Справедливость в тестовой форме

Альтернативы централизованному тестированию нет, потому что машине все равно, какой длины у абитуриента волосы и сколько дыр на коленках его джинсов.

К такому выводу пришли участники вчерашнего “круглого стола” — учителя столичных школ № 19, 32 и 189, представители Республиканского института контроля знаний и успешные абитуриенты-2006, ныне первокурсники ведущих белорусских вузов.
Самый свежий пример компьютерной беспристрастности сейчас учится на первом курсе медицинского университета. Выпускник одной из витебских школ Илья выдержал конкурс и был зачислен в вуз без каких бы то ни было льгот, по результатам трех сертификатов централизованного тестирования и среднему баллу аттестата. Хотя отметки в его аттестате не просто невысокие, а ужасающе низкие: по профильным биологии и химии — “двойки”, по русскому языку 5, а по всемирной художественной культуре вообще единица.
— Мы будем следить за его успехами, но не сомневаемся, что он сдаст первую и последующие сессии, — заверил директор РИКЗ Николай ФЕСЬКОВ. — Не может человек знать французский язык на 6, а русский — только на 3. Отметка не должна быть способом наказания учеников...
Как надо готовиться, чтобы сдать тестирование компьютеру успешно?
— Мне здорово помогло то, что я люблю читать, — призналась обладательница “десятки” по русскому языку, выпускница СШ
№ 19, первокурсница БГУ Анна СИНКЕВИЧ. — Это вырабатывает интуицию, которая подсказывает правильный ответ в случае сомнения. А еще надо много заниматься самостоятельно, по сборникам тестов, и на подготовительных курсах. Репетитора у меня не было.
Можно ли угадать правильные ответы?
— 1700 абитуриентов, сдававших испытание по математике, получили по одному баллу, то есть ни на один вопрос не ответили правильно. Спрашивается, почему никто из них не угадал? — задал риторический вопрос Николай Феськов.
— Мне нравится тестирование, но я считаю, что у каждого человека должно быть минимум два шанса его сдавать, — считает выпускница СШ № 189, первокурсница БГЭУ Саша КРИВЕНКОВА. — Я нашла решение сложной задачки по математике, но в последнем действии сделала арифметическую ошибку — неправильно сложила корни. Если бы так случилось во время контрольной работы, мне засчитали бы часть решения. Абитуриенты волнуются, допускают ошибки в простых действиях. И одного урока русского языка в неделю для выпускных классов мало! У меня мама филолог, поэтому я занималась и в школе, и дома, но многие одноклассники вынуждены были идти к репетитору.
В Министерстве образования не раз звучал вопрос о том, можно ли искоренить репетиторство. Наверное, нельзя, пока количество претендентов на студенческий билет выше количества мест в учебных заведениях. Но упорядочить дополнительную подготовку абитуриентов можно. Гродненский региональный центр тестирования на базе местного университета лишил репетиторов работы. Его специалисты диагностируют всех выпускников и составляют для каждого индивидуальную траекторию подготовки. Цены значительно ниже тех, которые устанавливают репетиторы.
Организацию процесса тестирования можно усовершенствовать. Минувшим летом, например, десятки тысяч абитуриентов записались на испытания, но не пришли на них. А некоторые пришли и заполнили бланки, но даже не забрали выписанные им сертификаты. Как отсечь этот “балласт”, который дорого обходится организаторам, вынужденным в горячую абитуриентскую пору считать каждую минуту? Как усовершенствовать тесты по иностранным языкам, чтобы школа, бросившись зубрить английскую и французскую грамматику, не разучилась разговаривать? Как объяснить родителям и выпускникам, что тестовые задания должны быть трудными, а предложение свести все вопросы к базовому уровню школьной программы противоречит идее централизованного тестирования как способу ранжирования абитуриентов?
Республиканский институт контроля знаний готов провести централизованное тестирование в 2007 году по 14 школьным предметам. Хотя не исключено, что их станет больше: все чаще из уст ректоров вузов звучат предложения вообще отменить вузовский экзамен.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter