Есть ли решение накопившихся проблем с такси, устраивающее все стороны?

Такси: в поисках золотой середины

Если раньше самыми оголтелыми лихачами считались водители BMW, то теперь мы с большей опаской посматриваем на таксистов. Гонщики и нелегалы, пьяные и без прав, на неисправных автомобилях и без кассовых аппаратов, они стали настоящей головной болью. Об этом говорят транспортная инспекция, ГАИ и добросовестные перевозчики. Последние настаивают не только на наведении порядка в этой сфере — создании равных условий для всех субъектов рынка, но и на повышении тарифов. С нынешними, говорят, вынуждены буквально жить в машинах, а это небезопасно. Есть ли решение, которое станет золотой серединой?


Справедливости ради, скажу, что нередко сами водители заблуждаются и коллег в заблуждение вводят, толкуя друг другу «как оно должно быть». Ну и брошу, хоть и маленький, но все же камень в огород специалистов, которым стоило бы чаще и более доходчиво разъяснять людям нюансы этой сферы. 

Что говорят в налоговой? В автомобилях‑такси должен быть кассовый аппарат, совмещенный с таксометром и установленным средством контроля налоговых органов, перечисляет начальник управления методологии налогового контроля Министерства по налогам и сборам Виталия Клевцова. На этом вопрос, казалось бы, можно и закрыть: есть требования — соблюдайте. Однако по факту нарушений немало. Некоторые таксисты, к примеру, подменяя понятия, говорят, что у них аренда автомобиля с экипажем. При этом в Гражданском кодексе четко сказано, что для такой услуги арендатор и арендодатель обязаны заключить письменный договор, а аренда, как правило, идет почасовая. Истории, когда таксисты «путают» понятия, встречаются и в судебной практике. К примеру, в прошлом году в Бресте водитель (к удивлению пассажира) уверял транспортную инспекцию, мол, у него никакое не такси, а аренда авто с экипажем. Хотя договора о том не имелось, человек попросту таксовал. Суд вынес решение не в его пользу. 

Сегодня у налоговых органов, по идее, достаточно инструментов для выявления нарушений. То же средство контроля налоговых органов, подключенное к кассовому оборудованию, позволяет в онлайн‑режиме видеть, сколько было поездок, сколько денег прошло через «кассу», включается ли аппарат в принципе и т.д. Кроме того, диспетчеры и перевозчики предоставляют в налоговую отчеты о поездках машин‑такси. Информацию налоговики также получают от других госорганов, о чем‑то сообщают недовольные пассажиры. 

— Мы видим, что есть таксисты, которые пытаются работать без кассового оборудования, используют оборудование, не совмещенное с таксометром, — детализирует представитель МНС. — Есть примеры сокрытия выручки. 

В правилах автоперевозок пассажиров сказано: если такси заказано через электронную информсистему с функцией только безналичной оплаты, то кассовый аппарат с таксометром не требуются (об этом можно прочесть и в законе об автотранспорте и автоперевозках). Не нужно и средство контроля налоговых органов. Важный момент: при списании денег за поездку с карты удаленно пассажиру на электронную почту должна быть выслана электронная квитанция. Если ее нет, это нарушение.


При расчете наличными в такси должен работать кассовый аппарат, совмещенный с таксометром. Это же правило действует и тогда, когда вы заказали машину через электронный ресурс (тех же «Яндекс», «Убер»), а таксист предлагает рассчитаться наличными. Если в такси такого оборудования нет, пассажир имеет полное право не оплачивать поездку. 

Есть и другие требования. Из основных: автомобиль‑такси должен быть желтого цвета или иметь по всей длине на боку желтую полосу определенной ширины, опознавательный оранжевый фонарь на крыше, композицию из шашечек. На правую и левую передние двери наносятся Ф.И.О. автоперевозчика и учетный номер плательщика.
Потребитель вправе отказаться от оплаты поездки в случае оказания услуги такси с выключенным кассовым аппаратом, совмещенным с таксометром.
Транспортная инспекция с прошлого года значительно усилила контроль за перевозками пассажиров. Проверив за год работу 5633 таксистов, инспекция выявила 3828 нарушений, к административной ответственности привлечено 2162 человека, автоперевозчикам выдано 1302 предписания на устранение нарушений. 

Что стало причиной обострения ситуации с такси? По мнению начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергея Дубины, перенасыщение рынка, невозможность рентабельной работы перевозчиками по тарифам, устанавливаемым диспетчерами такси в погоне за клиентской базой. Все это приводит к тому, что перевозчик делает выбор не в пользу безопасности перевозок, которая требует финансовых затрат. В итоге люди работают в неравных условиях, констатирует представитель Минтранса: «Пару лет назад государство пошло по пути либерализации: минимизация контроля, отмена лицензирования, путевых листов — все это в расчете на порядочность перевозчиков. По факту недобросовестные участники рынка, уверовав во вседозволенность, перестали соблюдать требования правил ­перевозок пассажиров. И теперь трудно сказать, кто возит людей в такси, как, на каком транспорте?» Наказание же, которое должно предупреждать нарушения, минимально.

Об этом говорят и сами перевозчики, продолжает специалист Минтранса: «К нам в основном обращаются добросовестные таксисты, которые соблюдают законодательство и несут финансовую нагрузку. Она, с их слов, не позволяет достойно работать: мол, трудиться приходится по 16 — 20 часов. А как же режим труда и отдыха?» Недобросовестные перевозчики, выходит, особо не тратятся. 

Для исправления ситуации, рассказывает собеседник, министерство уже предложило ввести административную ответственность перевозчиков за несоблюдение требований безопасности, а также за незаконное использование на машинах символики и другой информации об автоперевозчике, диспетчере, оформление под автомобиль‑такси. 

Рассматривается еще одна идея транспортников — введение лицензирования деятельности при выполнении автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями‑такси, либо получения перевозчиками карточки допуска на каждое такое авто. Также обсуждается введение ответственности диспетчеров за то, что передают заказы нелегалам. В законодательстве предлагается конкретизировать нормы по аренде транспортных средств с экипажем, права сторон и обязанности. 

Проблемы в этой сфере услуг изучаются не первый день, и ее наверняка ждут серьезные перемены. Государство и бизнес высказали намерение вместе решать накопившиеся вопросы, цивилизованно и открыто. Мое мнение: параллельно с созданием равных условий спрос с нарушителей должен быть строгим. Как оказалось, это не та сфера, где можно доверять, не проверяя. 

ЧТО ГОВОРЯТ ТАКСИСТЫ

— Нужно возвращать лицензирование, и тариф должен быть единым: в городе 1 рубль за километр, — говорит мне Владимир Петров. — Все должны соблюдать одни требования. Посмотрите, как бьются машины из онлайн‑сервисов, там почти все неквалифицированные водители. 

У классических такси есть кассовый аппарат, таксометр, система контроля налоговой, информация для пассажиров, внешнее оформление автомобиля, предрейсовый медосмотр и т.д. Конечно, надо наводить порядок. За рынком такси нужен пристальный контроль, как раньше. К примеру, за техническим состоянием машины, медосмотром, страхованием гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и т.д. 

Александр Тихон признался мне, что сомневается в скором решении накопившихся проблем:

— Как бы условия не ужесточились для тех, кто и так работает честно. Вот я в машине с 8 утра, сейчас за 12 перевалило, и ни одного заказа еще не было. Почему? У меня тариф выше. Но мне, считай, половину заработанного надо отдать, чтобы трудиться без нарушений. Все такси должны работать в одинаковых условиях, и требовать со всех надо одинаково. Я бы еще предложил техосмотр такси не два раза в год проходить, а один.

— Вез я как‑то американку, — слушаю опытного таксиста Андрея Климченко. — Так она говорила, что дома «Убером» не пользуется: мол, там бандиты и наркоманы, а однажды вообще видела за рулем человека без руки, с протезом. Хорошо еще у нас не так... По мне, так и без лицензии можно порядок навести. Много в службах студентов и тех, кто, например, на заводе смену отстоял, а потом приложение включил и поехал работать. С правами они там или без прав, пьяные или нет… Да любой может сесть за руль и быть таксистом. 

Вот раньше транспортники часто проверяли, смотрели путевой лист, предрейсовый осмотр, когда врача прошел и т.д. А если водитель еще на каком‑нибудь ОАО работал, так там хозяину такой штраф приходил, что мама не горюй! А теперь ничего не боятся. Я за то, чтобы все вернуть под контроль Минтранса. Проверки были такие, что нарушители действительно боялись.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter