Эксперты - о стратегии развития стандартизации, которая требует корректировки в соответствии с реалиями

Стандарты для новых вызовов

Стандартизация — сфера очень деликатная. С одной стороны, она способна двигать прогресс, мотивировать и помогать предприятиям выходить на новый технологический уровень, выпускать новую продукцию, повышать конку­ренто­способность. С другой — если требования окажутся слишком высокими, промышленники не смогут их внедрить исходя из уровня своего технологического оснащения, то стандарты становятся барьером для входа производителей на рынок. А в случае устаревания требований стандарта выпускаемая по нему продукция будет не нужна потребителям. Белорусская система стандартизации давно вышла на устойчивое развитие. Сформирована и реализуется Стратегия развития стандартизации Респуб­лики Беларусь на период до 2030 года. Правда, разрабатывали и принимали ее в 2019-м, когда мировая экономика вообще, а белорусская — в частности развивалась совершенно по другим парадигмам. С тех пор условия хозяйствования принципиально изменились. Поэтому и возникла необходимость обновления концепции развития сферы стандартизации. В нынешних условиях (при сохранении неизменными принципов долгосрочного развития) необходимо скорректировать подходы. И соответствующие предло­жения сейчас подготовлены Госстандартом и национальным институтом по стандартизации — Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС). В их обсуждение вовлекается максимально возможное количество заинтересованных сторон: промышленность, бизнес, государственные органы.

В стране созданы все условия для устойчивого развития системы стандартизации.
 
С 1990-х годов белорусская система стандартизации прошла большой путь. Если в конце прошлого века доля гармонизации СТБ с международными стандартами составляла менее трети, то сегодня в отдельных отраслях достигает 87 процентов. Национальная законодательная и нормативная правовая база гармонизирована с законодательством ЕАЭС, соответствует требованиям Всемирной торговой организации. Хотя Беларусь все еще находится в процессе присоединения к ВТО, наши ключевые внешнеторговые партнеры практически все являются членами этой международной организации.

Создана и постоянно совершенствуется национальная инфраструктура качества. Функционирует 46 технических комитетов по стандартизации, охватывающих все ключевые отрасли экономики.

— Стандарт — мощный источник информации
, — объясняет начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич. — Если у предприятия нет собственной научной базы, то использование стандартов, гармонизированных с международными, поможет ему выйти на новый технологический уровень.

Именно поэтому стандарты крайне важны для динамичного развития реального сектора. И сейчас важно в этом направлении идти опережающими темпами, чтобы обеспечить технологический рывок. Как отметила Оксана Гришкевич, сегодня страна нуждается в так называемой опережающей стандартизации, когда стандарты определяют требования к продукции, которая еще только разрабатывается. Тем более что надо понимать: наибольшая коммерческая отдача от новых стандартов происходит в течение первых трех-четырех лет. Таким образом, эта сфера является одним из факторов повышения конкурентоспособности продукции, что всегда актуально, особенно в нынешних сложившихся непростых экономических условиях.

По мнению директора БелГИСС Александра Скуратова, в стране созданы все условия для устойчивого развития системы стандартизации. Тем не менее жизнь требует, по крайней мере на некоторое время, пересмотреть стратегию. Сейчас перед страной стоит несколько принципиальных задач. Во-первых, преодолеть проблемы, связанные с разрывом логистических поставок и отсутствием или дефицитом ряда узлов и комплектующих, прежде всего для машиностроительного комплекса. Очевидно, что локализация и импортозамещение могут дать эффект и обеспечить независимость отечественных производств от импорта. Но на эти мероприятия необходимо время. В краткосрочном периоде, в обоснованных случаях, видимо, придется пойти по пути некоторых изменений. Во-вторых, ответом на все современные вызовы и угрозы является технологический прорыв. По мнению Александра Скуратова, следует не просто повторять импортную продукцию. Новые производства нужно создавать на новом технологическом уровне. Соответственно, необходимы и новые стандарты.

Поэтому в краткосрочном периоде перед системой стандартизации стоят несколько противоречивые задачи. С одной стороны, по некоторым направлениям не слишком повышать требования к продукции. Формировать их исходя из объективного научно-технического уровня нашего реального сектора. С другой — в иных сферах следует сформировать систему так называемой опережающей стандартизации. Третье актуальное направление в современных условиях — внедрение экспортных стандартов.

— Когда к одной и той же продукции могут предъявляться различные требования исходя из рынков, на которые она будет поставляться, — объясняет Александр Скуратов. — Сегодня, например, каждое предприятие решает проблемы поиска технических требований того или иного рынка и их перевода самостоятельно. И не исключено, что идет по тому пути, который уже прошло другое предприятие отрасли. Разработка же государственных стандартов на наиболее востребованные группы продукции на внешних рынках повысит доступность требований для широкого круга предприятий, оптимизировав их затраты.

Очевидно, что представители коммерческого сектора, предприятий должны более активно включаться в этот процесс. В появлении новых стандартов заинтересованы именно субъекты хозяйствования. И логично, чтобы бизнес активизировался по этому направлению. Тем более что их коллеги, партнеры (но одновременно и конкуренты из России и Казахстана) активно участвуют в разработке стандартов. С другой стороны, хорошим стимулом для отечественных компаний станет предоставление субсидий на разработку стандартов. Соответствующее постановление Правительства уже подготовлено.

Также, по мнению Александра Скуратова, необходимо повышать гибкость, учитывая современные изменчивые внешние реалии. Поэтому принципиально важно сократить время на принятие новых стандартов, как применяя цифровые технологии, так и совершенствуя организацию этого процесса. Дело в том, что стандартизация — одна из самых открытых сфер. И любые требования к продукции — результат не административного решения, а консенсуса заинтересованных участников рынка. Поэтому проекты стандартов в обязательном порядке рассылаются производителям для замечаний, уточнений, предложений. Процесс необходимый, но несколько растянутый во времени. А сегодня крайне важна оперативность. С другой стороны, стандарт — не самый простой технический документ. Некоторые занимают сотни страниц. И быстрый анализ должен идти не в ущерб качеству экспертизы.

Прошедшие дискуссии показали, что обновленные концептуальные подходы находят положительный отклик. Проект стратегии планируется доработать и утвердить в ближайшее время. По мнению председателя Госстандарта Валентина Татарицкого, впереди самое важное — реализовать то, что продекларировано:

— Предстоит колоссальная работа с привлечением промышленности и бизнеса. Это найдет отражение в плане мероприятий, каждое из которых будет предусматривать принятие конкретных мер по его практической реализации.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter