Сожженные сердца сентября

Книжный навигатор
Дзянiс Хвастоўскi. Лугназад. Вершы. Прадмова i ўкладанне Вiктара Жыбуля. Мiнск, выдавец I.П.Логвiнаў, 2006.

Он умер в 25 лет. Незадолго до смерти сжег целый рюкзак своих рукописей. Он был лирик и романтик, оставивший адрес: «Краiна Спаленага Сэрца. Сяло Старыя Мастакi». Но выступал с авангардистским литературно–художественным движением «Бум–Бам–Лит», мастерски читая забавное стихотворение о поцелуе с пылесосом. Впрочем, игра со словами и смыслами тоже удавалась ему. Он, городской юноша, был предан белорусской культуре, но считал себя шотландцем. Даже придумал шотландского предка — Теда Маккена, о похождениях которого писал стихи. В бытность свою студентом истфака Денису удалось даже так заполнить университетскую анкету: национальность — шотландец, пол — средний... Содержание сборника пестрое — и отшлифованные тексты, и наброски из черновиков. Стихотворения–конструкции и тут же — мифологическая образность, сказовая интонация, стилизация, иногда пародийная, «под фольклор». Что–то вроде Юрия Кузнецова с его «Атомной сказкой». Например, стихотворение о спящей в хрустальном гробу принцессе, а гроб пыльный, в подпалинах от окурков и вместо принцессы — кукла Барби. Или о пане, который «уставаў заўсёды рана, /Каб злiчыць дванаццаць зор». А потом исчез, а звезды все так же «свецяць, грэцца не даюць. Iх дванаццаць? Не. О, Божа,/ Пакажы мне панскi пуць». Кстати, о языке... Поэт сознательно изменял его ткань, вводя неологизмы, заимствования, играя созвучиями. Особенно озорно звучат переводы из Александра Сергеевича Пушкина, напоминая, что и поэзия Пушкина в свое время шокировала публику разговорным языком.

Совсем другие истории. Сборник рассказов. Составитель Надин Гордимер. Открытый мир, Москва, 2006.

Не так часто сегодня появляются сборники рассказов — ну, молодежь еще бывает собрана в этакую «икебану»... А «литературные зубры» — каждый индивидуально — приносят доход издателям.

Этот сборник дохода не принесет. Потому как благотворительный: лауреаты Нобелевской, Букеровской, Гонкуровской и т.д. премий отдали по рассказу для сборника, средства от коего пойдут на борьбу со СПИДом. (В России — на хосписы.) Разумеется, это не могло не повлиять на отбор материала — смерть почти в каждом тексте. То открыто улыбается безгубым ртом, то скользит тенью... Умирает кентавр из рассказа Жозе Сарамаго — осколок древних мифов, чужой в нашем мире. Медленно, некрасиво умирает героиня Джона Апдайка, и ее бывший однокурсник, типичный человек мегаполиса, так и не обретает сопереживания без примеси брезгливого страха. Мальчик из рассказа Ньябуло Ндебеле погибает от пули полицейского... Жители африканского селения, о которых повествует Надин Голдимер, умирают от голода и войны... Что ж, ради получения престижных премий нужно осваивать приносящие славу темы. А у нас уникальная возможность увидеть панораму литературной элиты мира и, как парфюм выбирают по маленьким пробникам, выбрать своего автора.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академкнига», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter