Почему важна весенняя уборка городов, поселков, деревень

Суббота созидания

«Работа трудна, работа томит. За нее никаких копеек. Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею», — писал об этом явлении Владимир Маяковский. Завтра наша страна не просто выйдет на традиционный ежегодный республиканский субботник — она продолжит славную историческую летопись созидания, уходящую корнями в далекое прошлое. И предопределившую во многом сегодняшнюю мирную и комфортную нашу жизнь.

Фото  БЕЛТА

Историю субботников чаще всего связывают с советским периодом, хотя кор­ни общественного труда уходят в седую древность. Наши предки жили общинами, сам смысл организации которых заключался во взаимопомощи и взаимовыручке. В одиночку сложно было раскорчевать лес под пашню, отбиться от буйных соседей. Периодически общинники выходили на совместные работы — собрать урожай, вырыть колодец, построить или отремонтировать церковь, дорогу, мост через речку, гать через болото, дамбу для запруды.

Традиция получила развитие в советское время. С апреля 1919 года стали практиковать субботники — «праздники коммунистического труда», как их тогда называли. Во многом эти первоначально добровольные бесплатные коллективные работы опирались на прежние общинные традиции. Более того, отмена столыпинской хуторской реформы, состоявшаяся в 1917 году еще при Временном правительстве по требованию крестьян, фактически продлила жизнь трудового общинного уклада до самой коллективизации.

С 1931 по 1940 годы в СССР была введена 6-дневная рабочая неделя. Так как суббота была рабочим днем, субботники в этот период переименовали в воскресники. Но все они рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. Впрочем, общественный труд не был прерогативой одних только Советов. В Западной Беларуси, отошедшей к Польше, активно практиковались прежние натуральные крестьянские повинности государству в виде «талаки» — по ремонту дорог, мостов и прочего.

Особое значение субботники-воскресники приобрели после освобождения нашей земли от немецко-фашистских захватчиков. Историк Сергей Крапивин, плотно работавший с архивами, обнаружил информацию о первом всегородском воскреснике в Минске во второе воскресенье октября 1944 года, когда в столице БССР людей впервые массово и организованно вывели на восстановление города. В работах участвовали свыше 30 тысяч человек: «Время для тотального воскресника выбрали такое, когда горожане очистили собственные огороды между руинами и перестали выезжать по воскресеньям на уборочные работы в окрестные деревни».

Историк цитирует документ «Об итогах первого массового выхода населения на восстановление города Минска»: «В воскреснике приняло участие свыше 30 000 человек… По предварительным подсчетам, за день (до 3 часов дня) разобрано, очищено и сложено в клетки 1316 тысяч штук кирпича, 2050 кубометров щебня, 400 кубометров бутового камня, собрано 1065 тонн железа, очищено площадок общей площадью 15 500 кв. метров, засыпано ям и воронок объемом 2500 кубометров. Почти все коллективы перевыполнили дневные задания… Хорошо работали следующие коллективы: завода имени Мясникова, автосборочного завода, где вышло на работу 736 человек, выполнивших норму за 6 часов на 200 процентов… Работники ЦК КП(б)Б, обкома, горкома и райкомов партии и ЦК ЛКСМБ выполнили нормы более чем на 200 процентов. Коллектив авиазавода (1300 человек) дневную норму выполнил на 230 процентов. Также хорошо работали коллективы Наркомздрава, Наркомфина, Главрыбпрома, Белгосснаба, редакции газет «Советская Белоруссия» и «Звязда», 42, 44, 28-й и других школ, перевыполнивших заданные нормы».

Первомайский субботник в Жлобине. 1920 год.

Второй общегородской воскресник по благоустройству состоялся 11 июля 1948 года. Невзирая на дождливую погоду, служащие и рабочие с самого утра ­вышли на улицы, чтобы ударно потрудиться. А годом ранее, 10 мая 1947-го, министр просвещения БССР Платон Саевич рассказал на страницах «Учительской газеты» о том, как в Беларуси проходила Неделя зеленых насаждений, информировал общественность: «В массовом воскреснике в первый день «недели» участвовало свыше 25 тысяч учителей и около полумиллиона школьников. По неполным еще данным, только в 8 областях республики посажено 1570 гектаров леса, подготовлена для посадки площадь в 500 гектаров, очищено от бурелома и сухих сучьев 1210 гектаров лесных массивов. По всем 12 областям республики школьники посадили в населенных пунктах и вдоль дорог свыше полутора миллионов деревьев и кустарников, в том числе 136 600 плодовых деревьев, или, иными словами, около 700 гектаров садов. Минская область в Неделе зеленых насаждений заняла первое место, увеличив размеры посадок по сравнению с прошлым годом более чем в десять раз!»

Особенно газета хвалила школьников из поселка Самохваловичи, что под Минском: «Вдоль шоссе у поселка Самохваловичи, на школьном участке и усадьбах колхозников посажено 10 500 плодовых и декоративных деревьев и ягодных кустов. Школа заложила плодовый питомник. Директор школы Феликс Эдуардович Боржемский уже строит новые планы озеленения школы и поселка. «Вот здесь, над рекой, — показывает он, — будем строить двухэтажное каменное здание. Перед школой заложим новый парк. Сад расширим до трех гектаров. Под питомник отведем один гектар. На косогоре мы закладываем опытный участок. Уже яровизируется 14 сортов картофеля. На южном склоне хотим попробовать посадить виноград...» В наши дни Самохваловичи известны расположенным здесь Научно-практическим центром НАН по картофелеводству и плодоовощеводству. Не воскресники ли послевоенной поры и искренний энтузиазм их участников способствовали этому? Председатель Совета ветеранов комсомольского, пионерского и молодежного движения, бывший первый секретарь ЦК ЛКСМБ (в 1990—1991 годах) Алексей Кривденко:

— Это было поистине поколение созидателей. Полторы тысячи ударных комсомольских строек: Братская ГЭС, нефтепровод «Дружба», КамАЗ, БАМ, олимпийские объекты Москвы. В Беларуси тоже бурлила жизнь — мелиорация Полесья, строительство Мозырского нефтеперерабатывающего завода, Могилевского объединения «Химволокно». Только на освоение целины уехали 60 тысяч добровольцев из Беларуси. Это поколение тех, кто выковал ракетно-ядерный щит СССР и добился военного паритета. Одним из брендов комсомола стали субботники.

Стали они и одним из брендов нашей независимой и суверенной страны. Поскольку отражают в себе главные качества нашего народа — созидательность, трудолюбие и уважение к истории. А потому парад труда продолжается. И стать его участником может каждый.
От коммунаров до волонтеров

Субботники не является прерогативой лишь СССР и постсоветских стран. Они, помимо широко распространенного неоплачиваемого волонтерства, известны и в некоторых странах Запада. Так, в коммунах (общинах) Норвегии и сегодня проводят коллективные бесплатные работы по благоустройству или оказанию помощи, называемые dugnad. У англосаксов нечто подобное именовалось communal work и широко использовалось при освоении Северной Америки и Австралии.
МНЕНИЕ

Андрей Худык, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды:


— В пред­дверии II Европейских игр работа должна быть направлена на комплексное благоустройство городов и сельских населенных пунктов. Необходимо создать выразительные архитектурные ансамбли общественных центров, площадей, улиц, пешеходных зон, жилых комплексов, культурно-бытовых и торговых зданий, оформить въезды в города и села, обустроить мемориальные комплексы. Нужно обеспечить порядок во всех уголках Беларуси — на дорогах, в полях, лугах, лесах, в больших и малых населенных пунктах. Акция «Обустроим малую родину», которая объявлена Минприроды, объединяет белорусов в этом благом деле.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter