Почему в интернете голос умных людей звучит негромко?

Клака

Не дает покоя мысль: почему умные, самодостаточные, взрослые не только по паспорту люди не очень-то объединяются в интернет-сообщества? Не вступают в группы типа «нимагумалчаць»? Не стараются всенепременно поделиться и своим мнением в фейсбуке, ведь без него мир оскудеет?

Возможно, дело вот в чем: несостоявшимся, но желающим общественного признания активистам интернета позарез нужны лайки. В качестве имитации собственной значимости. Поэтому в соцсетях полно «социальных пузырей», откуда изгоняются критики и где тон задает, изящно выражаясь, клака.

Начиная с осени прошлого года по отработанным там (MeToo, гретатунгберг, а теперь и Black Lives Matter) технологиям разные белорусские «социальные пузырики» слились воедино. Бойкотчики и националы, кухонные стратеги и скучающие девушки, профессиональные кляузники и по жизни нытики – технология объединила всех. Ярые «сьвядомыя ды моуныя» сейчас так отчаянно «топят» за очередного иностранного баумгертнера, что диву даешься.

Это как если бы поклонницы Сергея Лемешева и Ивана Козловского вместе дружно рванули бы на Стаса Михайлова. И заплакали, обнявшись, чтоб не упасть от восторга в обморок.

Почему их самих это не смущает? Потому что еще Киплинг заметил: «Мы свободны! – наперебой кричали бандерлоги. – Мы достойны восхищения! Мы все так говорим — значит, это правда!» Из людей, у которых не выработалось свое отношение к жизни, свои принципы, своя критичность и своя правда, современные интернет-технологии успешно делают бандерлогов. Когда правда – это то, что «они все говорят». И поэтому – тоже.

У личностей – своя правда, настоящая, пережитая. У каждого. Балу, Багира, Каа, Чиль, Хатхи – им не нужно сливаться «у суполкi», они знают про реальную жизнь. И знают, что другой – тоже знает. Что тут тогда «тереть»? Не превращаться же в стаю «антибандерлогов», это личностям претит.   

Тем более, что каждый разумный понимает: придет осень, и вся интернет-истерика испарится, как смуга над дрыгвою. Не верите? «У них нет памяти, - сказал медведь Балу. - Они уверяют, что они великий народ, но падает орех, и они всё забывают об этом». Надобность закончится, внешнюю подпитку выключат – и снова гопники начнут себе потихоньку драть волосы националистам, как когда-то лемешистки козловитянкам.

Но сейчас бандерлогам отчаянно нужны имена и величины, любые. И находятся медийные люди, готовые свое имя предоставить, а то и продать. «Молодцы, - пишет про них лучший, пожалуй, телевизионный оператор нашей страны, - остроумные, веселые, бесшабашные. Только в вашем возрасте можно было бы мозги уже иметь».

Хотелось бы, правда. Ведь если Президент твоей страны говорит: «Когда мне называют фамилии этих блогеров, я начинаю чесать затылок и думаю: кто это такие?» — это же непредвзятая оценка, так? Независимая экспертиза сделанного и прожитого. Но за годы сытного «рабства» и, прямо скажем, далеко не шахтерской работы, некоторые «селебрити» стали о себе думать: «Галантерейщик и кардинал – это сила!» И сейчас на всю страну с этим самоощущением и раскорячились. Как знаменитые на весь мир братья Карякины.

Умные и взрослые не могут себе такого помыслить - мама (да и жизнь) учила же: не снимай штаны на людях. Позор, да и самой стыдно. Но и увещевать позорников умные и взрослые будут каждый сам. По отдельности, не в стае. Оттого и теряется их голос в бандерложьем визге: «Они с нами! Они такие же, как и мы! Без штанов! Это правда – мы все так говорим».

Вот оператор (не только он, но как пример) попытался было увещевать – на него насели сразу кучей, «он чуть не исчез под хлынувшей на него волной обезьян». Но когда есть жизненный стержень, выпрямиться легко: «Я живу по принципам, принятым мной несколько десятилетий тому, - ответил он. - Я за свою жизнь много чего видел. Пришлось пообщаться и с опозами во времена становления независимости, и президентов я поснимал штук... может 12. И первые "Дзяды" в Минске - моя камера. Так что информации для размышлений и выбора своей правды у меня было предостаточно. Я ее выбрал. И работал на таких же контрактах, как и все. Только я все делаю не за кусок хлеба, а из убеждений».

Что здесь занятно: он большинство наших раскорячившихся наблюдал настолько близко и так долго, в работе и в быту, что знает про них… ну, почти все. Это тоже входит, между прочим, в правду жизни. Вот этого «всего» людям не говорить даже наедине, не то что публично. До последнего.

И поэтому тоже, возможно, самодостаточные и с принципами не сильно стремятся создавать свои группы в интернете. Они имеют на это право. Хотя противостоять уже очевидно сходящим с ума бандерлогам нужно.

Как быть? У меня нет рецепта, но есть предложение. С осени при любых деловых (а наверное, даже и личных) контактах с человеком смотреть не только резюме и не слушать лишь рекомендации. Но и залезть в интернет, чтобы убедиться: готов твой визави при случае совершить общественный камин-аут или крепок?

Потому что не так и важно, демократ рядом с тобой или коммунист. Убежденная феминистка или красивая женщина. Хулиган или интеллектуал. А важно понимать, не бандерлог ли он.

«Мы, жители джунглей, не имеем с ними дела; не пьём там, где пьют обезьяны; не двигаемся по их дорогам. Народ изгнал их из своей памяти, и мы не обращаем на них внимания, даже когда они бросают нам на голову грязь и орехи».

Запомни это, человеческий детеныш.

mukovoz@sb.by

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter