Тернистый путь к единству нации. Часть 2-я

Величественный и славный шлях

Продолжаем фиксировать долгий и тернистый путь становления белорусской нации, заслуживающий уважения в веках. Сегодня — вторая часть (начало в номере за 17 сентября) нашего нового совместного проекта с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.

«Польский вклад» в эпоху белорусизации

Раздел Беларуси в 1921 году в Риге стал национальной трагедией для всего белорусского политического движения. И он же выявил два принципиально разных подхода к судьбе нашего народа: польский, который отрицал право белорусов называться народом и право наших людей на государственность и независимость, и советский, который поддерживали белорусские патриоты-коммунисты.
Поляки, в отличие от большевиков, не собирались идти навстречу белорусским стремлениям к собственной государственности — главное различие этих двух подходов.
Ссылаясь на обстоятельные работы польского историка Романа Вапиньского, московский историк, уроженец Полоцка Юрий Борисенок показывает, что федералистская концепция польского руководителя Юзефа Пилсудского — не более чем пропаганда. Никакой серьезной поддержки идеи независимости Беларуси у Пилсудского не было, как никогда не было и реального стремления к созданию государства, построенного на принципах федерализма.
Именно польская политика и нежелание варшавского правительства идти на уступки в национально-государственных устремлениях белорусов и украинцев предопределили принципиально иной подход со стороны прагматичной части советского руководства.
Именно такими прагматиками стали в то время нарком по делам национальностей Иосиф Сталин и нарком иностранных дел Георгий Чичерин. Предложенные ими проекты белорусизации и украинизации давали значительные преимущества в борьбе за сердца и души белорусов и украинцев. Примечательно, что в той или иной степени политика, заложенная в ту эпоху, просуществовала до распада СССР.

Георгий Чичерин.
И даже после срыва директивной фазы белорусизации в 1930‑е годы белорусский язык не был исключен из сферы образования, науки и пропаганды. Никто не ставил под сомнение факт существования новой белорусской элиты как отдельного национального субъекта политической элиты СССР.

Идейное единство во имя Родины

При этом всем белорусским политикам-реалистам было ясно, что освободиться от польского гнета без воссоединения с БССР невозможно. Понимало это и руководство провозглашенной в 1918 году (еще в условиях предыдущей, немецкой оккупации наших земель) Белорусской Народной Республики. Осенью 1925‑го Совет Министров БНР принял постановление о самоликвидации и признал «Минск единственным центром возрождения Беларуси». Акт правительства БНР о самороспуске был основан на решении 2‑го политического собрания в Берлине, которое также состоялось 15 октября 1925 года. Делегаты решили:

«В связи со сложившимся положением Белоруссии, западная часть которой находится под оккупацией Польши, а восточная создает Белорусскую Советскую Республику в составе Социалистического Советского Союза, с целью объединения всех сил народа за ее полное национальное и социальное освобождение в полном согласии с областными белорусскими организациями, — объявить с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и прекратившим свою деятельность».
Было объявлено, что любые попытки активно бороться с Минском являются «предательством белорусского освободительного движения».
Конференция не признала Рижский мир, раздел Беларуси и считала воссоединение территорий Западной Белоруссии, занятых польскими империалистами, важнейшей задачей. По сути, все белорусские патриоты тогда отказались от собственных амбиций во имя реализации самой главной идеи — воссоединения Родины.

Гладко было на бумаге…

Впрочем, решения БНР ни в годы ее создания под немецкой оккупацией, ни в эмиграции затем значения не имели: Белоруссия была по живому разрезана решениями Рижского договора. Кстати, в псевдоисторической литературе можно прочитать, как хорошо жилось белорусам в межвоенной Польше. Ну и, соответственно, о том, что 17 сентября произошла оккупация Западной Белоруссии Советским Союзом, а сами белорусы, мол, этого совсем не хотели. Но как все это было на самом деле?

Права белорусов как национального меньшинства в Польше были гарантированы несколькими международными, в частности Парижским (1919 г.) и Рижским (1921 г.), договорами. Но благие намерения остались на бумаге.
Фактически на территории Западной Белоруссии во время ее пребывания в составе Польши был установлен военно-полицейский режим, который осуществлялся с помощью государственного аппарата польского государства.
Дискриминация — вот правильное определение положения белорусского населения в составе Речи Посполитой. Польское законодательство ясно свидетельствовало об этом. Ряд законодательных актов расширил полномочия местной администрации, полиции и следственного аппарата в борьбе с национальным движением на белорусских землях. В Западной Белоруссии царили жесткий политический режим и полицейский террор. Репрессиям в первую очередь подвергались коммунисты или сторонники коммунистического движения. По уголовному кодексу от 11 июля 1932 года членство в коммунистической партии каралось вплоть до пожизненного заключения. Пособничество коммунистам наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет.

Кровавое «усмирение»

По всей территории «кресов всходних» свирепствовали карательные экспедиции под названием «пацификации». Во время таких «умиротворений» полиция разрушала дома крестьян, уничтожала их имущество и продукты, производила массовые расстрелы. Жителям таких деревень запрещалось по вечерам разводить костры, собираться вместе по нескольку человек, выходить в соседние деревни. Ведущая роль в проведении террора принадлежала тайной политической полиции — дефензиве. Она широко использовала методы провокаций, клеветы, запугивания и физических пыток.

Прислушаемся к выводам белорусского историка права Таисии Довнар:

«Постепенно политический режим в Польше приобрел черты тоталитаризма, о чем свидетельствует законодательство. Ряд законодательных актов расширил полномочия местной администрации, полиции и следственного аппарата в борьбе с национальным движением на белорусских землях. По закону от 14 февраля 1928 г. полиции и вооруженным силам разрешалось применять оружие для разгона шествий и демонстраций. Постановление президента и Совета министров от 17 июня 1934 г. разрешало любому лицу, подозреваемому в антигосударственной деятельности, по представлению властей «задерживать и принудительно содержать в местах изоляции на срок до трех месяцев».

Этот срок мог быть продлен еще на три месяца… При этом белорусов упорно выдавливали из политической жизни. Так, на выборах 1922 года в сейм Польши из 444 депутатов было избрано только 11 белорусов, а в сенат из 111 — трое. На следующих выборах, в 1928‑м, в сейм было избрано десять белорусов, в сенат — двое. А на выборах 1935 и 1938 годов не был избран ни один белорус.

Подписание Рижского договора.
По польской Конституции 1935 года избирать и избираться в парламент могли только граждане, имевшие высшее или среднее специальное образование, офицерское звание или занимавшие руководящие должности в госаппарате. Разумеется, в таких условиях ни крестьяне, ни рабочие не имели права голоса.

Всей грамадой — против беспредела

Но белорусы мириться с таким положением вещей не желали. Противостояние польскому произволу возглавили Коммунистическая партия Западной Белоруссии (КПЗБ) и ее же Коммунистический союз молодежи (КСМЗБ). Они имели сильное влияние на различные массовые организации демократического и национально-освободительного направления. Особо значительным успехом левых белорусских политиков стало создание в 1925 году массовой легальной революционно-демократической организации Белорусской крестьянско-рабочей грамады. Ее программа содержала требования: самоопределение Западной Белоруссии, объединение ее с БССР, создание крестьянско-рабочего правительства, конфискация помещичьих и церковных земель, передача их в государственную собственность, раздача земель без выкупа между мелкоземельными крестьянами и крепостными. А также прекращение политики осадничества (о ней чуть ниже), восьмичасовой рабочий день, национальное равноправие и образование на родном языке, свобода совести, отделение церкви от государства и другие.

Главным средством освобождения рабочих объявлялась открытая борьба против эксплуататоров на основе союза рабочих и крестьян. БКРГ стала самой массовой белорусской национальной партией за всю историю партийного строительства в Западной Белоруссии. В январе 1927 года Грамада объединяла более 2000 ячеек численностью около 120 000 человек. Действовали 18 райкомов БКРГ.

Грамада проводила митинги и демонстрации крестьян против налогового гнета и аграрной политики польских властей, за создание белорусских школ. Ее стремительный рост и успехи в руководстве борьбой белорусов за национальное достоинство вызвали жесткие ответные меры. Начались репрессии. В январе 1927‑го власти приступили к ликвидации групп и комитетов БКРГ. Массовые аресты активистов прошли по всей стране. Грамада была официально запрещена, более 400 ее лидеров и активистов предстали перед судом. В 1927 — 1929 годах прокатились судебные процессы против членов БКРГ, тюрьмы были переполнены героями национального сопротивления…

Карикатура 1921 года на позорный рижский раздел Белоруссии между Польшей и большевиками.

Аграрно-сырьевой придаток, или Осади назад!

В польском государстве так называемым «кресам всходним», в которые входила Западная Белоруссия, отводилась роль аграрно-сырьевого придатка более развитых туземных районов Польши. Так, в Виленском, Новогрудском и Полесском воеводствах, на долю которых приходилось 23 процента всей территории государства и 11 процентов его населения, имелось лишь 2,8 процента предприятий Польши.

Экономическая политика в сельском хозяйстве по отношению к Западной Белоруссии также носила явно дискриминационный характер. В условиях объявления частной собственности на землю экономической основой государства более половины крестьян Западной Белоруссии относились к разряду малоземельных или безземельных. Политика осадничества, начатая еще в 1920‑м на основании специального Закона от 17 декабря 1920 года «О выделении земли солдатам польской армии, отличившимся в войне против России», заключалась в переселении из центральной Польши в восточные районы страны — в том числе и на белорусские земли — отставных солдат Войска Польского (оседании их на этой территории) и предоставлении им земли. В 1920‑х годах эта политика приобрела масштабный характер. Около 40 процентов земли в Западной Белоруссии принадлежало помещикам или государству. Государственные земли предоставлялись осадникам, как и значительные льготы в области налогообложения, получения займов. При этом основное налоговое бремя легло на местное крестьянство.

Внешний вид жилища крестьянина-бедняка в предместье Глубокого.

«Хлеб траякі: белы, чорны і ніякі»

Руководство Польши на территории Западной Белоруссии проводило великодержавную шовинистическую политику. Не признавая белорусов как нацию, оно ставило целью полностью ополячить весь белорусский народ.
Подобные действия можно квалифицировать как нациоцид — насильственную ассимиляцию, уничтожение национального самосознания. Такие меры должны были превратить белорусов в поляков, уничтожить нашу память и культуру, наше самосознание.
Белорусский язык постепенно изымался из употребления не только государственными органами, но и в местном самоуправлении, а также в учебных заведениях. При приеме на должности в органы местного самоуправления предпочтение отдавалось полякам — как правило, переселенцам из центральных и западных воеводств Польши.
До оккупации Польшей в Западной Белоруссии действовало около 400 белорусских школ, две учительские семинарии и пять гимназий. Целенаправленная политика дискриминации и полонизации белорусского населения привела к тому, что в 1939 году в Западной Белоруссии на четыре миллиона белорусов не было ни одной белорусской средней школы, высшего учебного заведения, национального театра или библиотеки.
Белорусские газеты закрывались буквально после выхода нескольких номеров. Польский стал официальным языком во всех государственных учреждениях. Ведущую роль в полонизации белорусского населения сыграла и католическая церковь. Стоило белорусу сменить веру с православной на католическую, как польские власти автоматически причисляли его к польской национальности.

После восстановления Польши как государства в 1918 году ее территория была объявлена ​​Ватиканом миссионерской территорией, где должна была вестись работа по распространению новой унии (по сравнению с Брестской церковной 1596 года) — неоунии. В соответствии с этой неоунией продолжался процесс объединения православной и католической церквей и создания на их основе церкви униатской. В суды подавались безосновательные иски о возврате католикам православных храмов, монастырей и церковного имущества. Из 500 православных храмов, существовавших в регионе до 1924 года, более 300 были преобразованы в католические и униатские.
В 1932 году польское правительство по согласованию с Ватиканом приняло секретное решение о том, что «задача обращения Востока в католицизм, как и в прошлые века, остается «исторической миссией» польского государства».
Пытаясь сломить патриотизм белорусского духовенства, со второй половины 1920‑х годов польские власти стали все чаще применять против их деятельности полицейские и судебные репрессии. Например, за регистрацию рождения детей на белорусском языке в качестве санкции «за подделку документов» могло быть применено лишение свободы.

Вот такая «сладкая» жизнь была у белорусов, когда их землю оккупировала Польша. В Столбцовском и Несвижском районах я в детстве слышал от своих родственников, простых белорусов, характерную поговорку:

«Як жылі за царом — пілі чай з пірагом,

Як прыйшлі палякі, сталі есці хлеб траякі.

Белы, чорны і ніякі».

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Теоретическая платформа белорусизации принадлежит Иосифу Сталину — тогдашнему наркому по делам национальностей. Ее реализация началась с его директивы, озвученной 10 марта 1921 года. В докладе на X съезде РКП(б) Сталин поставил точку в дискуссии о существовании отдельного белорусского народа и отдельного белорусского языка как реально существующего в объективной действительности.

(Продолжение следует.)
Тернистый путь к единству нации. Часть 1-я
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter