То, что остается

Ушел из жизни известный режиссер Рид Талипов

Ушел из жизни режиссер Рид Талипов

Он родился в Башкирии, учился начиная с 80-х в Москве, сначала в училище им. Б. Щукина, потом в ГИТИСе, который окончил в 1986 году. Почти тогда же появился в нашей столице. И в 1988 году на крыльях перестройки организовал театр-студию, которая позже получила название Театр-студия «На площади Победы» под художественным руководством Талипова.

Это и в самом деле был концептуальный театр с первоначальной ориентацией на интеллектуальную драму с элементами абсурда. В спектаклях «Стриптиз» С. Мрожека (1988) и «Картотека» Т. Ружевича (1989), внесших тогда небывалую новизну в белорусский театральный процесс, особую роль играли пластика, звук и цветовое пространство, составляющие наполненную особым смыслом ассоциативность. Но уже в следующих трагикомедиях «Яма» по А. Куприну и «Контрабас» по пьесе П. Зюскинда начинают появляться черты тонкого психологизма, которые в конечном итоге становятся главными характеристиками творческого почерка режиссера Талипова.

Из спектаклей, поставленных им в 90-х – 2000-х годах, особенно помнятся «Месяц в деревне» И. Тургенева в Брестском театре драмы и музыки (Гран-при Международного фестиваля «Белая вежа» 1996 года), «Чайка» А. Чехова (Гомельский облдрамтеатр, 1997) и «Иванов» (Минский драмтеатр «Дзе-я?», 2001), «Саломея и ее возлюбленные» (Минский облдрамтеатр, 1998), «Утомленный дьявол» С. Ковалева (Республиканский театр белорусской драматургии, 1999, Гран-при «Белая вежа-99»). Кстати, последний спектакль был поставлен в Польше, в Люблинском театре и пользовался большим успехом у зрителей…

В последнее время авторская режиссура Талипова с его вкусом и традициями, с опорой на тонкое (я бы сказал «антенное») ощущение актерского искусства приводит к тому, что классические (или близкие к ним по уровню) драматургические тексты получают в его спектаклях современную и общечеловеческую трактовку. И это, вкупе со значительными актерскими работами, делает их значимыми, влияет на весь театральный процесс в Беларуси.

Вспоминается 2003 год, Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» и триумф режиссера, который получил приз за лучшую режиссуру спектакля «Вечный Фома» по Ф.М. Достоев-скому в Гомельском облдрамтеатре. Хотя мне, как члену жюри, больше понравился спектакль коласовцев «Катерина Ивановна» по Л. Андрееву в постановке… того же Р. Талипова.

Наша встреча в декабре минувшего года в Витебске тоже впечатлила. Главный режиссер Национального академического драматического театра им. Я. Коласа Рид Талипов показывал свой последний спектакль «Квартет» по Р. Харвуду. Голоса 4 исполнителей сплелись в гармоничный хор… Переплетения психологических состояний… Могучая паутина завораживающих зрителя ассоциаций. И щемящее чувство уходящей жизни…

Теперь он ушел… Но в памяти зрителя, который хоть раз побывал на спектакле режиссера Рида Сергеевича Талипова, думаю, это щемящее ощущение человечности и тонкости останется навсегда. Как и чувство запоздалой благодарности человеку, так много сделавшему для нашей культуры.

Вадим САЛЕЕВ, доктор философских наук, театральный критик, заслуженный деятель культуры РБ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter