Ситуация на границе, наполнение республиканского бюджета и планы по переориентации белорусских грузов. Подробности встречи Президента с председателем ГТК

Таможня как зеркало экономики

Президент принял с докладом председателя Государственного таможенного комитета Юрия Сенько. Обсудили не только работу ведомства, положение дел в пунктах пропуска, но и ряд других актуальных вопросов, в том числе обстановку на границах Беларуси со странами Балтии, Польши и Украины. Но прежде Александр Лукашенко поинтересовался предварительными итогами работы ГТК, чтобы в разрезе деятельности таможенной службы оценить ситуацию в экономике в целом:

— Вы понимаете, что таможня — это в большей степени, чем другие ведомства, зеркало нашей экономики.


Транспортные потоки восстанавливаются

Нынешний год выдался непростым для всех рынков. Эпидемиологическая ситуация повлекла снижение деловой активности. Многие наши экономические партнеры с весны остановили производства, позакрывали предприятия. Как следствие, сократились грузопотоки и уменьшились объемы торговли. Все это таможенники в силу специфики своей работы ощутили одними из первых. С наступлением лета началось экономическое оживление. И сегодня стоит задача максимально быстро наверстать упущенное, чтобы по итогам года как минимум выйти на прошлогодние показатели. В связи с этим Александр Лукашенко поставил перед Юрием Сенько ряд вопросов:

— Какие у нас есть узкие места? Как мы развиваемся в сложных условиях мирового кризиса, связанного прежде всего с пандемией? И что, с вашей точки зрения, надо предпринять в ближайшее время, чтобы удержать экономику в этом году?

Юрий Сенько доложил: за восемь месяцев этого года через таможенную границу Беларуси со странами Балтии, Польши и Украины проследовало свыше 70 миллионов тонн грузов, что на 15 процентов ниже по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

— На это повлияла в том числе Россия, которая на 30 процентов снизила объем поставок нефтепродуктов для стран Западной Европы. Наше уменьшение экспорта и импорта произошло только на 10 процентов, — уточнил Юрий Сенько.

Сокращение коснулось в основном перевозок железнодорожным транспортом. На автомобильных пунктах пропуска ситуация на границе практически не отразилась. Не считая разве что начального периода пандемии, когда отмечалось общее снижение покупательской активности населения как в Европе, так и в странах ­ЕАЭС. Однако уже с июня, по словам Юрия Сенько, транспортные потоки начали восстанавливаться, прибавляя примерно по 300 машин в сутки:

— Пропускная способность наших пунктов пропуска позволяет это все оформлять. В первоочередном порядке принимаются к оформлению грузы медицинского назначения, которые следуют в адрес белорусских субъектов хозяйствования и в страны ­ЕАЭС.

Глава государства интересуется, какова ситуация в связи с прогнозируемой второй волной пандемии. Юрий Сенько подчеркнул, что, по статистике, границу пересекает все больше транспортных средств, однако везут, как правило, потребительские товары меньшей стоимости.

Пункт пропуска «Урбаны».

Логика и логистика

Отдельно речь шла о ситуации на границах с Литвой, Латвией, Польшей и Украиной. Вопрос поднят неспроста. Некоторые наши соседи уж слишком часто стращают нас всевозможными ультиматумами и санкциями, забывая при этом, что Беларусь может и ответить. В том числе, например, переориентировать свои грузопотоки на российский вектор. Александр Лукашенко привел такие данные:

— Почти 40 процентов грузовиков, которые везут грузы в Беларусь, в этом году идут из Литвы и Латвии. Это огромный объем. Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть.

Напомним, на недавней встрече Александра Лукашенко с губернатором Ленинградской области белорусская сторона предложила построить совместный терминал в морском порту этого российского региона. Российские партнеры проект поддерживают, надо лишь согласовать железнодорожные тарифы. По словам Главы государства, Беларусь и Россия сейчас как раз обсуждают переориентацию белорусских нефтепродуктов, калийных удобрений и других товаров с балтийского направления на порт Усть-Луга:

— Как таможенный комитет видит переориентацию этих грузов? И в развитие этого — наши логистические центры. У нас созданы мощные логистические центры. Очень многие услуги, в том числе и для наших субъектов хозяйствования, и для субъектов стран ­ЕАЭС, оказываются в той же Литве. Но, насколько я информирован, эти услуги мы можем оказать этим перевозчикам в Беларуси.


Журналистам Юрий Сенько пояснил:

— В нашей стране построены транспортно-логистические центры, которые могут оказывать различные услуги, связанные с хранением, дроблением, маркировкой, сортировкой товара. Законодательно вопросы решены, организационно все готово.

Что касается расценок на услуги, они приемлемые. И даже дешевле, чем в странах Европейского союза.

— Бизнес наш должен знать и успевать пользоваться преимуществами, которые сегодня есть в нашей стране, — отметил глава таможенного ведомства.

Контроль на высоком уровне

Кроме развития логистики, ГТК уделяет внимание совершенствованию таможенной инфраструктуры. По словам Юрия Сенько, в декабре заканчивается строительство пункта пропуска «Урбаны», в первом квартале 2021 года — «Верхний Теребежов»:

— Это современные пункты пропуска, которые обустроены по последним требованиям международных перевозчиков, бизнеса. Беларусь готова к транзиту, импорту-экспорту в объемах, которые могут быть допущены по нашей стране.

Да и в целом таможенная служба готова выполнить все поставленные Главой государства задачи, добавил Юрий Сенько. Главные требования — обеспечить безопасность на границе, транзитную привлекательность страны, сохранить собираемость платежей как минимум на уровне прошлого года.

К слову, о безопасности, эпидемиологической в том числе. Таможенная служба в условиях пандемии коронавируса выполняет все санитарные нормы. Перемещение через границу товаров, которые каким-то образом могут повлиять на безопасность людей, исключено, заверил председатель ГТК:

— Нормативные правовые акты дают возможность перемещать только товары для личного пользования. Товары, предназначенные для коммерческих целей, подлежат либо уплате таможенных платежей, возврату или сдаче на хранение по решению гражданина.

Подобные требования действуют во всех странах. Каждое государство защищает свою безопасность. В первую очередь это касается продуктов питания. Продолжается и контроль перемещения грузов и водителей-дальнобойщиков с помощью электронных пломб. Навигационные устройства, кстати, на порядок дешевле стоимости таможенного сопровождения. Плюс помогают выявлять и нарушения со стороны дальнобойщиков в условиях пандемии, констатировал Юрий Сенько:

— Когда электронные пломбы не использовались, мы в сутки выявляли до 30 нарушений. С пломбами — не более одного нарушения. Это дисциплинирует и работает на наше с вами спокойствие с точки зрения завозных случаев коронавируса.

Хотя на фоне пандемии COVID-19 уменьшилось число физических лиц, пересекающих границу, контрабандисты используют иные способы перемещения наркотиков, в частности грузовой транспорт. Глава ГТК привел один из примеров:

— Буквально полторы недели назад был выявлен ввоз из Литвы крупной партии кокаина — 3,2 килограмма. Наркотик ввозился транзитом в Россию. Возбуждено уголовное дело, проводятся все необходимые оперативно-следственные мероприятия.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Реконструкция пунктов пропуска «Верхний Теребежов» и «Урбаны» позволит увеличить их пропускную способность на 1375 автомобилей в сутки‚ создать инфраструктуру, отвечающую современным международным требованиям.
Юрий Сенько рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора

Лукашенко обсудил с главой ГТК переориентацию белорусских грузов

На внешней границе ЕЭАС за восемь месяцев оформлен 71 миллион тонн транзитных товаров

Беларусь готова на территории страны оказывать услуги для бизнеса, ранее предоставлявшиеся за рубежом

Белорусские таможенники выявили ввоз крупной партии кокаина

В Беларуси заканчивается строительство современных пунктов пропуска

Таможенная служба в условиях пандемии коронавируса выполняет все санитарные нормы

Председатель ГТК рассказал о преимуществах навигационных устройств
Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter