемой промышленной продукции на территории России. В Петрозаводске сборочное производство белорусских тракторов запустили на базе бывшего Онежского тракторного завода. Это предприятие долгие годы выпускало знаменитые гусеничные тракторы «Онежец». Его, кстати, основал еще Петр I. В дореволюционные времена это был оружейный и литейный завод, после 1917 года — машиностроительный и ремонтный, в 1956 году стал тракторным. Но после распада СССР завод не смог выжить. Он долгое время находился в стадии банкротства.

На второй производственной площадке и расположился «Амкодор‑Онего». Здесь собирают харвестеры и форвардеры среднего и тяжелого класса. Это современные машины для лесозаготовительной промышленности, управляемые автоматически. Подобную технику в СНГ практически никто не производит.

Представители белорусского холдинга отмечали преимущества расположения производства в Карелии. Во‑первых, это готовая производственная база, оставшийся потенциал, в том числе и кадровый, удобные логистические схемы. И во‑вторых, отношение властей республики к белорусскому предприятию, предоставляемые преференции.

— Это высокотехнологичное производство. Здесь создается современный комплекс по изготовлению агрегатов, которые станут применять для собственных нужд и поставлять российским и зарубежным производителям дорожно‑строительной и лесозаготовительной техники. Важно, что именно у нас производится техника, которая заместит продукцию, поставляемую сейчас из других стран, — заявил министр экономического развития Карелии Олег Ермолаев.

Первые машины уже успешно работают в регионе, в частности, на базе Карельского центра авиационной и наземной охраны лесов. Трелевочные тягачи готовят делянки под посадку молодого леса.

А вообще на заводе планируют выпускать не только технику, но и комплектующие, а также открыть сервисный центр. Подобное сотрудничество выгодно и для Беларуси, и для России. Первая собирает узлы и направляет в Россию, а вторая — получает лесную технику отечественного производства. Это промышленная кооперация, которая обеспечивает импортозамещение, экономит денежные ресурсы, так как выпускаемые машины дешевле мировых аналогов и не уступают им по качеству.

В прошлом году белорусские форвардеры «Амкодор» получили статус российской продукции. Теперь предприятие может пользоваться всеми мерами государственной поддержки, которые оказывает Минпромторг России.

Светлана ЦЫГАНКОВА.

tsygankova@yandex.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter