Студенты БГУ создают интерактивные школьные опыты в виртуальной реальности

То ли физика, а то ли виденье

Раз — надеваем специальные очки. Два — видим то, чего рядом с нами в действительности нет. Все это о виртуальной реальности, с которой мы сталкиваемся, к примеру, в кинотеатрах на 3D-сеансах. А как можно применить новые технологии в обучении? Есть ответ. Студенты БГУ решили связать смартфоны с очками виртуальной реальности. Что из этого получилось и почему благодаря такому методу появился проект, способный легко объяснить школьникам сложные точные науки, узнала корреспондент «Р». 

Работа над одним виртуальным уроком занимает около двух недель.

Вместе со студентами факультета прикладной математики и информатики пробегаем лестничные пролеты на пути к пятому этажу главного корпуса БГУ. И вот мы в лаборатории кафедры многопроцессорных систем и сетей. Скидывая тяжелые рюкзаки с ноутбуками, студент 4-го курса Дмитрий Аксеник, 2-го курса – Игорь Дорошев и выпускник вуза Александр Бажанов здороваются с завкафедрой Сергеем Марковым и своим научным руководителем Анастасией Гусейновой. Они все вместе работают над одним делом. 


Засветились экраны трех ноутбуков, и парни начинают объяснять, в чем эксклюзивность их стартапа под названием Vedex VR Edutainment. Первым берет слово Дмитрий – он тут студент-руководитель. 

— Все началось в 2016 году, когда Анастасия Сергеевна предложила мне писать курсовой проект по виртуальной реальности (VR). Как раз тогда Саша Бажанов вернулся с литовского хакатона, который был посвящен искусственной реальности. Привез очки и предложил что-нибудь с ними придумать, поэкспериментировать, — парень протягивает их мне. – К тому моменту уже появилось много контента с VR для развлечения, но не для образования. 


Собралась команда из юных разработчиков, маркетологов, моделлеров, преподавателей, чтобы перенести учебники в «искусственный мир». Зачем? Для школьников важна игровая форма обучения — наглядная, простая. Почему бы не сделать ее. Первым «подопытным» стал урок географии. В специальном программном редакторе команда создала виртуальный лес с ориентирами, которые научили бы пользоваться компасом. 

— Получилось сносно, но неприятно было пользоваться. Множество виртуальных моделей и слабый, медленный смартфон — все это давило на глаза. Урок был тяжелый, — подытоживает Саша Бажанов. — Поработали над качеством, «весом» моделей, количеством кадров в секунду – зрительно все улучшилось. И перешли к демонстрационным занятиям: лабораторным экспериментам. 


Уже сейчас готовы два урока физики — один показывает, как ведут себя молекулы газа при нагревании, другой — как движутся частицы под действием электрического поля. Также есть по математике опыт, при котором необходимо построить заданную геометрическую фигуру: будь то параллелепипед или пирамида. Все эти уроки — параграфы из учебников для 8-го и 9-го классов.


Сейчас ребята готовят месячный курс по физике 8-го класса — а это три параграфа — для ребят из школы № 22 Борисова. Поучаствовав в конкурсе социальных проектов Social Weekend, команда получила финансовую помощь, за которую приобрела 20 VR-очков, чтобы давать их ученикам во время тестирования проекта. В будущем они надеются, что любой родитель, школа смогут приобрести свои VR-очки (команда, например, их приобрела за 60 рублей), купить подписку на все уроки, которые появятся, и пользоваться данными проекта. А пока сотрудничают в Минске с гимназией № 29 – там тестируют уроки на факультативах — и школой № 208. В последней консультируются с учителем физики, он выступает рецензентом уроков. 

Ну, как говорится, в наше время такого не было, поэтому прошу также испробовать урок. Ребята дают смартфон с мобильным приложением, которое сами и разработали, выбирают мне задание. Надеваю очки виртуальной реальности и погружаюсь в комнату, в которой вижу большой прозрачный стенд.


— Это проводник. Предположим, мы взяли брусок металла и подключили к батарейке. Электроны начали двигаться по цепи, верно? — спрашивает Дима, что я вижу. — Вот это и есть движение частиц под действием электрического поля. 

Навожу в очках прицел на кнопку «поменять полюса» и пальцем вверху очков (а можно еще использовать и джойстик) нажимаю на кнопку, которая в искусственном мире также срабатывает: частицы поменяли направление движения. 

— Наш проект не имеет аналогов, потому что он интерактивный, — объясняет Анастасия Гусейнова, которой и передаю очки. – Видела в институте Норвегии, как обучают медсестер с помощью 3D-технологий: показывают, как делать ту или иную процедуру. Но больше это похоже на просмотр кино, нежели на участие в процессе. На наших уроках школьники могут, например, подключить прибор к источнику тока, измерить температуру, собрать цепь и увидеть результат своей работы. 

— В приложении можно также ответить на контрольные вопросы и уж точно понять, все ли было ясно. А еще проконтролировать результаты друга, — рассказывает еще об одной функции приложения Игорь. 


Главный замысел команды — заинтересовать школьников предметом. Например, показать работу человеческих органов в уроках биологии. Пока же команда сконцентрирована на физике. Вот Дима корпеет над уроком по параллельному соединению проводников – покажет, что происходит с силой тока и напряжением, если добавлять больше проводников в цепь или изменять их сопротивление. Как? На пустой странице программы сделает зону-сцену и разместит объекты, которые делают моделлеры из IT-школы MyFreedom, после запрограммирует их, чтобы они взаимодействовали с себе подобными и пользователями. 

alinakasel@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter