Строго, но справедливо

Департаменту финансовых расследований КГК исполнилось 15 лет
Департаменту финансовых расследований КГК исполнилось 15 лет

На входе в кабинет Сергея Барановского, директора департамента финансовых расследований Комитета госконтроля, недвусмысленная табличка: «Просьба мобильные телефоны отключить, фотоаппараты и звукозаписывающие устройства сдать на хранение». Мы с фотокором эту просьбу не выполнили. Но ведь пришли не сознаваться в нелегальном предпринимательстве, а брать интервью: завтра финансовой милиции исполняется 15 лет.

— Сергей Константинович, вы, насколько я знаю, четвертый руководитель департамента за эти годы. Какую стратегию избрали для развития ведомства?

— Главная задача департамента финансовых расследований — обеспечение экономической безопасности страны. Проще говоря, мы заботимся о том, чтобы не пустовала государственная казна: хватаем за руку коррупционеров, убеждаем — причем действенно — бизнесменов исправно платить налоги. Ведь что такое взятка в широком смысле слова? Беря «откат» за выгодный контракт, государственный чиновник не только продает свою деловую честь и тем самым совершает уголовное преступление, но и подрывает репутацию всего предприятия. За январь — июнь мы выявили 109 подобных фактов, причем особенно много их в сельском хозяйстве. Планируем обратить на этот сектор особо пристальное внимание. Поэтому тем, кто еще колеблется в решении брать или не брать, искренне советую: оно того не стоит...

— Вы сказали, что «убеждаете бизнесменов платить налоги». Если не секрет, каким образом?

— Секрета здесь действительно нет. Просто те предприниматели, кому уже однажды пришлось в одночасье заплатить все «забытые» налоги и внести штраф за уклонение от них, не станут повторять своих ошибок. К тому же руководитель любого предприятия не может не знать, что платить налоги необходимо. Хотя бы потому, что все мы обращаемся в поликлиники, водим в школу детей, а в старости хотели бы получать достойную пенсию. А именно из налоговых платежей финансируется социальная сфера. И каждый процент от прибыли — это взнос в будущее.

Наша задача не в том, чтобы завести на нечистых на руку бизнесменов как можно больше уголовных дел. Отнюдь! Мы лишь возвращаем государству то, что было у него украдено. За минувшие 6 месяцев вернули в бюджет 109 миллиардов рублей — больше, чем за весь прошлый год. Причем руководители, которые были впервые замечены в налоговом воровстве, получили право помилования: вовремя возместивших ущерб Президент освободил от уголовной ответственности. Полагаю, их пример станет хорошей наукой для других.

— Сергей Константинович, вашим сотрудникам приходится вступать в интеллектуальный бой с лучшими менеджерами и бухгалтерами, изобретающими все новые способы сокрытия прибыли...

— Но ведь и мы не стоим на месте! Только в минском управлении работают 236 контролеров. Наше главное требование к соискателям — иметь юридическое или экономическое образование. И сотрудники выполняют его неукоснительно: у большинства — по два диплома. Каждые три года все проходят обязательное повышение квалификации в Институте национальной безопасности. Поэтому не было еще такой схемы ухода от налогов, которую мы не смогли бы распутать. Последний пример: несколько сотрудников Белорусского индустриального банка с помощью векселей и реквизитов на деле несуществующих предприятий Латвии и России обналичили более 151 миллиарда рублей. Мы разобрались, как это было сделано, и задержали аферистов. Поэтому поверьте: держать ответ за свои махинации перед судьей придется всем, кто еще не понял, что настало время работать честно.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter