Стыд — не дым

Стыд — не дым

Для Deutsche Welle (DW) громко плачет нашасаша (кукушка Романова): «Ой, червонец дали Маше». Плохо скрывая свою чисто женскую радость: вот она пусть и «будет символом». Невероятно же умным лучше здесь посидеть, в Варшаве. «Я сбежала вместе с семьей и командой за границу и решила не возвращаться. Маша смогла пойти до конца, я — нет», — теперь Романова может позволить себе откровенность.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

И даже слив: «Колесникова с Бабарикой сошлись на идее: коль старый режим не мешает возвращению на родину художников парижской школы, концертам классической музыки и смелым театральным постановкам, то существует большой шанс, что он, уставший, тихо отползет в сторону на выборах 2020 года».
Как вам план? Аккурат по размерам головы Романовой, если меня спросить. Ну, а про «мецената и филантропа» вкупе с «мирной флейтисткой», по-моему, после таких откровений все понятно.
«Они (да и мы с нашими независимыми медиа) долгие годы пробовали режим Лукашенко на прочность» — ну, это саша-по-шоссе хочет быть похожей на Алексиевич с ее: «Мы, которые делали перестройку». Однако на штаб заговорщиков и экстремистов Романова действительно пахала, как птичка. Пока не улетела.

Вот несколько цитат из DW: «Вам как лучшим маркетологам в этом городе (мы, которые… — Прим. авт.) нужно продать товар, то есть меня, шести миллионам белорусов. Как вы это будете делать?» — спрашивал Бабарико у своего штаба в начале июня 2020 года. Что товар с гнильцой — то ли всем было невдомек, то ли в штаб набирали от природы небрезгливых.

Далее: «С легкой руки Колесниковой в стикерпаки страны вошла теперь уж крылатая фраза: «Долбить, долбить, долбить эту власть». Говорите, нет состава преступления? Что, совсем-совсем нету?

И наконец: «Накануне митинга 16 августа я подошла к Маше и предложила очень тупую идею: пойти в воскресенье всей толпой в «американку» КГБ освобождать Виктора и его сына». Спасибо Романовой за признательные показания. «Маша возразила: штабу нельзя объявлять о подобных планах публично… она могла только без предупреждения появляться на митингах и быть их символом».

Быть, но без предупреждения, не объявлять, но планировать… Однако на каждую хитровыделанную гайку, как известно, в хорошем хозяйстве обязательно найдется что-нибудь. С резьбой.

Падзяўблi — перакурым

Для внимательного белоруса не секрет, что наше и российское общества подобны сообщающимся сосудам. Вот была в Москве Болотная площадь — а потом и к нам привезли идеи «белых лент» и «женских маршей». У нас они, правда, несколько выродились в белоцепкальные гуляния синих коз («Светлые от ненависти лица», 22.10.2020).

И наоборот: летом 2020-го в Хабаровске еще только начались «субботние акции», а у нас уже вовсю отрабатывались и «стояния», и «очереди», и «велосипедисты» с «автолюбителями». С простой идеей: отрепетировать сбор и управление толпами. Для чего? Да вот хоть бы и для последующего «штурма «американки» КГБ».

В России пытались сделать символ из уголовника Навального — и вот он сидит, а все его поплечники разлетелись-разъехались. В то время как беглые белорусы — наоборот — сами себе выбирают символом Колесникову: мол, пусть посидит за всех нас.
Сцепки, женские марши, гуляния и (в итоге) нападения на правоохранителей — все это, как мы видели, навальнята повторили за невероятными в Москве и Питере. И даже Максим Кац — утешитель заскучавших жен предпринимателей, душеспаситель загулявших синих коз — бросил вещать на Беларусь. Возвернувшись чинить то же самое с россиянками.
В Беларуси «низависимые» сайты и нехтомотольковские каналы решениями судов признают экстремистскими и закрывают. В России — признают «выполняющими функции иностранных агентов», причем суды определяют таковыми не только СМИ, но и физических лиц. Клеймят — как опасных и вредоносных.

Оттого и реакции белорусских невероятных и российских иноагентов схожи до изумления. Саша Романова — ну, вы все прочитали: это шлак, не уровень. Дадут сушку — будет сосать, не дадут — сбежит и все равно будет.

Поэтому давайте обратимся к интервью, которое дал Александр Морозов — диссидент, работающий на шпионскую контору iSANS. Напечатано оно было бывшей «белорусской комсомолкой» Надеждой Белохвостик в «Медузе» — СМИ, выполняющем в России функции иностранного агента.

Итак, что западными подрывниками было сделано, чтобы нашихсаш в медиа-пространстве стало как можно больше, вплоть до критической массы.

Начинаем гибридную интервенцию

Сначала нужно вскормить плеяду небрезгливых типа авторитетов: «В Беларуси мы уже видели круг респектабельных экспертов — от Класковского или Карбалевича до Чалого. Это не радикальные высказывания, а вполне нормальная национальная политическая экспертиза».

То есть из переобувшегося отца-неудачника и хозяином выпнутого пивного «оналитика» сделать коллективного карбалевича Елисея — вот задача. Из человеческого, если уж честно, сметья — респектабельных экспертов.

Надо отметить: если просто тутбайки спустили, можно сказать, в историческую канаву все, что десятилетиями выстраивал их основатель, то их конкуренты оказались… выберите любое слово: опасливее, дальновиднее, расчетливее. Они прислушивались к реакции всего общества, а не одних только невероятных. А последние кадровые и редакционные решения хозяев Onliner’а — очень, полагаю, белорусские. Когда с трудом, не сразу, но доходит.

Затем уже те респектабельные эксперты, слепленные из того, что было, начнут рассказывать читателям, какие те невероятно умные. «Аудитория умнее, чем думают в Кремле, все приличные СМИ стали иноагентами, все приличные [люди] вокруг», — лечит и своих, и чужих российский Роман Анин. Не только СМИ, где он был главредом, но и он сам как физическое лицо объявлены в России иноагентами. Поставлены клейма. Но вот, как и наши, пыжатся до сих пор.

Взращенные как «самые умные», эксперты и журналисты начнут не просто использовать в работе, но и жить двойными западными стандартами. «Брифинг с участием Протасевича — что нужно было сделать журналистам: остаться, уйти, освещать, не освещать, задавать вопросы ему или нет?» — уточняет Белохвостик у Морозова. «Медиа должны просто делать свою работу: показывать отдельные элементы этого политического спектакля, показывать цели в каждом элементе. Все это медиа описывали довольно-таки адекватно», — отвечает ей ментор из iSANS.

Обоим при этом очевидно: комментировать, как «около половины дипломатов встали и ушли, так же поступили и некоторые иностранные журналисты» — просто незачем.

В самом деле, ведь не им же даже обсуждать Би-би-си: не по чину. И за упоминание демонстративного отказа от информации «посольств Австрии, Италии, США, Польши и представительства Евросоюза» — голову, пожалуй, не открутят, но премий лишат точно.

Рождение хевры

Наконец, скучковавшись и правильно настроившись, вся эта хевра станет работать по принципам «кукушка петуха» и «рука руку». В этот момент достать их в правовом поле становится немыслимо трудно и требует огромного ресурса.

«Вся зачистка оказывается бесполезной, потому что расследование делает «Проект», а его цитирует «Коммерсант», — рассказывает главред еще одного российского иноагента Юлия Ярош. Свое медиа она, правда, от греха закрыла: «[Михаил] Ходорковский готов продолжать работать с людьми, обеспечить им переезд за границу. Но это щедрое предложение пока сложно принять».

Готов продолжать… оплачивать… Ходорковский… в России — понятно, но он ведь и в работе против Беларуси засветился… А скольких своих хозяев юлиярош и саширомановы еще не сдали?

Хевра в целом и ее части перестанут стесняться, что их работу оплачивают враги их страны, их родины. Они будут бесперечь перепечатывать друг друга, создавая в интернете информационный гул и иллюзию «все так говорят». Они сначала будут принимать, а потом и требовать гарантий своей эвакуации за границу — точь-в-точь, как предатели Пеньковский или Гордиевский, гореть таким в аду.

Хевра будет поощряться Западом и называться морозовыми «развитием качественной журналистики». Однако всякое развитие имеет цель, рубеж? «Белорусы, белорусское общество, независимо от структуры экономики, мало чем отличались по своему состоянию от обществ тех стран, которые входят в Евросоюз. Благодаря медиа в том числе», — выкладывает Морозов оценку на начало 2020 года («План «Барбаросса возвращается», 09.09.2021).

Ну а стойкость «обществ стран, входящих в ЕС» мы уже неоднократно видели. Хоть миграционный кризис возьми, хоть пандемию — она никакая, эта стойкость.

Хотя еще раньше об этом уже написал Киплинг: «Потом обезьяны дали мне орехов и разных вкусных вещей и… и… отнесли меня на вершины деревьев, а там сказали, что по крови я их брат, что я отличаюсь только отсутствием хвоста и что со временем я сделаюсь их вожаком. Они обходились со мной очень ласково» («Клака», 10.07.2020).

Тогда Маугли был глупее бандерлогов, ему простительно. Но по заднице, если помните, ему надавали — для науки.

***

Россия — большая. Чтобы хоть как-то «сделать массовость», навальнятам пришлось после Хабаровска проявиться не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке… засветив тем самым созданные сети.

Беларусь — маленькая. У нас все на виду и многое персонифицировано.
При этом журналистам-государственникам прежде всего нужно донести до людей правду об изнанке мятежа, о его организаторах, приводных механизмах и инструментах.
Что до конкретных людей — говорить комплиментарно или хотя бы уважительно про заговорщиков, экстремистов, беглых и подлых, про патологических трусов и записных лгуний — наверное, для этого надо снизить брезгливость почти до нуля.

Чему далеко не каждый учился. Уж простите, накипело.

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter