Тернистый путь к единству нации. Часть 5-я

Величественный и славный шлях

Продолжаем фиксировать долгий и тернистый путь становления белорусской нации, заслуживающий уважения в веках. Сегодня — пятая часть стартовавшего в номере за 17 сентября 2022 г. нашего нового совместного проекта с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком.

Заседание Народного собрания Западной Белоруссии в Белостоке.

Народное собрание: единогласное решение

28 сентября 1939 года СССР и Германия подписали Договор «О дружбе и границе», согласно которому устанавливались границы влияния советской и германской сторон. Германия уступила Советскому Союзу западные районы Белостокского воеводства (без Сувалков и большей части Августовских районов), Ломжинский район, восточные части Австраленского и Островско-Мазовецкого районов Варшавского воеводства. В условиях, когда проблема с границами была решена, оставались актуальными вопросы о государственном устройстве, включении западнобелорусских земель в состав СССР, характере народного хозяйства и многие другие. Все их предполагалось решить на Народном собрании, выборы в которое были назначены на 22 октября 1939‑го. Право голоса получили все граждане Западной Белоруссии, мужчины и женщины, достигшие 18‑летнего возраста. По результатам выборов депутатами Народного собрания стали 926 местных жителей, различных по своему национальному составу и социальной принадлежности.
Народное собрание Западной Белоруссии состоялось 28 — 30 октября 1939 года в Белостоке. Оно единогласно приняло Декларацию об установлении советской власти на всей территории Западной Белоруссии и Декларацию о включении Западной Белоруссии в состав БССР.
Агитационный плакат, посвященный  выборам в Народное собрание. 
2 ноября 1939‑го внеочередная, V сессия Верховного Совета СССР, а 14 ноября — внеочередная, III сессия Верховного Совета БССР приняли законы о включении Западной Белоруссии в состав Советского Союза и воссоединении белорусов в пределах одной республики. В результате территория БССР увеличилась с 125,6 до 225,6 тысячи квадратных километров, население республики — с 5,6 до 10,3 миллиона человек.

Изначально предполагалось участие в Народном собрании Западной Белоруссии жителей Вильнюса и Виленского района, но события, происходившие почти за месяц до собрания, внесли коррективы не только в эти планы, но и в границы будущей БССР. 3 октября 1939 года в Москве начались переговоры между правительствами СССР и Ковенской Литвы, итогом которых стало подписание 10 октября 1939‑го Договора о передаче города Вильнюса и Виленского края Республике Литва и о взаимной помощи между Советским Союзом и Литвой. Таким образом, руководствуясь геополитическими соображениями и вопреки воле белорусского народа, советское правительство передало Литве территории общей площадью 6,9 тысячи квадратных километров, что не было поддержано правительствами некоторых европейских государств, в том числе Англии и Франции. Через год, в ноябре 1940‑го, в пользу Литвы отделились еще 2,6 тысячи квадратных километров территории бывшей Западной Белоруссии с населением 65 тысяч человек, в результате чего территория БССР уменьшилась до 223 тысяч «квадратов» и административно делилась на десять областей и 195 районов.
Именно политическая необходимость, позиция Иосифа Сталина определили архитектуру современных границ Восточной Европы вообще и Беларуси в частности. Исключительную роль при этом сыграл белорусский партийный лидер Пантелеймон Пономаренко в 1939 году, когда ему в тандеме с академиком Владимиром Пичетой удалось отстоять у Сталина белорусские притязания на Брест и Пинск, которые украинское советское руководство стремилось включить в состав Украины.
 22 октября 1939 года. Крестьяне деревни Переходы Белостокского уезда на избирательном участке. 

Возрождение бывших «кресов»

 Объявление о выборах на идиш в Белостоке. 
Накануне Великой Отечественной войны на территории бывшей Западной Белоруссии реконструировались немногочисленные ранее существовавшие и строились многие новые промышленные предприятия. Благодаря этому к концу 1940‑го объем валовой промышленной продукции по сравнению с 1938‑м увеличился более чем в два раза. Социалистические преобразования затронули и западнобелорусскую деревню, где более миллиона гектаров земли было роздано малоземельным и безземельным крестьянам с целью дальнейшей организации колхозов.

В результате к середине 1940 года на территории бывшей Западной Белоруссии стало функционировать около 430 колхозов, объединявших свыше 23 тысяч крестьянских хозяйств. Были приложены большие усилия для нормализации положения в социальной сфере. Благодаря действиям советского правительства была создана система бесплатной медицинской помощи, ее на конец 1940‑го оказывали 243 больницы и родильных дома, 207 поликлиник и амбулаторий. В области народного образования была проведена не менее основательная работа, в результате которой в 1940/41 учебном году в Западно-Белорусской области функционировало 5959 школ, из них свыше 4500 — с преподаванием на белорусском языке. Белорусский историк Таисия Довнар констатирует:

«С вхождением западнобелорусских земель в состав Белорусской ССР на эту территорию было распространено законодательство СССР и БССР. Начался бурный процесс советизации общественной, политической и экономической жизни Западной Белоруссии. В то же время новые изменения носили неоднозначный и противоречивый характер. Таким образом, с одной стороны, началась национализация земли и промышленности, насильственная коллективизация сельского хозяйства. Кроме того, стали иметь место антицерковные акции и масштабные политические репрессии, в том числе против белорусской интеллигенции. Однако, с другой стороны, многие экспропри­ированные земли польских помещиков были переданы белорусским крестьянам, начался активный процесс белорусизации системы народного образования и государственных учреждений, что вызвало положительную оценку иностранных деятелей и эмиграционных кругов. Открывались белорусские школы, другие учебные заведения, и их количество постепенно увеличивалось. Также следует отметить улучшение медицинского обслуживания населения, ликвидацию безработицы и др. Вообще, воссоединение белорусского народа в едином государстве стало важнейшим историческим событием предвоенного периода для каждого белоруса».

 Один из избирательных участков в городе Барановичи в день выборов в Народное собрание Западной Белоруссии. 

Зарубежные оценки белорусского воссоединения

Важно знать и помнить, как оценивали события 17 сентября 1939‑го и за пределами нашей страны. В частности, в Лондоне и Париже. Из документов видно, что в отличие от современных «толкователей» их предшественники в европейских столицах не считали Сталина и Советский Союз ответственными за развязывание Второй мировой войны, не отождествляли нацистскую агрессию с освободительным маршем Красной армии. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные в том числе и европейскими историками.
А также тот факт, что немецкий стратегический план военных действий против Польши — план «Вайс» — был разработан еще в апреле — июне 1939 года. То есть немцы напали бы на Польшу в любом случае, был бы пакт Молотова — Риббентропа или не было бы его. Вопрос только один: где проходила бы граница фашистской Германии с СССР, не будь того пакта, — в 30 километрах от Минска или где-то еще?
В европейских столицах того времени считалось, что Советский Союз вышел на линию Керзона, ничего не отняв у других, и что можно и нужно вести переговоры со сталинским правительством и СССР, в том числе о сотрудничестве против нацистской Германии. И это подтверждено документальными источниками в отличие от баек из Instagram, Telegram и других интернет-ресурсов…

Но самое, пожалуй, важное — знать, как восприняли событие 17 сентября 1939‑го белорусские и западнобелорусские политические силы, а также те, кто весьма скептически относился к Советскому Союзу. 24 сентября 1939 года вооруженные части Красной армии приветствовал основатель исторической «Нашай нівы» и Белорусской социалистической грамады, бывший премьер-министр БНР Антон Луцкевич, заявивший: «Беларусь снова стала единой. Никакие границы не разделят уже объединенные белорусские земли».

 На улице одной из деревень Пружанского района в день выборов в Народное собрание.

Белорусские христианские демократы, всегда спорившие с коммунистами и не питавшие иллюзий по поводу сталинского СССР, в то же время однозначно положительно относились к 17 сентября, освободительному маршу Красной армии, объединению Беларуси. И очень тепло приветствовали это событие. В январе 1940‑го, то есть уже после присоединения Вильнюса к Литве (подчеркнем это отдельно!) и их недоступности для советской власти, газета «Крыніца» писала:

«Верасьнёвы разгром Польшчы даў магчымасьць Савецкаму Саюзу выступіць у ролі абаронцы Заходняй Беларусі і Заходняй Украіны ад панскага над імі панаваньня і гэткім чынам направіць несправядлівасьць падзелу Беларусі і Ўкраіны з прад 20‑цёх гадоў… Беларусы і ўкраінцы, вялікарусы і казацтва розных тэрыторыяў з запраўдным захапленьнем спаткалі гэты паход і бралі ў ім удзел, бо мэта яго была добра зразумелай: злучэньнене беларускіх і ўкраінскіх зямель успрымалася як гістарычная справядлівасьць і даўно чаканая неабходнасьць. Шмат хто з раней незадаволеных, як у межах СССР, гэтак і на эміграцыі, шмат чаго дараваў і зноў перагледзеў на лепшае свае адносіны да СССР, адчуўшы свае патрыятычныя памкненні задаволенымі».

Народный поэт Беларуси Максим Танк, познавший польские тюрьмы западнобелорусский революционер и пламенный борец за воссоединение Беларуси, вспоминал:
«Никакие сводки, отчеты, позднейшие свидетельства историков не могут передать того энтузиазма и радости, с которыми трудящиеся Западной Белоруссии встретили Красную армию».

ЗДАРОВА, ТАВАРЫШЫ!

Здарова, таварышы! Доўга чакалi
Мы вас i чакала ўся наша зямля.
Не раз мы выходзiлi ў ciнiя далi,
Не раз мы ўглядалiся ў сонечны шлях!
Пра вас нашы песнi складалicя шчыра,

I колас, засмягшы, у полi звiнеў,
I кожнай вясною, вiтаючы вырай,
Лавiлi усходняга ветру напеў.
Начамi паўзлi да калючага дроту,

Якiм нас хацелi навек раздзялiць,
Мы рвалi яго, звалi вас на падмогу, -
I вы, дарагiя, пачулi, прыйшлi.
Над краем этапных дарог i туманаў,
Над сiнiмi стужкамi блудзячых рэк,

Над хатамi, дзе яшчэ ўчора змярканнем
Зляталася ўсё груганнё на начлег, -
Свабодная песня, парваўшая сiллi,
З напевам арлоў-самалётаў звiнiць.

Здарова, магутныя, зорныя крыллi,
Прынесшыя радасць i шчасныя днi!
Cягоння цымбалы не будуць больш плакаць,
Вясна за сталом загасцiла у нас.
Ад сэрца мы шлём сваё шчырае дзякуй
Сцягам i байцам i паслаўшаму вас.

Максім ТАНК.
Мы должны помнить, что последние точки относительно нашей границы были поставлены после окончания Второй мировой войны. Белорусская ССР стала одним из учредителей Организации Объединенных Наций, наши границы были признаны мировым сообществом.

Но необходимо помнить и нашу национальную боль. Сегодня мы должны говорить искренне, честно и во весь голос, в том числе об актах геноцида поляков, совершенных командирами аковцев (бойцов Армии Крайовой. — Прим. ред.) и постаковского подполья в Виленской, Гродненской и Белостокской областях. 17 сентября 1939‑го произошло объединение белорусских земель, но бывшие правители Западной Белоруссии не смирились с этим фактом. Польское подполье на «кресах всходних» действовало уже в 1939 — 1941 годах. Эта деятельность еще более активизировалась после начала Великой Отечественной войны, польские подпольные структуры приветствовали нападение нацистской Германии на СССР. По их доктрине, Германия была врагом номер один, а СССР — врагом номер два. Они считали, что Германия обязательно уничтожит СССР, а Великобритания и США решат судьбу народов Восточной Европы. И об этом — наш следующий разговор.
(Продолжение следует.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter