Тигр и евфрат в огне

На развалинах Ирака стремительно формируется новая реальность — «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Именно так называется образование, провозглашенное боевиками–исламистами на подконтрольных им территориях Сирии и Ирака.
На развалинах Ирака стремительно формируется новая реальность — «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Именно так называется образование, провозглашенное боевиками–исламистами на подконтрольных им территориях Сирии и Ирака. Исламские радикалы продолжают укреплять свои позиции, расширяя зону присутствия на территории Ирака, причем в их руках оказываются стратегически значимые объекты. В воскресенье им удалось взять под контроль два нефтяных месторождения, а также плотину в районе города Мосул, взрыв которой может привести к затоплению крупнейших городов Ирака. Угроза более чем реальна: на подконтрольной территории боевики ИГИЛ устроили режим террора в отношении шиитов, которых считают вероотступниками, а также тех, кто подозревается в сотрудничестве с марионеточным проамериканским правительством Ирака. Поэтому учинить потоп, который наверняка уничтожит множество «врагов ислама», вполне вписывается в логику действий экстремистов.


В чем причины краха иракской государственности и активизации исламских радикалов? Как и многие современные государства Ближнего Востока и Африки, современный Ирак, по сути, искусственное колониальное образование, границы которого в свое время отчерчивались буквально под линейку. Его населяют разные этнокультурные группы, между которыми накопилось немало конфликтов и противоречий. После свержения Саддама Хусейна все эти противоречия вышли наружу. Политическим силам, приведенным к власти американцами после ликвидации режима Хусейна, так и не удалось сформировать эффективные институты государственного управления, которые могли бы справиться с этими противоречиями. Как следствие, Ирак начал распадаться.

Иракский Курдистан уже де–факто является самостоятельным государством, но проблема в том, что значительная часть курдов проживает на территории Турции, где они подвергаются довольно жестким притеснениям. Появление независимого Курдистана на обломках Ирака неизбежно спровоцирует конфликт с Турцией и дестабилизацию обстановки в этой стране, являющейся одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке.

Но самую серьезную угрозу представляют исламские фундаменталисты, которые стремятся превратить распадающийся Ирак в свою опорную базу. Современная радикализация ислама — следствие неудачного исторического опыта исламского мира в Новое время. Будучи одной из самых развитых цивилизаций Средневековья, в Новое время исламский мир превратился в объект колонизации и хищнической эксплуатации со стороны стран Запада, резко вырвавшихся вперед. Неприглядная реальность многих государств становится питательной средой для исламского радикализма, эксплуатирующего образы славного прошлого и создающего иллюзию простых ответов на сложные вопросы. В Ираке, пережившем диктатуру Хусейна, который втянул страну в ряд кровопролитных конфликтов, и оказавшемся под фактически колониальным управлением американцев после его свержения, почва для радикального «политического ислама» оказалась, как никогда, благодатной.

ИГИЛ может стать серьезным дестабилизирующим фактором для всего Ближнего Востока. Если радикалам удастся закрепиться в Ираке, то этим они, очевидно, не ограничатся. Планы по созданию Халифата от Турции до Ирана уже озвучивались не раз. Греют их душу и мечты о продвижении ислама в Европе (прежде всего, в Испании, где в Средние века существовали исламские государства). Успехи боевиков ИГИЛ наверняка спровоцируют рост активности исламских радикалов и на постсоветском пространстве.

Распадающийся Ирак становится головной болью для всего мирового сообщества.

Всеволод ШИМОВ
shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter