Утилизационный сбор на автомобиль иногда утилизирует семейный бюджет

Таможня дала добро. Два раза...

Почему утилизационный сбор на автомобиль иногда утилизирует семейный бюджет?

Почему утилизационный сбор на автомобиль иногда утилизирует семейный бюджет?

Сначала ты упорно копишь деньги, потом наконец-то покупаешь автомобиль — старенький, подержанный, словом, из недорогих (в пределах 10 тысяч долларов). Но вот спустя месяц-другой, когда ты еще толком не успел нарадоваться покупке, тебе сообщают: заплати-ка еще столько или почти столько в качестве утилизационного сбора. Мягко говоря, неприятно, особенно если ты точно знаешь, что уже по закону уплатил этот сбор…

Примерно в такую ситуацию попали сразу несколько читателей СГ, о чем они рассказали редакции. На поверку все истории кажутся примером вопиющей несправедливости. Но так ли все просто на самом деле?


Житель Миор купил машину Ауди-100 1993-го года выпуска всего за 40 миллионов рублей. Но оказался должен за нее вдвое больше.

— Все требования ГАИ и таможенных органов я выполнил еще до постановки машины на учет, в том числе уплатил утилизационный сбор в размере 819 тысяч рублей, иначе автомобиль просто не зарегистрировали бы. Но через три недели Витебская таможня прислала мне свое решение, в котором сообщала, что я не в полном объеме уплатил этот сбор и теперь должен им 88 миллионов рублей, — сетует горе-покупатель.

Бесспорно, что на сумму, выставленную в счете за утилизационный сбор, этот человек мог купить другой, гораздо лучший автомобиль. А уплачивать такие деньги за столь старое транспортное средство — полный финансовый абсурд!

Жительнице Шарковщины повезло немного больше. Она купила более новый и дорогой автомобиль — Ситроен С5 2005 года выпуска, но доплатить за это удовольствие по решению все той же Витебской таможни она должна еще почти 45 миллионов рублей. Утилизационный сбор в 75 миллионов рублей таможенники рекомендуют заплатить и автовладельцу из Глубокого. Пока хозяева неудачных покупок недоумевают, откуда взялись такие колоссальные суммы, на новый сбор каждый день капает пеня — тоже немалая, учитывая выставленные таможенниками счета.

Но откуда могли взяться такие действительно сумасшедшие, особенно для жителей регионов, цифры?

4 февраля этого года был подписан указ Президента № 64 Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств — именно этим документом апеллируют таможенники, доказывая свою правоту. По нему минимальные коэффициенты 0,1 и 0,15 к базовой ставке утилизационного сбора применяется для транспортных средств категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Для юридических лиц этот коэффициент составляет 8,26 к базовой ставке утилизационного сбора. Ориентируясь на него, Витебская таможня и пересчитала утилизационный сбор для указанных выше покупателей.

Однако все трое утверждают, что покупали машины для личного пользования у частных лиц — на каком же основании к ним применили этот коэффициент?

«Эту машину в России купил гражданин Беларуси и ввез ее в нашу страну для личного пользования. Позже без регистрации автомобиля в МРЭО и без уплаты утилизационного сбора он продал ее мне на автомобильном рынке в Минске. Я купила эту машину тоже исключительно для личного пользования», — пишет в своем обращении об отмене повышенного утилизационного сбора в Государственный таможенный комитет жительница Шарковщины.

«Я купил свой автомобиль в России у физического лица тоже для личного пользования. Кому-то продавать его в ближайшее время не планировал. Когда начал оформлять машину, оказалось, что у меня не все документы для оформления утилизационного сбора. В таможне мне сказали, что я их могу получить либо в Москве, где купил машину, либо сделав счет-справку в Витебске. Разумеется, мне было удобнее съездить в Витебск, что я и сделал. Но потом оказалось, что именно эта счет-справка послужила основанием для пересчета коэффициента не в мою пользу. Поэтому я не согласен с решением таможни и обратился в суд, — делится в свою очередь печальным опытом с «СГ» житель Глубокого.

Счет-справка послужила основанием для пересчета утилизационного коэффициента и в случае покупки жительницы Шарковщины. Бывший владелец автомобиля предложил ей оформить необходимую для регистрации в МРЭО счет-справку в ЧП «Свайп». В свою очередь таможня расценила это как принадлежность автомобиля юрлицу и вынесла в отношении него решение об уплате повышенного утилизационного сбора.

Очевидно, что происходит какая-то путаница с документами. Люди, особенно в райцентрах и деревнях, не в курсе всех юридических нюансов, поэтому следуют советам буквально каждого встречного — в том числе и продавца автомобилей на рынке. В то же время, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, а в данном случае еще и обязывает платить, причем кругленькие суммы. Вот и к некоторым обратившимся с этой проблемой в «СГ» читателям уже готовы прийти судебные приставы и описать имущество в счет уплаты утилизационного сбора и накапавшей на него пени.

— На мою машину наложили арест. Ездить на ней я, конечно, могу. Но если не выиграю дело в суде, ее у меня конфискуют, — говорит житель Глубокого.

Неужели тупик, выйти из которого нельзя, кроме как расставшись со своими кровно заработанными? Или все же есть в этой истории правые и виноватые?

В своих ответах возмущенным автовладельцам Витебская таможня и Государственный таможенный комитет Беларуси указывают на закон — подписанный в феврале указ. И по бумагам они действительно правы. А по совести? Ведь в данном случае очевидно, что люди не занимались какими-то финансовыми махинациями, не пытались кого-то обмануть — купили дешевые автомобили, заработать на которых вряд ли у кого-то получится.

Возможно, чтобы люди вместе с утилизационным сбором не утилизировали и собственный семейный бюджет, таможенные службы должны более четко информировать их обо всех нюансах при оформлении документов. Уж они-то точно должны знать, какие документы требуются и какие коэффициенты кому полагаются, а не присылать автовладельцам своеобразные «письма счастья» спустя месяц после законного оформления автомобилей.

Кстати, подобные случае, как удалось выяснить «СГ», зафиксированы только в Витебской области. В Гомельской области было девять похожих ситуаций, но там людей уличили в том, что в таможенные органы и в ГАИ они подавали разные документы на один и тот же автомобиль. Эти дела даже были переданы в следственный комитет, но в возбуждении уголовных дел было отказано, тем не менее нечестных автовладельцев обязали уплатить повышенный утилизационный сбор. Впрочем, это совсем другая история…

Тем временем в Витебской области автовладельцы настроены решительно. Не согласные с решением таможни обратились в суд. Уже есть прецеденты в Полоцком районе, когда через суд решение Витебской таможни было отменено. Как рассказала «СГ» адвокат автовладельца из Глубокого, в этом случае удалось признать недействительность счет-справок, а, следовательно, и отменить повышенный утилизационный сбор.

То есть другие автовладельцы тоже могут избежать уплаты столь колоссальных сумм таможне. Но на обоснование своей правоты в таможне и суде они потеряют время, деньги и нервы.

Мне же пока не дает покоя тот факт, что подобное происходит только на Витебщине. Если учесть, что люди у нас, в общем-то, одинаковые, то напрашивается вывод, что разный подход к делу у самих региональных таможенных комитетов.

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»

P.S. Газета была уже подписана в печать, когда в редакцию поступил комментарий Государственного таможенного комитета. В следующем номере мы продолжим эту интересную тему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter