Тернистый путь к единству нации. Часть 1-я

Величественный и славный шлях

Год исторической памяти и отмечаемый ныне второй раз День народного единства — отличные поводы еще раз обратиться к своим истокам. И проследить долгий и тернистый путь становления белорусской нации, заслуживающий уважения в веках. Разрываемая не раз геополитическими катаклизмами, она вновь и вновь возрождалась как единое целое, сохранив национальный код и собственное ядро развития. Именно об этом наш новый совместный проект с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.

I Всебелорусский съезд.

Историческое начало государственности

17 сентября — исторический День воссоединения Западной и Восточной Белоруссии. Праздник, который в независимой Беларуси мы будем официально отмечать второй раз. Поговорим сегодня о том, как наши предки подошли к дню воссоединения. Сегодня мы начнем разговор о нашем пути к территориальному единству в трагическом ХХ веке и обретении нашего реального суверенитета. Давайте вспомним те события. Величественный и славный путь. Шаги в нашу страну. В нашу Беларусь.

Все началось в 1917 году. Первым чрезвычайно важным шагом было проведение Всебелорусского съезда — это первая попытка артикулировать белорусскую национальную идею именно в политическом плане. Создание собственной государственности. Это очень важный нюанс. События 1917‑го в исторической судьбе Беларуси состоят еще и в том, что 100 лет назад, в декабре 1917 года, на I Всебелорусском съезде Беларусь была как никогда едина. Наш общенациональный лидер — наш ­Президент — высоко оценил это событие. Вспомним приветствие Александра ­Лукашенко, с которым он обратился к гостям и участникам конференции «События 1917 года в исторической судьбе Беларуси». Само мероприятие проходило в 2017‑м в Белорусском государственном университете.


— События 1917 года способствовали желанию белорусов жить в собственных домах. Идея самоопределения Беларуси, пришедшая снизу, от инициативы масс, нашла свое выражение в созыве I Всебелорусского съезда, — говорится в поздравлении ­Президента. — Это нацио­нальное собрание продемонстрировало самые важные ценности, значимые для нас и по сей день: наше государство, его социальный характер и то, что только народ, его воля, коллективный разум и лидеры могут стать подлинным источником независимости.

­Президент упомянул второй урок белорусской государственности:
— Только единство всех нас, всего нашего белорусского народа является гарантом выбора и сохранения самостоятельного пути развития. 
На Всебелорусском съезде 1917‑го отчетливо прозвучала принципиальная идея создания собственного университета.

— Сегодня мы еще больше понимаем, что без образования, без науки мы не сможем укрепить независимость нашего государства. Ведь ее главная цель — создание не только материальных, но и духовных основ развития Человека, — отметил в приветствии Александр ­Лукашенко.

Таким образом, белорусы стремились иметь свою государственность, но на принципах, объявленных на Всебелорусском съезде. В то время большинство белорусов хотели своей государственности и союза с Советской Россией одновременно. Да, съезд разогнали большевики Западного фронта, потому что они не желали делить власть с представителями белорусского народа. Но съезду удалось состояться и быть столь представительным именно потому, что большевистское центральное руководство, а точнее, Ленин и лично Сталин поддержали его проведение. Делегаты приняли резолюцию о признании советской власти, решили установить в Беларуси республиканский строй, признали центральную власть и не признали облисполком Западной области как прифронтовую структуру.

О продолжателях идей

Разгон съезда был произволом правивших тогда в Минске Мясникова, Кнорина и Ландера. Их позиция подверглась резкой критике в Петрограде, они потребовали нового съезда. Естественно, что критика исходила с подачи тех белорусских деятелей, которые сами участвовали во Всебелорусском съезде. 31 января 1918 года, согласно декрету Ленина, в Петрограде создан Белорусский народный комиссариат — Белнацком при Наркомате по делам национальностей, его возглавил Сталин. Именно этот орган сыграл исключительную роль в создании белорусской советской государственности.

Манифестация в революционные дни. Могилев, 1917 год.

Но нельзя считать только основателей БНР продолжателями идей I Всебелорусского съезда.
Более того, Рада БНР фактически не имела демократического мандата и легитимной правопреемственности с Всебелорусским съездом, поскольку он никогда не озвучивал требований о независимости. Белнацком был законным продолжателем идей Всебелорусского съезда.
Главное здесь, я считаю, — стать государством в условиях иностранной оккупации было невозможно. Напомню список причин провала политического проекта БНР. Немцы идею БНР не поддержали, хотя ее руководители рассчитывали на их защиту. Это первое. Во-вторых, не было общественной поддержки. Те люди, которые создали БНР, представляли политические силы, проигравшие выборы в Учредительное собрание. Партии, участвовавшие в создании БНР (в первую очередь БСГ), силу потеряли. Кроме того, не было поддержки со стороны других партий региона. Уставная грамота от 25 марта о независимости Беларуси — вынужденный шаг, инициированный Антоном Луцкевичем под влиянием внешних причин. Можно выделить три такие внешние причины: проект польско-германской сделки «Беларусь для Познанского края», вероятность раздела Беларуси между Польшей и Советской Россией, притязания Литвы на белорусские земли. Непосредственными импульсами к принятию 3‑й Уставной грамоты 25 марта послужили Брестский мир, признание Германией независимости Литвы 23 марта 1918 года.

Несостоявшаяся попытка независимости на штыках

В тот же день из Берлина пришло сообщение, что Германия не признает БНР. Кстати, в свое время такой крупный специалист по проблеме, как Круталевич, отмечал несовместимость учредительных документов БНР и Брестского мирного договора. Другое дело, что, безусловно, 25 марта 1918‑го 3‑й Устав был событием исключительной важности. Впервые в политической истории Беларуси продекларировали право нашего народа на независимое государство.
По идее, это событие должно нас объединить, но противники действующей власти сделали все возможное и невозможное, чтобы исказить и фальсифицировать эту дату и событие в своих утилитарных целях.
Это их предшественники во времена гитлеровской оккупации Беларуси создали хулиганский и гнусный миф о БНР как марионетке немцев, как подарке кайзера белорусскому народу. Этот миф популярен и сегодня. Но были и другие люди — наши национальные герои, достойные самой уважительной чести благодарных потомков. До мая 1918 года наркомом Белнацкома был Александр Червяков. Большинство в руководящем органе составляли именно участники Всебелорусского съезда. Вспомним имена самых знаковых белорусских деятелей: Богданович, Вазила, Дворчанин, Душевский, Жилунович, Канчар, Лагун, Соболевский, Тарашкевич, Турук, Устилович. Без этих людей не было бы белорусской советской государственности, которую они воплотили в реальность, несмотря на оскорб­ления, клевету и противодействие со стороны руководства Западного региона.

БНР: кто же она?

Можно ли говорить о БНР как о госструктуре? Думаю, нет. Отдельные публицисты соглашаются даже на советскую оккупацию БНР. Иначе как исторической мифологией это назвать нельзя. Советской оккупации БНР не было, потому что БНР как реального государства не существовало. БНР был политическим проектом белорусских политиков, а не немецких, но таковым политическим проектом и остался. Здесь можно полностью согласиться с белорусским политологом Сергеем Богданом: «БНР была только проектом, потому что ни одно правительство БНР не могло эффективно контролировать хотя бы один участок земли, на который оно претендовало, или формировать институты независимого государства».

Политическая сила БССР

Создание БССР шло параллельно с созданием БНР и инициировано белорусскими национальными деятелями, которые были более прагматичны и реалистичны, чем их оппоненты из лагеря БНР. И они в отличие от своих оппонентов добились настоящего успеха.
Как видим, зарождение белорусской государственности, как и попытки ее реализации, — в решениях Всебелорусского съезда. После его разгона ни те, кто провозгласил Белорусскую Народную Республику, ни те, кто начал работать в Белнацкоме в Петрограде 31 января 1918 года, не прекратили работу над мерами по реализации идеи белорусской государственности. Было два течения, которые не только сталкивались друг с другом, но и взаимодействовали. И правительство БНР Антона Луцкевича в 1918‑м, и более позднее правительство Вацлава Ластовского также вели переговоры с Совнаркомом и Белнацкомом. Кстати, СССР, объявленный 1 января 1922 года, также заявил о своем статусе независимого государства.

Делегаты I Всебелорусского съезда Советов, принявшие первую белорусскую Конституцию 4 февраля 1919 года.

Среди белорусских политиков после революции 1917‑го и восстановления Польши как государства выделилось два течения. Пропольские, которых было меньшинство, и те, кто считал, что нужно с оружием в руках защищать свою землю от польских империалистических устремлений. В первых рядах борьбы с польскими оккупантами были белорусские эсеры — белорусская партия социалистов-революционеров. Они были ярыми сторонниками белорусской независимости, сторонниками БНР — Белорусской Народной Республики.
При этом они очень рано поняли, что абсолютное зло, не дающее белорусам ни единого шанса создать государство и сохранить свою национальную идентичность, — это польские оккупанты.
После ухода немцев и первой оккупации Беларуси Пилсудским в 1919‑м они стали действовать решительно с оружием в руках, объединившись в том числе с коммунистами. Уже осенью 1919 года белорусские эсеры подписали соглашение с большевиками в Смоленске. По этому соглашению они брали на себя обязанность бороться с захватчиками и готовить восстание в польском тылу.

Роль белорусских эсеров

Белорусские эсеры получали от большевиков крупные суммы и тратили их на пропагандистскую работу среди белорусского крестьянства. Организованы и вооружены повстанческие отряды. В начале ноября 1919‑го эсеры организовали в Минске нелегальную конференцию. В результате в декабре того же года они взяли под контроль Раду БНР, вытеснили из нее пропольские элементы и сделали председателем Рады Вацлава Ластовского.
4 марта 1920‑го в Минске состоялась очередная нелегальная конференция эсеров. На ней решили вступить в союз с большевиками и вести с последними переговоры об общей борьбе против поляков. Был создан повстанческий комитет, в который вошли и белорусские коммунисты.
Эсеры вели большую работу среди крестьянства, организовывали партизанские отряды. В апреле того же года Полута Бодунова, один из руководителей Белорусской партии эсеров, заместитель председателя Рады БНР, уже вела в Москве переговоры с руководством Советской России. А эсерам была оказана помощь против общего врага. Только на агитационную работу они получили сумму 250 000 рублей. Но, несмотря на все попытки Бодуновой, большевики отказались признать правительство Ластовского. А также поддерживать создание БНР, расширяя ее территорию на восток.

Приход красной зари

Весной 1920‑го на польско-советском фронте произошли перемены. Польские войска начали наступление на Полесье. Они захватили Мозырь, Калинковичи. 28 апреля 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) утвердило план военных действий против Польши. 14 мая началось наступление Западного фронта в Беларуси. Минск был освобожден 11 июля, Вильнюс — 14 июля, Гродно — 19 июля, Брест — 1 августа. Летом 1920‑го Красная армия провела успешное наступление на Варшаву и Львов. Но вскоре произошло так называемое чудо на Висле. 14 — 16 августа 1920 года польское командование угрожало фланговым ударом окружить Варшавскую группу советских войск. Красная армия начала отступать. 21 августа польская армия заняла Брест. Начались переговоры о заключении перемирия, которые сначала велись в Минске, а затем переместились в Ригу. Минск освободили от польских войск в июле 1920‑го. Была создана комиссия для подготовки декларации о провозглашении белорусской государственности. В ее состав вошли четыре представителя от Белорусской партии социалистов-революционеров, по два — от ЦК КП(б), от Белорусской коммунистической организации и от Бунда.

Текст первой белорусской Конституции.


Торжественное объявление БССР состоялось 31 июля 1920 года в помещении городского театра. Была провозглашена Белорусская республика, но только в границах Бобруйского, Борисовского, Игуменского, Минского, Слуцкого и Мозырского уездов. Вот почему декларацию о независимости БССР не подписали представители БПС-Р, которые требовали независимости БССР в национальных границах.

Трагедия Рижского мира

События августа 1920‑го на польско-советском фронте подтолкнули противоборствующие стороны к мирным переговорам. Такие переговоры начались 17 августа 1920 года в Минске. Условия были неблагоприятными для советской делегации. 16 августа польские войска перешли в контрнаступление и 21 августа заняли Брест. Советская делегация настаивала на проведении советско-польской границы в соответствии с линией Керзона с небольшими уступками в пользу Польши в районе Белостока и Хелма в Украине. Польская делегация с этим не согласилась и 25 августа выехала в Варшаву. Переговоры продолжались в Риге с 17 сентября. Позиции польской делегации были укреплены новым наступлением войск, которые в сентябре овладели Березой, Волковыском, Пинском. 23 сентября глава советской делегации А. Иоффе получил телеграмму Ленина с требованием в десятидневный срок дать реальную гарантию мира. 18 сентября в Ригу для участия в переговорах выехали председатель ВРК БССР Червяков и секретарь ВРК Клишевский. Однако польская делегация не признала их авторитет.
Делегация БНР, прибывшая в Ригу 5 октября (Цвикевич, Пигулевский), также не была допущена к участию в переговорах. Судьба Беларуси решалась без представителей страны. Переговоры с польской стороной вела российско-украинская делегация.
23 сентября опубликовали заявление ЦК РСФСР, в нем предлагалось подписать до 5 октября предварительные условия мира на началах самоопределения для всех областей, «границы которых оспаривались во время войны». Был подтвержден принцип независимости Украины, Литвы и Беларуси. Центральный комитет согласился определить границу с Польшей «намного восточнее линии Керзона». 12 октября 1920 года подписаны соглашение о перемирии и предварительные условия мира. Была утверждена государственная граница, подтверждены независимость Украины и Беларуси, боевые действия прекратились через шесть дней (18 октября). В это время польские войска вновь заняли Минск (15 октября), а 17 октября оставили город. По условиям перемирия Минск остался на советской стороне. Переговоры между делегацией Советской России и польскими дипломатами длились пять месяцев, и только 18 марта 1921‑го в Риге подписали мирный договор.

Этнические земли Беларуси были разделены на три части. Почти половина территории Беларуси отошла к Польше (98 815 тыс. кв. км с населением 3171 млн человек). Белорусская Республика как суверенное государство существовала на территории шести уездов площадью 52,4 тыс. кв. км с населением 1544 млн человек. Территории Витебской и Могилевской губерний вошли в состав РСФСР.
Разрыв единого этносоциального организма белорусской нации явился серьезным препятствием в государственном строительстве Беларуси.
(Продолжение следует.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter