
Готовится новая концепция
Как отметил Игорь Петришенко, в первую очередь речь идет о развитии высшего образования, воспитании нашего студенчества, учащихся средних специальных учебных заведений, работе в школе, патриотическом воспитании.— Нам предстоит сформулировать, как реализовывать те задачи, которые стоят перед системой образования, и как их успешно претворить в жизнь.

— Завершается разработка проекта концепции развития системы образования страны до 2030 года. Планируем в ближайшее время опубликовать проект документа на сайте министерства. Впоследствии вынести его на рассмотрение Республиканского педагогического совета, где с педагогической общественностью страны примем эти концептуальные подходы. Главные принципы системы образования останутся неизменными. Это государственно-общественный характер управления, социальная справедливость, равный доступ к образованию и повышение его качества.
Основной целью, подчеркнул руководитель министерства, согласно программе социально-экономического развития страны на пятилетку определено развитие человеческого потенциала:
— Этот посыл звучал и на Всебелорусском народном собрании. Это самое главное достояние и тот драйвер возможного развития нашей экономики, который напрямую зависит от образования. Если мы сегодня выстроим систему образования под потребности экономики, подготовку соответствующих кадров, инновационный путь развития, цифровую экономику, то очевидно, что человек для нас, для страны, не обладающей большими природными запасами углеводородов, сыграет ключевую роль. Это очень важный фактор для экономического роста.

Приемка по правилам, аналогичным для школ
Говоря о задачах системы образования, которые определены в государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, Игорь Петришенко особое внимание уделил вопросу доступности мест в дошкольных учреждениях.— В системе дошкольного образования одна из главных задач — его доступность. В течение последних пяти лет мы практически решили проблему с обеспеченностью детей местами в дошкольных учреждениях. За это время в регионах построено более 70 детских садов на 14 тысяч мест. Остались единичные районы с интенсивной жилой застройкой, где пока актуален вопрос шаговой доступности детских садов. В дальнейшем будет продолжено интенсивное строительство детских садов. И до конца 2025 года запланировано построить более 90 дошкольных учреждений на 21 тысячу мест. Большинство из них в Минске и Минской области.
Игорь Петришенко убежден: при возведении садов важно учитывать не только текущий момент, но и видеть работу этого сада в перспективе. Ведь речь идет о немалых бюджетных средствах, а значит и отдача, эффективность работы детсада должна быть соответствующей.
— Необходимо рассматривать различные варианты, в том числе открытие семейных детских садов, размещение учреждений или отдельных групп на первых этажах жилых зданий. Есть положительные примеры по таким детским садам. Нужно активнее привлекать инвесторов к строительству дошкольных учреждений.
Не менее важно, отметил Игорь Петришенко, модернизировать дошкольные учреждения и оснащать их современным оборудованием. Для этого в регионах должны быть соответствующие пятилетние планы. Кроме того, заместитель Премьер-министра убежден: детские сады, как и школы, должны проходить проверку к началу учебного года по единым требованиям.
— В этой связи необходимо проработать вопрос о приемке детсадов по правилам, аналогичным для школ.

Основные задачи выполнены
Подводя итоги минувшего года, Игорь Карпенко отметил — основные задачи были выполнены:— Минувший год был непростым, пандемия сказывалась на организации образовательного процесса. Надо отдать должное: система образования с этими вызовами справилась успешно, в том числе за счет оптимального выстраивания схемы взаимодействия с органами здравоохранения в решении эпидемиологических вопросов. Мы не пошли по пути ряда стран, которые, полностью закрыв школы, констатируют факт ухудшения качества образования и что дети потеряли к нему доступ. Мы решали проблемы, которые возникали, точечно.
Министр дал высокую оценку платформе «Единый информационно-образовательный ресурс», которая разрабатывалась с учетом международного опыта и работает в тестовом режиме:
— Вариант, когда учитель читает лекции через интернет, не самый оптимальный. Не у всех есть доступ к гаджетам. Есть семьи, где несколько детей школьного возраста. Возникает вопрос: как им заниматься в онлайн-режиме? Мы создали платформу, которая действует вне зависимости от работы школы, поддерживается непосредственно нашим Национальным институтом образования и Главным информационно-аналитическим центром Министерства образования, а наполняли ее учителя-практики. Да, она еще несовершенна, но работа продолжается. Знания учащийся может получить без привязки к интернету, а роль учителя сводится к консультациям, тьюторству и аттестации учащегося.
Дистанционная форма обучения успешно используется в вузах страны. По словам Игоря Карпенко, она также хорошо зарекомендовала себя в сфере экспорта образовательных услуг:
— Благодаря этому экспорт услуг не упал. Мы даже перевыполнили план на один процент. В прошлом году в Беларуси обучалось около 27 тысяч студентов из 109 стран мира, мы заработали 82 миллиона долларов.
arteaga@sb.by