Тайны павильона номер восемнадцать

На ВВЦ после реставрации открылся Белорусский торгово-выставочный центр

«Беларусь — москвичам» — под таким девизом в столице России прошла масштабная выставка–ярмарка белорусских товаров, завершившаяся в минувшее воскресенье. Но изюминка события в том, что работала ярмарка и представляла продукцию более чем 40 предприятий Беларуси в новеньком, только что отреставрированном павильоне Всероссийского выставочного центра. И хотя в официальных бумагах администрации ВВЦ здание это казенно значится как «павильон N 18», но фактически вот уже 75 лет оно носит имя Беларуси.


Обозревателя «СОЮЗа» по сверкающим после ремонта залам и коридорам провел Владимир Тишуров, генеральный директор Белорусского торгово–выставочного центра на ВВЦ.


Но сначала напомним, что в бытность СССР на ВДНХ (прежнее название ВВЦ) каждая союзная республика имела собственный выставочный корпус, в котором и демонстрировала широкой публике свои народнохозяйственные победы. После распада Советского Союза эта практика прекратилась, а помещения надолго заняли разномастные торговцы–временщики, которых, естественно, нисколько не волновало будущее этих замечательных зданий.


Строения ВДНХ — а многие из них наделены статусом исторических памятников федерального значения — за минувшие годы пришли в упадок. И что с ними делать, никто толком в российском правительстве не представлял. Пока пару лет назад Владимир Путин не предложил своим коллегам из бывших советских республик взять эти павильоны в аренду на 50 лет за символическую плату — 1 рубль в год. Правда, с условием восстановить за свой счет их прежний облик. Согласились практически все, но вот вкладывать деньги в дорогостоящую реставрацию никто не торопился. Активней всех за дело взялись представители Армении и Беларуси. Армяне, правда, попросили в аренду не свой бывший павильон, а павильон горняков, а, отремонтировав его за деньги инвесторов, превратили в большой торговый центр с магазинами и ресторанами.


— Конечно, у них в чистом виде коммерческий проект, — считает Владимир Тишуров. — Мы же не пошли этим путем, а решили действовать по–другому: создать на базе павильона этакий компактный многофункциональный комплекс, оазис, если хотите, Республики Беларусь, где можно было бы представлять россиянам не только продукцию, сходящую с конвейеров наших предприятий, но и познакомить всех желающих с белорусской культурой и искусством.


И вот завершена реставрация внутренних помещений.


— Для нас это не только коммерческий проект, но и проект, показывающий нерушимое единство двух братских народов, — продолжает Владимир Тишуров. — Поэтому и восстановление павильона ведется на бюджетные средства...


На первом этапе были отреставрированы офисные помещения, а в октябре 2011 года начался второй этап — работы в главном зале.


Дело осложнялось тем, что нельзя было просто привести павильон в божеский вид и ограничиться этим. Нет. Поскольку здание архитектурный памятник, то все работы строго контролировало Министерство культуры РФ, которое жестко требовало абсолютно точного воссоздания исторического облика.


— Наиболее трудоемким стало восстановление вот этого огромного узорчатого потолка центрального зала, — показывает Владимир Тишуров. — Видите, он сейчас белого цвета, а был практически черным. Каждая плиточка прошла четырехступенчатую процедуру отмывания и отбеливания. А сколько времени у реставраторов заняла работа по восстановлению первоначального облика вот этих монументальных колонн, окон!..


— Единственно, в чем нам дали послабление, — говорит директор, — это разрешили покрыть старый пол вот этой новой керамической плиткой. Однако с тем условием, что в любой момент мы должны быть готовы снять это покрытие и восстановить первоначальное.


Впереди третий этап реставрации, в ходе которого требуется привести в порядок внешний облик павильона. Сейчас в Правительстве Беларуси решается вопрос о выделении на это необходимых средств.


По словам Владимира Тишурова, наступает очень серьезный этап восстановления, поскольку многие элементы украшены майоликой, много скульптур... Требуется всему вернуть первозданный вид, а там, где утрачены те или иные фрагменты архитектуры, изготовить такие же. К примеру, изначально фасадную колоннаду, выходящую на центральную аллею ВВЦ, украшали скульптурные группы, изображавшие белорусских партизан. Они, к сожалению, потеряны и остались только фотографии.


— Работы еще очень много. По подсчетам, на восстановление внешнего облика павильона требуется еще 415 миллионов российских рублей, — говорит директор.


Это большие деньги, считает он, поскольку организация ярмарок и торговля в павильоне не приносит значительной прибыли. Сегодня уже мало кто из москвичей и гостей столицы приезжает на ВВЦ за покупками, как это было еще лет 10–15 назад. К тому же за разовый въезд на машине на территорию администрация выставочного комплекса взимает плату в 400 рублей. А много ли унесешь в авоськах в руках? Поэтому и контингент посетителей ВВЦ сегодня другой: люди все чаще приходят сюда именно как на выставку или как в своеобразный развлекательный городок, наполненный аттракционами.


— Проблем хватает, — сетует Владимир Тишуров. — Например, до того как российское правительство приняло постановление отдать павильоны в аренду за рубль в год, с нас брали довольно приличную арендную плату. Повторяю, никакой прибыли мы здесь практически не получали, а сумма за аренду постепенно достигла 30 миллионов рублей. Почему не платили? Потому что российские власти с самого начала работ обещали решить проблему аренды. А мы, в свою очередь, предлагали зачесть задолженность в счет тех денег, которые Беларусь потратит на реставрационно–восстановительные работы, а это более 350 миллионов российских рублей только на первых этапах и еще 415 на завершающем. Для Беларуси это огромные деньги. Вопрос, увы, не решился до настоящего времени, хотя понимание наших проблем было на всех уровнях власти.


...Если попытаться заглянуть в будущее, то, возможно, когда–то страны СНГ отреставрируют, наконец, все свои прежние выставочные павильоны и соответственно заполнят их. Вот тогда ВВЦ превратится в настоящий островок бывшего СССР. Пожилые будут приходить сюда и ностальгировать по потерянной стране, а молодые — чтобы лучше понять историю и суть утраченной империи, некогда занимавшей шестую часть суши планеты Земля.


ДОСЬЕ «СОЮЗА»


Павильон «Республика Беларусь» (прежде — Белорусская ССР) на ВВЦ — исторический памятник всероссийского значения. Впервые построен из дерева в 1937 году к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Во время Великой Отечественной войны и до 1949 года павильон был закрыт. Возведен заново из камня к выставке 1954 года архитекторами Г. Захаровым и З. Чернышевой. Это трехъярусная постройка с монументальной колоннадой и скульптурой «Родина–мать» работы А. Бембеля. В центре фасада — декоративный щит с гербом бывшей Белорусской ССР. С начала 90–х годов здание использовалось как торговый павильон. В 2006 году ЗАО «БелТВ и ИМЦ» было уполномочено Минторгом Беларуси выступить в роли заказчика реставрации.


Александр Бушев


bush@ rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter