Какой автомобиль может перейти в категорию ретро

Старый поворот

В столице с апреля на охраняемые штрафстоянки отвезли 195 машин, которые правильнее назвать автохламом. От 106 владельцы отказались, остальные 89 хозяева вернули себе. Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев поставил задачу в ближайшее время убрать с улиц и дворов заброшенные автомобили. Сколько на них можно заработать,  разбиралась корреспондент «НГ».

Фото Максима Казунка

Эвакуатор вызывали?

Есть два способа автоутилизации. Первый — самый простой и быстрый — воспользоваться услугами ЖЭСа. Сняв транспорт с учета в ГАИ, владелец может обратиться в любую коммунальную службу. Сотрудники ЖЭСа своими силами вывезут автомобиль. Кузов сдается на вторсырье, окупая затраты погрузочно-разгрузочных работ и перевозки.

Второй способ — самостоятельный вывоз техники в один из пунктов приема. Переработкой занимается завод «Белвторчермет». Там платят за вес чистого металла — 33 копейки за килограмм. Средняя цена услуг по эвакуации в пределах города — 60 рублей. 

Если же авто на ходу, можно добраться до пункта приема самостоятельно. Там колеса снимут, автомобиль поставят на весы. Отдельно взвесят и диски без резины. «Оголенный» кузов легковушки среднего класса будет весить около тонны. После сдачи машины в утиль можно получить на руки более 300 рублей. 

Обмен с доплатой

Популярная в зарубежных автосалонах система обмена старой машины с доплатой на новую (Trade In) пришла в Беларусь несколько лет назад как механизм стимулирования продаж в автосетях. Менеджеры компаний отметили, что клиентов с подержанным транспортом можно условно разделить на две категории. Первые приобретают авто без пробега, ездят несколько лет, после чего сдают дилерам, доплачивая 3—5 тысяч долларов за новый экземпляр. Причем предпочитают технику аналогичного класса, но представляющую новое поколение. Вторые — сбывают машины возрастом от десяти лет и старше. Платят немного, но все-таки больше, чем если бы на свалке приняли на вес. Например, «Жигули» до 30 лет могут быть оценены около 1,5 тысячи руб­лей. Кстати, через Trade In редко проходят «старички» из 80-х.

Mercedes 220S до и после реставрации. 
Фото из личного архива рестовратора Сергея Вантуха


Некрутые разборки

Цены запчастей для «Москвича-412» и «Москвича-2140», например, на автобарахолках держатся в таких пределах: стартер — 45 рублей, задний фонарь — 52, двигатель — 136, карбюратор — 52, рулевая колонка — 50, задний мост — 79 рублей. Целиком «москвичонок» под разбор готовы отдать за 500 руб­лей. Основательно добитые экземпляры уступают за 200, а кто-то вообще отдает даром: «Лишь бы вывезли». 

50+ снова в моде

В социальных сетях в тематических ретрогруппах за 6000 долларов владелец готов продать пикап Chevrolet El Camino 1984 года. ГАЗ-21 1966 года выпуска — 2600 руб­лей (1000 долларов): «Все элементы кузова и салона родные и оригинальные. Машина стоит в гараже с очень давних пор. Но заводится легко». Покрашенный и прошедший антикоррозийную обработку «Моск­вич-2140» — 3797 рублей. 

Чтобы узнать, сколько стоит отремонтировать «древность», обратилась к основателю клуба ретроавтомобилей Максиму Казунку. Специалист рассказал, что чем реже марка машины, тем дороже ее реставрация. А доходить она может и до ста тысяч долларов.

— Раньше машина и в 20 лет считалась молодой, делали на века, — говорит Максим. — Чтобы восстановить один автомобиль, нужны, как правило, три донора аналогичной модели и того же года выпуска. Их предстоит разобрать, почистить, покрасить. И сам автомобиль мы полностью перебираем.

На реставрацию уходит около года, если для него есть все запчасти. И с каждым годом цены на ретротехнику увеличиваются. 

Кстати, ретромашины делятся на две категории: Youngtimer (возраст от 25 лет) и Oldtimer (от 50). Реставратор автомобилей Сергей Вантух семь лет назад восстанавливал Mercedes 220S 1964 года выпуска: 

— Он попал ко мне практически в полной комплектации, под капотом даже резиновые трубки остались. Вот только ухода не было — последние годы раритет тихо гнил на улице. Вид у него, кстати, щегольский: белая крыша, ярко-синий кузов — явно не заводская окраска. Этот Mercedes, к примеру, вышел с конвейера в цвете «белая ночь». Отыскав заводской каталог с палитрой цветов для 220S, я посчитал, что серый подойдет больше.

Ткани и резиновые детали редко переживают десятилетия. Но фабрики продолжают их выпуск: спрос на Oldtimer устойчиво растет. Ткань для салона реставратор купил в Германии. Средняя стоимость материалов и работ по восстановлению Oldtimer — от 35 тысяч долларов. Ценник зависит не только от марки, но и от размера автомобиля. Причем специалистам без разницы, восстанавливать «Волгу» или Mercedes. Все равно начинается работа с одного и того же: разборки чуть ли не до последнего винтика и составления перечня деталей для закупки.

— Но чем ближе должна быть машина к оригинальному исполнению, тем она дороже, — уточняет Сергей Вантух. — Сперва восстанавливается кузов. Это наиболее трудоемкая и длительная работа. Затем двигатель, трансмиссия, ходовая часть, электрика. Один из последних пунктов — смена салона. Его, как правило, заказывают с индивидуальным дизайном. А это от 2,5 тысячи рублей до 5 тысяч и выше. 

КОЛЕСА ИЗ ПРОШЛОГО

В последнее время все популярнее становится услуга аренды ретроавтомобилей. Особенно  среди тех, кто планирует устроить свадьбу в винтажном стиле. Такая деталь делает праздник более атмосферным. Но все зависит от бюджета. Некоторые пары предпочитают использовать старинную машину только для фотосессии. Например, за часовой прокат единственного в Беларуси и России Lincoln Continental Mark V 1977 года выпуска владельцы хотят 110 рублей. За американский Pontiac Gran Prix coupe просят столько же, а за «Москвич» и ГАЗ — 80 рублей.

ЧАСТО ЛИ МЕНЯЕТЕ МАШИНЫ?

Владимир Данильчук, агроном:

— Я давно езжу на Mercedes-Benz E-класса 1998 года выпуска. Недавно его перекрасил. Теперь он выглядит как новый в своем родном темно-синем цвете. У меня был еще Mercedes 2005 года. Так вот раньше на «старичке» из 90-х мы с семьей ездили копать картошку. Было не жалко. А сейчас, когда продал более новое авто и отремонтировал своего старого верного друга, то все ахают и охают, мол, какая красота. Хотя до этого жена возмущалась: «Что ты возишься с этой развалюхой? Зачем продал нормальную?» Но я не жалею, эта машина с историей. Сейчас сыну восемь лет, он часто сидит в мерсе. Когда сын вырастет, может, я ему его отдам. Будет передаваться из поколения в поколение.

Александр Скляр, электрик:

— Первая моя машина — Toyota Levin 1991 года. В 2005-м мне было 18 лет, я увидел ее на улице и влюбился! Мечтал о купе. Взял газету с объявлениями — тогда в основном так и покупали — нашел там эту «Тойоту» и поехал смотреть с младшим братом. Мы, даже не прокатившись, купили ее. Это была невероятная покупка на то время. Во дворе у других — только «копейки» и «шестерки», а тут купе, еще и черного цвета. Ездил я два года, с друзьями разобрали весь салон, добавили кожаные вставки красного цвета, клеили сами в гараже. За весь срок эксплуатации пришлось подробно изучить все детали в этой машине. Катался я на ней несколько лет, потом продал.

ЦЕНА ВОПРОСА

30-летний ВАЗ на барахолке продают за 864 рубля. Volkswagen Passat B3 на год младше, а стоит значительно дороже — 5230 рублей. За Mersedes-Benz E-класса 1982 года владелец хочет 2619 рублей. Volvo-240 1979-го обойдется в 22 260 рублей. Ухоженный ГАЗ-69 (более 60 лет) стоит 10 475 рублей.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter